Премьера спектакля «Молодость» в ТБДТ по пьесе Тургенева «Месяц в деревне»
КОММЕНТАРИЙ
Ирина Алпатова,
театральный критик, кандидат искусствоведения, член экспертного совета и жюри многих театральных фестивалей, в том числе – Национальной премии «Золотая Маска»
— «Юность – это возмездие», – говорил Ибсен. «Молодость – это проза», – говорят рэперы сегодня. Данил Чащин ставит в Тюменском БДТ неожиданный, острый, спорный, гротесковый и горький спектакль по тургеневскому «Месяцу в деревне» и называет его «Молодость». О нем надо говорить подробно, разбирать и разбираться. Но пока немного первых впечатлений.
Не интерпретация, но очень личное режиссерское высказывание на темы и мотивы пьесы. Не пугайтесь, ревнители, без искажений. Не «плетение кружев», но поединки людей и идей. Битва молодости и опыта, где победителей не будет. Тургенев не «осовременен» банально, хотя действие и перенесено в наши дни. Этим просто снята временная дистанция между «веком нынешним и веком минувшим». Есть другая дистанция – игровая, условно театральная, где вполне уместны пародийные и гротесковые костюмы, фантазийные ситуации и песни санаторных дискотек. Мощный контекст, с цитатами и аллюзиями. Игра с жанрами, от комедии до триллера. Отменное решение пространства Дмитрием Горбасом, сочетающее гротесковую массовку и трагическую лирику уединения. При изначальном вроде бы отрицании «романтики», она всё равно пробивается в подлинности актерского чувства. Значимые и значительные работы Николая Аузина (Беляев), Сергея Скобелева (Ракитин), Софьи Илюшиной (Вера), Константина Антипина (Ислаев). И уникальная, на мой взгляд, Кристина Тихонова в роли Натальи Петровны.
Жутковатая борьба за «молодость» толпы «старух зловещих, стариков»... Предвидение судеб молодых, поглощаемых этими монстрами. Цинизм без прикрас. Любовь, настоящая и вымученная, попытки понимания и прощения, но, случается, и самоубийства. Неровное дыхание людей и (пока) спектакля, ищущего течение, по которому очень скоро легко поплывет (обязательно).
Фото: Фрол Подлесный