Финский концерн YIT уже шесть лет работает на тюменском рынке. Во второй раз Тюмень посетил президент и генеральный директор YIT Кари Каунискангас и эксклюзивно для tmn рассказал о жилищном строительстве и living-сервисе по-фински.
Финская компания работает в России с 1961 года и на сегодняшний день является крупнейшим иностранным застройщиком. YIT строит в Финляндии, странах Скандинавии и Балтии, в Чехии, Словакии, Польше. Новый YIT родился в 2018 году в результате объединения двух имеющих более чем столетнюю историю концернов – YIT и «Лемминкяйнен».
В 2018 году оборот компании на российском рынке составил 314 миллионов евро. В 2019 году YIT вошел в рейтинг Forbes самых надежных застройщиков России. Как рассказал Кари Каунискангас, в Тюмени концерн планирует развиваться в двух направлениях – жилищном строительстве и услугах для проживания. Подписано соглашение с компанией Брусника о создании совместной управляющей компании «ЮИТ Брусника Сервис».
Вероника Мелконян: Господин Каунискангас, в 2019 году YIT и Брусника вошли в рейтинг самых надежных застройщиков России по версии Forbes. Предполагаю, что ваша сервисная коллаборация неслучайна?
Кари Каунискангас: Вы правы. Продукт Брусники в значительной степени соответствует продукту YIT по качеству, поэтому нам легко сотрудничать. Для YIT развитие сервисных услуг – один из приоритетов в повестке дня. В Финляндии, Словакии, Польше, Литве у нас есть такие предприятия. Но совместный проект с региональной компанией – впервые. С Брусникой мы вели переговоры в разных сферах, в том числе и по участкам. На сегодняшний день сервисный бизнес – это одна из сфер, где мы нашли точки соприкосновения, нашли единые подходы и взгляды. В сфере жилищных услуг большое значение имеют объемы. Если этот бизнес выстраивать только на базе собственных квартир, объемы растут медленнее. Объединившись с Брусникой, мы охватываем практически сто тысяч квартир. Чем больше у нас адресов в одном городе, тем выше эффективность, тем более высокое качество мы можем дать клиенту.
В июне вы заявили, что прекращаете проекты в Москве и в Ростове-на-Дону в связи с низкой рентабельностью бизнеса. Означает ли это, что вы планируете заходить в новые города?
Безусловно, наша цель – получить максимальную доходность с инвестированного капитала. Деятельность в Москве очень капиталоемкая и не оправдывает вложенных инвестиций. В Ростове-на-Дону другие причины, там покупательская способность самая низкая из всех городов-миллионников, и мы не видели перспектив развития. Сейчас наша цель – усилить позиции в городах, где мы остаемся: Казань, Санкт-Петербург, Тюмень и Екатеринбург. Здесь не нужно завязывать такой объем капитала на участок и строительство, как в Москве, и доходность инвестиций гораздо выше.
Продукт Брусники в значительной степени соответствует продукту YIT по качеству, поэтому нам легко сотрудничать
В России вы наверняка сталкивались с тем, что у архитекторов, застройщиков и жителей разные представления об архитектуре. Как вы считаете, кто является «настоящим архитектором» и к кому стоит больше прислушиваться?
Надо строить микрорайоны, в которые люди захотят переселяться. При этом затраты и покупательская способность должны быть в балансе. Тогда и люди будут довольны, и деньги будут работать. Я считаю, что эти цели соответствуют и целям города. Что касается архитектуры, то на данный момент большая часть наших проектов в России разработана российскими архитекторами. YIT концентрируется на функциональности квартир, на безопасности производства работ и отвечает за то, чтобы все решения были устойчивыми.
Для вас важна гармоничная интеграция жилья в окружающую местность? Как видите решение проблемы хаотичной застройки в российских городах?
