20:12 / 8 декабря 2016

Как Юрий Шафраник изменил бизнес-среду Тюмени

tmn_2016_2_ТМН_2013_05_публикация__T3B7780_0____0

 

Выдержки из личного интервью журналу tmn

Досье


Шафраник Юрий Константинович

Первый губернатор Тюменской области (с 1991 по 1993 год), министр топлива и энергетики с 1993 по 1996 год, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России с 2002 года, председатель правления компании «СоюзНефтеГаз»

Родился 27 февраля 1952 года в селе Карасуль Ишимского района Тюменской области.
 
Окончил Тюменский индустриальный институт. Доктор экономических наук (2006).
 
Профессиональный путь нефтяника прошел от слесаря на промысле до министра топлива и энергетики России.

 

Звания, награды и должности


Награжден орденом Дружбы народов за успешную производственную деятельность (1988).
 
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации (1999).
 
Награжден орденом Почета за большой вклад в осуществление проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые создали своеобразный инвестиционный прорыв в российский ТЭК (2000).
 
Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2002).
 
Председатель Попечительского совета Фонда поддержки молодежных инициатив и здорового образа жизни «Наш выбор – малая Родина» (2002).
 
Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации (2010).
 
Почетный гражданин города Лангепаса, Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области (2000).
 
Председатель правления Совета по информации и сотрудничеству топливно-энергетического комплекса (СИСТЭК).
 
Доктор экономических наук (2006).
 
Член президиума Академии горных наук.
 
Академик Академии технологических наук.
 
Академик Международной академии топливно-энергетического комплекса.
 
Сопредседатель наблюдательного совета общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности.
 
Член Попечительского совета Фонда Михаила Шемякина.
 
Награжден орденом Серафима Саровского III степени (2012).

Тюмень для меня – в первую очередь, великий исторический феномен: это и первый русский город за Уралом, первый в Сибири, и великое освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, значение которого мы еще до конца не осознали. Это явление мирового масштаба и база для дальнейшего освоения нефтегазовых кладовых Сибири и Дальнего Востока.

Когда я говорю «Тюмень», то подразумеваю, прежде всего, Большую Тюмень: от рыбацкого поселка Гыда на севере до Исетска на юге. Я родился в Большой Тюмени. Любил, люблю и понимаю ее как неразрывную общность земли и людей, хотя и разделенную для удобства управления такой огромной территорией.

Мне довелось руководить созданием ТНК и быть председателем совета директоров предприятия (подчеркиваю – не собственником). И я очень хотел, чтобы бренд оставался на территории Большой Тюмени вообще и на территории города Тюмени в частности. Поэтому об уходе этого бренда сожалею, но не жалею: времена меняются – меняются и названия.

Мы смогли остановить отраслевую деградацию и обеспечить создание вертикально интегрированных компаний, действующих, как мы тогда сформулировали, «от скважины до бензоколонки».

В исключительно сложных условиях нам удалось сберечь ТЭК. Более того, на обломках семи союзных министерств мы создали компании в электроэнергетике, угольной и нефтегазовой промышленности. И я горжусь тем, что к концу 1990-х эти предприятия заработали эффективно: даже дотационная до тех пор угольная отрасль стала рентабельной.

Замечательно, что наши нефтяные и газовые компании заметно «подросли, окрепли и укрепились», обрели международный статус. Практически по всем основным показателям нефтегазовая отрасль России демонстрирует более высокие значения, чем во времена СССР, когда они являлись мировыми рекордами. Уверен, что эти достижения стали возможными благодаря правильно заложенной и проведенной реформе в отрасли и очень продуктивной работе государства и компаний за последние 15 лет. И хотя за это время не было открыто ни одного крупного месторождения, но мы обладаем крупнейшими запасами на Ямале и Ванкоре. Изменилось очень многое. Сегодня мы базируемся на новых технологиях и именно за счет этого обеспечиваем необходимый уровень добычи в зонах позднего освоения. Это очень важно и необходимо для страны.

Я считал и считаю, что основной подход должен заключаться в формировании рыночного сегмента за счет создания конкурентной среды и равных условий для производителей энергоресурсов.

Стране нужен мощный национальный игрок на мировом нефтегазовом рынке, обладающий государственным контрольным пакетом акций. И замечательно, что такой игрок есть. У нас впереди очень серьезные энергетические проекты, которые невозможно реализовать без «национального инструмента», подобного «Роснефти».

Применительно к сланцам слово «революция» не очень уместно. Просто последние 10–15 лет характеризуются радикальным изменением технических и технологических параметров производства углеводородов. Причем правильнее говорить даже не о сланцевой нефти или сланцевом газе, а о нефти и газе из нетрадиционных источников.

Нельзя рассуждать о газе обобщенно: он на каждом рынке имеет свои особенности по объемам и трудности добычи, по характеру местной промышленности, использованию в жилищном секторе, по цене. Бессмысленно тут равнять Ямал, Краснодар, Иран, Катар, Западную Европу, Америку…

Между открытием месторождения и началом его разработки в среднем проходит семь-восемь лет. Значит, надо отдать приоритет буровым работам. Мы бурим 20 миллионов метров в год, а надо 40. Причем на основе современных технологий, чтобы быть конкурентоспособными.

tmn_2016_2__T3B7962_1

Стране нужен мощный национальный игрок на мировом нефтегазовом рынке, обладающий государственным контрольным пакетом акций. Это – «Роснефть»

Важно, чтобы не через 15–20 лет, а именно сейчас были четко определены основные задачи всех участников «большой арктической игры», чтобы в кратчайшие сроки были очерчены контуры − не детали – осуществления невиданного мегапроекта.

Такие комплексы, как Штокман или похожие на него, в северных широтах или на шельфе северных морей, должны рассматриваться и оцениваться не с позиций возможного увеличения объемов добычи нефти на них, а с позиций, в первую очередь, того, как российская индустрия «сработает» на них: в каком масштабе используя достижения отечественной науки, нашего машиностроения, нефтегазового блока. Если доля российского участия оказывается невысокой, то реализацию таких проектов надо откладывать лет на 25.

Сейчас Тюмень непрерывно хорошеет благодаря грамотному направлению средств на реализацию интересных градостроительных решений. Меня это, разумеется, радует. У Тюмени облик душевного и современного, развивающегося города.

Текст: Валерий Гут, Лариса Меркурьева
Фото: Глеб Кордовский

 
 
 

Основные вехи

2304

Сентябрь 1991 года. В стране по-прежнему сохраняется напряженная обстановка: накануне прошел августовский путч, принят закон о приватизации, активным ходом идет распад СССР. Не менее динамично развивается ситуация и в Тюменской области – флагмане всех новаций в сфере недропользования в России. Именно в этот непростой период на должность губернатора Тюменской области назначается бывший глава «Лангепаснефтегаза» Юрий Шафраник.

ПРОИЗВОДСТВЕННИК (1974–1990)


«Я был молодым специалистом – слесарем на промысле, маленьким винтиком в большой системе, но мне было понятно, насколько масштабные происходят события».

До 1991 года. Этому назначению предшествовали два факультета Тюменского индустриального института (инженер-электрик по автоматике и телемеханике и горный инженер по технологии и комплексной механизации разработки нефтяных и газовых месторождений). Затем работа на предприятиях производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» слесарем-механиком, инженером-технологом, старшим инженером, начальником лаборатории. И дальше вверх по карьерной лестнице – с первых дней обустройства нового, Урьевского, нефтяного месторождения Шафраник работает в НГДУ «Урьевнефть». А спустя семь лет становится генеральным директором сформированного им производственного объединения «Лангепаснефтегаз». Он принимает непосредственное участие в начале освоения нового нефтяного района – месторождений Лангепасской зоны (Урьевское, Поточное, Покачевское и другие), создании инженерной инфраструктуры и строительстве городов Лангепас и Покачи. За 10 лет благодаря такой плодотворной работе добычу нефти в Лангепасском нефтяном районе удалось поднять фактически с нуля до 30 миллионов тонн в год.

3453
 

ПОЛИТИК (1990–1997): ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ


«Прежде всего надо представить атмосферу в стране в начале 1990-х. Хотя бы пунктирно: «гибель империи», рождение в муках – политических, экономических, социальных – нового государства».

1990 год. Тюменская область – один из сложнопостроенных субъектов Российской Федерации, включающий два автономных округа – Ханты-Мансийский является лидером российской нефтедобычи, а Ямало-Ненецкий – природного газа.