Безусловно, жилые комплексы должны вливаться в окружающую среду. В разных странах, где YIT работает, ответственность за общую архитектурную концепцию несет город. Например, в Финляндии генплан определяет планировку квартала, плотность застройки, высоту домов. Могут быть предписаны формы крыш, материалы и даже цвет фасада. Тогда выстраивается единая картина. В России иная ситуация. Если одна компания застроила большую территорию, то сразу прослеживается стиль. Если это небольшой участок в центре и город не ставит условий, каждый девелопер сделает продукт исходя из того, что считает лучшим. И тут уже всё зависит от осознанности и ответственности застройщика. Если мы строим в уже готовой среде, то смотрим на преобладающий стиль и стараемся по возможности не нарушать гармоничность.
Какие мировые тренды видите в строительстве? Планируете ли применять их в России?
Тенденции «гуляют» между странами, и мы это только поддерживаем. Например, living-service, услуги для проживания. Сегодня люди, живя в квартире, всё меньше времени хотят тратить на бытовые вопросы и готовы приобретать услуги по доставке еды, уборке квартиры, выгулу собаки и так далее. То есть то, что жители раньше делали самостоятельно, сегодня переходит в формат предоставления услуг. Еще один тренд – в Европе всё меньше людей покупают квартиру в собственность, большинство предпочитают аренду. Возрастает роль экологичности при выборе жилья, люди оценивают углеродный след. Я 20 лет работаю в отрасли и вижу, что все страны идут по одному пути, но каждая своими темпами. Например, в Финляндии уже давно пришли к тому, что квартирами не обязательно владеть, можно снимать. В России пока еще очень слабо развит рынок аренды жилья.
Финляндия – наш ближайший европейский сосед, мы во многом похожи. Но в части жилья большие различия. В финских планировках квартир преобладают открытые пространства и отсутствие коридоров. Почему вы не применяете эти решения в России?
В России есть требования, которые не всегда дают возможности строить как в Финляндии. Кроме того, мы ориентируемся на местного потребителя. Уже 15 лет стараемся привнести в Россию европланировки: объединенная кухня с гостиной. Вначале персонал говорил: «Никто не будет это покупать!» А сегодня большая часть наших квартир в России именно такие, в них кухня и гостиная – единое пространство. В квартале CityZen, который строим в Тюмени, тоже есть нетипичные планировки. Посмотрим, как отнесется местный покупатель.
Что кроме архитектурных «фишек» отличает вас от других застройщиков в России? Как видите свою миссию?
Наша цель – привнести решения, которые позволяют говорить о скандинавском качестве. Важный элемент скандинавской культуры – чтобы дом долго сохранялся в хорошем виде, подъезды были чистыми, а лифты работали. Еще один момент: мы с самого начала считали, что наш клиент должен получить такую квартиру, какую мы обещали, и по графику. У YIT нет ни одного обманутого дольщика! Мы одни из тех, кто начал говорить: в России клиент должен быть защищен.
В десяти странах YIT строит в общей сумме около 15 тысяч квартир. Как осуществляете контроль за всеми объектами?
Есть люди, которые проводят аудит и оценивают работу на местах. Лично у меня нет возможности посещать все объекты, но стараюсь раз в год бывать в каждой компании и обязательно приезжаю на стройку. И в Тюмени я как раз сегодня посетил нашу стройку.
Безусловно, жилые комплексы должны гармонировать с окружающей средой. В разных странах, где YIT работает, ответственность за общую архитектурную концепцию несет город. В России иная ситуация. Если город не ставит условий, каждый девелопер построит то, что считает лучшим
В каком направлении планируете развиваться в Тюмени?
Мы не стремимся завоевать определенную долю рынка. Нацелены на то, чтобы у нас были хорошие участки на четыре-шесть домов, где можно вести здоровый бизнес.
Построенный дом – это возможность сказать что-то миру, он определит облик города. Что вы построили бы, если бы не были ограничены бюджетом, возможностями экономики?
К сожалению, я не знаю мира, где не было бы таких ограничений. Но в любом случае мы построили бы функциональную и комфортную среду для жизни людей. Скандинавский подход, одним словом. (Смеется.)
*источник: журнал tmn №39 (октябрь 2019)
Беседовала: Вероника Мелконян
Текст: Дмитрий Зайцев
Фото: Владимир Семёнов»