Работая генеральным директором производственного объединения «Лангепаснефтегаз», в марте 1990 года Шафраник избирается депутатом Тюменского областного Совета народных депутатов, а 14 апреля 1990 года в результате альтернативных выборов из восьми кандидатур – председателем Совета.

В этот период богатейшая по запасам углеводородного сырья Тюменская область остро нуждалась в создании механизмов стабильного формирования бюджета. Отдавая невосполнимое сырье, жители области должны были быть уверены, что территория получает адекватную компенсацию для социально-экономического развития.

Осознавая это, в декабре 1990 года Шафраник с группой единомышленников разрабатывает и проводит через областной Совет концепцию развития Тюменской области, основой которой является механизм введения платности недропользования.

В декабре 1990 года Шафраник с группой единомышленников разрабатывает и проводит через областной совет концепцию развития тюменской области, основой которой является механизм введения платности недропользования

Указ №122 «О развитии Тюменской области», подписанный президентом, стал большим успехом Шафраника. Помимо платности недропользования в нем были определены и другие стратегические направления: создание вертикально интегрированных компаний, рыночный механизм формирования цен на нефть, создание Фонда развития области и прочие.

Этот указ оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие региона, поскольку полученные от недропользования средства направлялись, прежде всего, на развитие здравоохранения (многопрофильная клиническая больница, завод лекарственных форм), повышение культуры сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса.

Назначение 27 сентября 1991 года Юрия Шафраника главой администрации (губернатором) Тюменской области было вполне закономерным и последовательным решением. Ведь в конечном итоге благодаря его работе Тюменская область в этот период стала флагманом большинства новаций в сфере недропользования в России и начала стабильно получать достаточные для развития финансовые ресурсы.

tmn_2016_2_Нефтяные «генералы» Тюменской области с начальником Главтюменнефтегаза В.И. Грайфером (в центре); г. Тюмень, 1990 г._4
 

ПОЛИТИК (1990–1997): МИНТОПЭНЕРГО


«Замечу в скобках, что в ближайшее десятилетие я бы не советовал приватизировать «Роснефть» более чем на 40%».

tmn_2016_2_1219809_0001_3

1993 год. Сложный и поистине драматический период в судьбе России: рушились политические скрепы; разрывались экономические узлы, державшие жизнеобеспечение страны; резко менялись формы хозяйствования и собственности.

Именно в этом году указом президента Юрий Шафраник назначается министром топлива и энергетики Российской Федерации. Министерской команде Шафраника удалось выработать новые подходы, обеспечить разработку новой энергетической политики России, которая была утверждена постановлениями правительства и указами президента. Именно Новая энергетическая политика стала тем нормативным документом, который определил рамки и направления, создал основу для реформирования всех отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Несмотря на активное создание нефтяных компаний, большинство из них представляли достаточно рыхлые образования в организационном плане. Необходимо было выработать и реализовать механизм их структурного, организационного и финансового укрепления. Эти задачи решал подготовленный Шафраником Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 года №327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний». Указ создавал условия для усиления вертикальной интеграции и совершенствования структуры этих предприятий, а также закреплял статус акционерных компаний «Транснефть» и «Транснефтепродукт» как основных объектов государственного регулирования в нефтяном комплексе.

tmn_2016_2_571_0___11

ПАО «НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ «РОСНЕФТЬ»

tmn_2016_2_1RIAN_01269679.HR-pic668-668x444-83986_9

Российская нефтегазовая компания, 69,5% акций которой принадлежит государству. Является крупнейшей в мире публичной компанией по объему добычи нефти. По данным журнала «Эксперт», в 2012 году занимала третье место среди российских компаний по объемам выручки. Штаб-квартира – в Москве. Входит в список Fortune Global 500 2014 года (46-е место). На конец 2012 года в компании работают около 170 тысяч человек.


МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ «РОСНЕФТЬ» БЫЛА СОЗДАНА 29 СЕНТЯБРЯ 1995 ГОДА ИМЕННО ЮРИЕМ ШАФРАНИКОМ

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
— Борьба за национальное достояние выходила порой на международный уровень: так обстояло дело с навязывавшейся приватизацией «Транснефти». Разделить и приватизировать компанию требовали в один день. Тогда мы вынуждены были в оперативном режиме собрать отраслевых министров основных стран-производителей, ключевые компании и провести закрытую дискуссию. Мы доказали, что при приватизации «Транснефти» не только расцветет коррупция, но наступит коллапс отрасли! И только тогда удалось сбавить накал давления на российский ТЭК, шедшего изнутри и из-за границы.

Кроме того, государственное предприятие «Роснефть» преобразовывалось в акционерное общество и наделялось особыми полномочиями Правительства РФ по доверительному управлению закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, не вошедших в состав нефтяных компаний, и функциями генерального заказчика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по общеотраслевым программам, а также по реализации государственной доли углеводородов по соглашениям о разделе продукции.

Указ президента существенно повышал и укреплял статус Министерства топлива и энергетики России, наделяя его новыми полномочиями по координации управления нефтяным комплексом и, по сути, открывая новую страницу в развитии нефтяного комплекса России.

Наличие сегодня в стране мощных нефтяных компаний – заслуга именно этого указа. И хотя выдвинутая Шафраником в 1995 году идея создания Национальной нефтяной компании не была воспринята правительством, документ за номером 327 по факту определял компанию «Роснефть» как национальную, поскольку ей были переданы все соответствующие полномочия.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
— «Роснефть» – это «наше детище»! Мы в министерстве полагали сделать компанию «Роснефть» отраслевым стержнем, придав ей статус национальной. К этому слову придрались (мол, опять делают монополиста), поэтому в 1993 году появилось государственное предприятие «Роснефть». Тем не менее, согласно одному из указов президента, оно получило ряд дополнительных полномочий, которые позволяли значительно влиять на процесс преобразования отрасли. Правда, через три года основные положения указа отменили. А вернули «Роснефти» достойный статус через 10 лет. Выходит, зачинатели структурных реформ на десяток лет опередили многих в понимании необходимости иметь сильную стержневую организацию в нефтяной промышленности.

 

ПОЛИТИК (1990–1997): ТНК


«Нет ни одного нефтегазового проекта, который не был бы политическим».

ТНК-BP

tmn_2016_2_905409309_10

Ранее одна из крупнейших российских нефтяных компаний (третья в России по объему добычи нефти). Название происходило от наименований соучредителей – российской «Тюменской нефтяной компании» и британской BP. Штаб-квартира – в Москве. Компания занимала 235-е место в Fortune Global 500 в 2011 году. В 2013 году «Роснефть» купила 100% акций ТНК-ВР.


ТНК – ЕДИНСТВЕННАЯ ТЮМЕНСКАЯ КОМПАНИЯ, КОТОРАЯ ВЫШЛА НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ. ПРОИЗОШЛО ЭТО БЛАГОДАРЯ ЮРИЮ ШАФРАНИКУ

1995 год. Юрий Шафраник находился у самых истоков Уватского проекта сначала как глава администрации Тюменской области, затем как министр топлива и энергетики РФ. В 1993 году он был еще молодым министром и не смог убедить геологов, что юг Тюмени может и должен иметь свою нефтедобывающую базу. «Но всё же многое удалось сделать, – вспоминает Юрий Константинович. – Мы возили сюда руководителей страны, подготовили специальное постановление Правительства РФ, которое затем было принято. В общем, «раскручивали» Уватский проект, как могли». 9 августа 1995 года путем выделения из состава «Роснефти» двух нефтедобывающих активов – «Нижневартовскнефтегаза», «Тюменнефтегаза» – и одного перерабатывающего – Рязанского НПЗ – было образовано ОАО «Тюменская нефтяная компания».

Юрий Шафраник находился у самых истоков Уватского проекта сначала как глава администрации Тюменской области, затем как министр топлива и энергетики рф

Председателем совета директоров нового предприятия вскоре (в 1996-м) избрали Юрия Шафраника, началась активная подготовка к инвестиционному конкурсу по продаже пакета акций ОАО «ТНК». В результате в июле 1997 года 40%-й пакет акций «ТНК» был продан ЗАО «Новый Холдинг», совместному предприятию консорциума «Альфа-Групп» (Михаил Фридман), Access Industries (Леонид Блаватник) и группы компаний «Ренова» (Виктор Вексельберг), за рекордную для инвестиционных конкурсов сумму в 810 млн долларов США. Это оказалось вдвое больше, чем государство получило от приватизации всех предыдущих нефтедобывающих предприятий вместе взятых. В 1998 году акционеры приобрели еще 10,5% акций и получили контрольный пакет. В конце 1999-го Правительство РФ объявило о приватизации остававшихся в государственной собственности 49,8% акций «ТНК», и «Альфа-Access-Ренова» выиграли тендер, увеличив общую долю своего владения в компании «ТНК» до 99,9%.
 

БИЗНЕСМЕН (1997 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ): «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ»


«Мы действовали, опережали время и получали результаты. Наша концепция развития Тюменской области создала базу и 10 лет кормила регион, пока не изменились налоговые отношения. Именно мы – в Тюмени! – заложили основы современного недропользования в стране».

1997 год. После отставки в августе 1996 года с поста министра топлива и энергетики РФ, в феврале 1970-го в сотрудничестве с Юрием Лужковым Шафраник создает «Центральную топливную компанию», которая, даже несмотря на известные общероссийские экономические и финансовые проблемы, в короткое время уверенно заняла свою нишу на региональном оптовом рынке нефтепродуктов. И уже по итогам 1998 года, по оценке журнала «Эксперт», вошла в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.

С первых шагов своей деятельности правление ОАО «ЦТК» во главе с Шафраником поставило перед собой цель не допускать топливных кризисов и способствовать наполнению местного (московского) бюджета, а также стабилизировать топливообеспечение московского региона для экономической и экологической безопасности столицы.

Начав с нуля в 1997 году, ЦТК за короткое время стала одним из лидеров в России по эффективности нефтепереработки, объему продаж нефтепродуктов и контролю регионального рынка.

9423775
 

БИЗНЕСМЕН (1997 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ): СОЮЗНЕФТЕГАЗ


«Я никогда не был противником привлечения иностранных инвестиций, технологий и компаний для развития отечественной экономики».

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРУППА КОМПАНИЙ «СОЮЗНЕФТЕГАЗ»

tmn_2016_2_img-800x493_1

Готовит проекты и осуществляет инвестиции в энергетическом секторе и смежных отраслях экономики в Российской Федерации и по всему миру, привлекая к прямому участию в проектах ведущие российские и международные нефтяные компании, крупных институциональных инвесторов. Суммарный объем прямых инвестиций, привлеченных в проекты с участием группы начиная с 2000 года, превысил 4 млрд долл. Чистый доход на вложенный инвесторами капитал составил более 2,5 млрд долларов. Общий объем коммерческих запасов, подготовленных с участием группы, превысил 1 млрд тонн нефтяного эквивалента.

2000 год. Из-за разницы в подходах к стратегии дальнейшего развития ОАО «ЦТК» Шафраник уходит из компании вместе со всей командой менеджеров. И с июля 2000 года возглавляет Межгосударственную нефтяную компанию «СоюзНефтеГаз», которая впоследствии трансформировалась в Международную группу компаний «СоюзНефтеГаз», где он является председателем совета директоров.

Благодаря активной работе только за первые десять лет суммарный объем прямых инвестиций, привлеченных в проекты с участием «СоюзНефтеГаза», превысил 4 млрд долларов, а общий объем коммерческих запасов, подготовленных с участием компании, превысил 1 млрд тонн нефтяного эквивалента. География реализованных и новых проектов группы компаний «СоюзНефтеГаз» наряду с Россией охватывает Азербайджан, Алжир, Великобританию, Ирак, Йемен, Казахстан, Камерун, Канаду, Колумбию, Мадагаскар, Норвегию, Сирию, США, Сомали, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Филиппины, ЮАР. При этом все проекты готовились «с нуля» и на основе прямых инвестиций.

Благодаря активной работе только за первые десять лет суммарный объем прямых инвестиций, привлеченных в проекты с участием союзнефтегаза, превысил 4 млрд долларов

В период 2000-х и последующие годы Шафраник был избран председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России (2002); президентом Фонда «Мировая политика и ресурсы» (2002); является председателем Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса (2004), председателем Совета директоров Института энергетической стратегии (2006), возглавляет Высший горный совет некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России» (2013).
 

ПОСТСКРИПТУМ

Сейчас трудно себе представить, каким был бы топливно-энергетический комплекс России без деятельности Юрия Шафраника. Основоположник ключевых указов, сформировавших современный ТЭК, он целенаправленно посвятил всю свою жизнь развитию важнейшей отрасли российской экономики: и как политик, и как бизнесмен. Пройдя свой профессиональный путь нефтяника от слесаря на промысле до министра топлива и энергетики России, он всегда придавал большое значение организации производства, новым методам работы, передовому опыту.

Юрий Константинович Шафраник и сегодня занимает значимые должности в ряде общероссийских общественных профессиональных организаций, являясь председателем Совета Союза нефтегазопромышленников России и председателем Высшего горного совета некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России».

Обладая природной высокой работоспособностью, он регулярно участвует в различных нефтегазовых форумах, конференциях, выступает с открытыми лекциями, в том числе для студентов профильных вузов, мотивируя их собственным опытом и знаниями на развитие основной и стратегически важной для страны отрасли. Главное для него – конкретные дела, результат, опыт, профессионализм и безупречная репутация.

tmn_2016_2_huge_187eee2a-bea8-4551-8e35-02549e59835a_0

Источники информации shafranik.ru, izvestia.ru, old.t-i.ru, tpprf.ru,
www.znak.com, www.tyuiu.ru, Анатолий Омельчук «Времена Шафраника:
синопсис жизни» (2013), www.t-i.ru, www.angi.ru, www.vsluh.ru

 
 
 

О Шафранике говорят…

4

Юрий Неёлов,

глава администрации ЯНАО (1994–2010)

— Шафраник шашкой не махал, не рубил связи с округами. Шёл нормальный переговорный процесс, чтобы понять: как быть самостоятельными. Как объединиться вместе, чтобы жить лучше. Я считаю, люди должны быть благодарны Шафранику за то, что он не принимал резких решений. Можно было дров наломать будь здоров!


4

Сергей Собянин,

мэр Москвы

— Юрию Константиновичу надо отдать должное. Его стараниями в свое время не просто в Тюмени, а в стране была заложена плата за недра, которая много лет мощно поддерживает область… Мне всегда интересно с ним встречаться.


4

Вагит Алекперов,

президент ПАО «ЛУКОЙЛ»

— Юрий Шафраник стоял у истока формирования новой модели развития нефтяной промышленности России. Именно он, будучи еще руководителем Тюменской области, выдвинул идею создания вертикально-интегрированных компаний. На тот момент он был в стране наиболее подготовленным. Будучи министром, Шафраник в тот сложный период сумел выстроить такие отношения, которые позволили ему отстаивать интересы государства и в то же время создать необходимые экономические рычаги, чтоб отрасль развивалась… Наша дружба длится уже не одно десятилетие. Шафраник возглавлял «Лангепаснефтегаз», я – «Когалымнефтегаз», мы были соседями. У Юрия Константиновича собственное видение многих вещей. И, как правило, верное.


4

Анатолий Чубайс,

председатель правления ОАО «РОСНАНО»

— Шафраник на то время уникален, ведь у него за плечами профессиональный опыт гендиректора крупного нефтяного объединения. Вся конфигурация нефтяной отрасли в стране, в том виде, как она сегодня работает, была бы невозможна, если бы не личное участие Юрия Константиновича. Она оказалась стратегически фундаментальной и выигрышной для страны. Именно после завершения реструктуризации в стране существенно начала расти добыча нефти… Свой бизнес он создал сам и ведет его сам. С чистого листа. Это само по себе говорит о многом и заслуживает глубочайшего уважения.


4

Сергей Степашин,

председатель Счетной палаты Российской Федерации (2000–2013), председатель наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»

— Познакомились мы в 90-е, когда он в Тюмени избирался народным депутатом, а затем председателем областного Совета. Чем он запомнился? Очень непосредственный, живой, знающий свое дело, прекрасная школа, хорошая крестьянская хватка. Мало кто сейчас вспомнит: Шафраник – это первая концепция развития Тюменского края, по которой он и сегодня живет, по сути. Если бы Юрия тогда более внимательно послушали, в том числе в Верховном Совете, а особенно в центральной власти, мы бы имели еще более развитую нефтяную промышленность. Меньше бы имели миллиардеров, которые просто ни за что получили эти богатства. Он первым выступил против откровенной раздачи недр, резко и открыто — он всегда говорил открыто. Кстати, именно это послужило поводом его отставки с поста министра.


4

Аман Тулеев,

губернатор Кемеровской области

— Шафраник попал в пекло. В 1993-м быть министром! Народ на рельсах Транссиба сидит, касками – бам-бамбам, у Белого дома сидит. А тебе нужно набраться мужества – ты ж министр! – и сказать: «Мужики, хоть застучитесь, но шахту надо закрывать. Бабок восстановить ее в казне нет, а ваша жизнь нам дороже». Тебя могут и послать по экологически чистому маршруту, заплевать, закидать прокисшими овощами. И вот мы с ним рулили. И с Транссиба людей снимали, и с рельс снимали. Он мужик с основой, а шахтеров не обманешь… Он потом министром перестал быть, это неправильный шаг, его надо было в министрах держать хотя бы еще годика три. Но кто в Москве правду любит? Он же мужик горячий.


4

Сергей Шойгу,

министр обороны Российской Федерации

— Ясность абсолютная. Четкость абсолютная. Это Юра Шафраник. В любой ситуации. В любой обстановке видение перспективы. Тогда наваливалось постоянно, сиюминутно огромное количество проблем и вопросов, которые надо было решать немедленно, но при этом не забывать про завтрашний день. Видеть и понимать, что – завтра: куда мы идем, что создаем. Министр топлива и энергетики тогда совершенно верное, по-моему, направление выбрал. Может, за это и пострадал в дальнейшем – я имею в виду формирование следующего кабинета министров. Времена были военные. Владимир Владимирович выразился очень точно: разграбили. Беспрецедентное разграбление страны шло. А Шафраник отстаивал свое видение проблемы… Мне повезло, видел многих, но немногих таких знал, как Шафраник. Я с Юрой готов и в разведку, и в атаку!

 
 
 

КНИГА

«НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР РОССИИ: ТРУДНЫЙ
ПУТЬ К МНОГООБРАЗИЮ»

tmn_2016_2_Снимок экрана 2016-08-23 в 19.55.01_7

В 2016 году Юрий Шафраник в соавторстве с российским экономистом, членом-корреспондентом РАН выпустили книгу: «Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию». Это уже третья совместная работа авторов. Ранее были подготовлены такие издания, как «Нефтегазовые ресурсы в круге проблем» (1997) и «Западно-Сибирский феномен» (2000).

В новой книге авторы рассматривают проблемы функционирования и развития нефтегазового сектора России через призму современных технологических и экономических процессов. При этом под нефтегазовым сектором понимаются производства, связанные с поиском, разведкой, добычей и транспортировкой углеводородов.

Основная цель работы – попытаться понять проблемы, с которыми сегодня сопряжено развитие нефтегазового сектора России, и донести до читателя собственное, как экспертов в данной сфере, видение этих проблем.

Авторы анализируют причины и следствия кардинального изменения состава источников жидких углеводородов, характер влияния экономики знаний на состояние и возможную динамику их добычи в будущем. Значительное место уделено роли форм и рамок соединения научного знания с теорией и практикой освоения всё более сложных и всё менее традиционных объектов.

Не секрет, что отличительная особенность процессов, происходящих в мировом нефтегазовом секторе (и, пожалуй, не только в нем одном), в том, что они ведут к нарастанию степени его сложности и внутреннего многообразия. При этом под многообразием подразумевается тесная связь различий с причинами и условиями, их вызывающими (или вызвавшими). Этому авторы также уделяют специальное внимание.

Однако учет многообразия – не самоцель; основная задача – повышение гибкости нефтегазового сектора и наращивание его конкурентоспособности, поскольку эффективное развитие может быть обеспечено только благодаря деятельности транспарентных и высокотехнологичных компаний.

Учитывая это, авторы формулируют свои предложения для повышения эффективности функционирования нефтегазового сектора.

Издание предназначено как для специалистов нефтегазового сектора, так и для тех, кто интересуется вопросами научно-технологического развития и удовлетворения колоссальных потребностей человечества в сырье и энергии.

tmn_2016_2__T3B7962_1
 


*источник: журнал tmn №29 (июль–август 2016)


Loading...