Как живет город-мечта, где главная проблема – парковка яхты?
Роскошь и богатство давно стали синонимами Женевы – «столицы мира». По сравнению с другими швейцарскими городами, она больше напоминает средиземноморский курорт, хотя располагается не на море, а на берегах красивейшего озера Леман у подножья Юры и Альп, у самой границы с Францией.
Французское влияние прослеживается здесь во всем: дизайне мансардных крыш, железных балкончиков, небольших кафе на улицах и надписях на французском языке. Женева – это променады вдоль озера, бушующая зелень парков, живописные аллеи в старой части города и лучшие бутики на оживленных улицах… Именно здесь Альпы кажутся такими близкими, что до них можно достать рукой. Город лишен чопорности и разнообразен по застройке, планировке, типам домов.
В Женеве, как и во всей Швейцарии, чувствуется стабильность, размеренность и спокойствие жизни, удобство во всем, забота и внимание в малейших деталях. Это результат долгой кропотливой работы и знания своего дела в сохранении, планировании, проектировании и реализации различных проектов, касающихся всех сфер жизни. И дело вовсе не в ментальности людей или в обстоятельствах, благодаря которым так сложилась история, а в желании жить лучше в первую очередь для самих себя – граждан страны.
В 2012 году Женева признана самым дорогим городом после Цюриха и Токио. Здесь самая дорогая недвижимость, самые высокие расходы на проживание и самый высокий уровень жизни, поэтому Женеву часто называют «столицей мира»
Квадратный метр элитного жилья в среднем оценивается здесь в 25 000 евро. Многие иностранцы стремятся жить именно в городе, отдавая при этом предпочтение квартирам и частным домам. Жилая недвижимость популярна еще и из-за того, что Женева входит в состав Швейцарской (или Ваадтской) Ривьеры – полосы шикарнейших прибрежных курортов страны. Вообще, всю женевскую недвижимость можно разделить на две основные группы. Первая – квартиры и апартаменты, например, на Женевском озере, в районе озера Лугано или вблизи одного из горнолыжных курортов. Вторая группа – виллы и шале с собственным садом и завораживающим видом на Альпы.
Квадратный метр элитного жилья в среднем оценивается здесь в 25 000 евро. Жилая недвижимость популярна еще и из-за того, что Женева входит в состав Швейцарской (или Ваадтской) Ривьеры – полосы шикарнейших прибрежных курортов страны
«В мире существует пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка... и Женева!» – любил говорить гений дипломатии, французский политик Шарль Морис де Талейран. И действительно, Женева признана городом номер один в мире по комфорту, качеству, технологиям и стандартам городской жизни. Здесь базируются штаб-квартиры 25 международных организаций и 130 транснациональных корпораций – Cаrrefour, Colgate-Palmolive, Hewlett Packard, Patek Phillippe, Procter & Gamble, Reuters, Rolex, а также 50 миссий ООН. Город обладает международным статусом, поэтому многие хотят здесь жить и работать. А дружественная налоговая политика, стабильность и безопасность делают Женеву излюбленным местом богатых покупателей недвижимости и инвесторов.
Поскольку Швейцария – страна с очень строгими требованиями в области строительных норм и правил, каждый новый дом должен вписываться в прилегающий ландшафт и соответствовать стилю архитектуры окружающих зданий. Кроме того, строительство должно вестись с учетом законодательства об охране окружающей среды, лесов, культурного наследия и других параметров. Поэтому, если кто-то захочет построить венецианский палаццо на берегу Цюрихского озера, его планы существенно скорректируются в процессе получения разрешения на строительство.
В мире существует пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка... и Женева!» – любил говорить гений дипломатии, французский политик Шарль Морис де Талейран. И действительно, Женева признана городом номер один в мире по комфорту, качеству, технологиям и стандартам городской жизни
Самый дорогой жилой дом в мире, стоимость которого оценивается в 12,2 млрд долларов, построен на берегу Цугского озера в Швейцарии. При строительстве здания общей площадью 752 м2 на участке размером в 2,5 га использовано около 200 кг платины и золота, а также значительное количество других полудрагоценных металлов и камней. В списке деталей его отделки значится стружка из костей настоящего динозавра, жившего на Земле около 65 млн лет назад, и метеоритные камни.
Еще в 2010 году женевский парламент принял один из центральных и самых крупных городских строительных проектов – Sovalp. Жилой квартал раскинулся на 57 000 м2 и обеспечил окрестностям Женевы 550 новых квартир, что немного улучшило критическую ситуацию с нехваткой жилья в городе. В коммерческую и деловую зону нового квартала вошли 4600 офисных помещений. Здесь расположились зоны для отдыха и развлечений, рестораны, кафе и даже отель. Современные здания, объединенные уютными внутренними двориками и палисадниками, полностью защищены от шума соседнего вокзала и автострады благодаря специальным системам вентиляции и тщательно продуманным расположением и ориентацией квартир.
Жители Женевы трепетно относятся к городской фауне: без разрешения властей рубить деревья не вправе даже владельцы участков. Зато в специальном уголке городского ботанического сада посетители могут трогать руками, рвать и мять любое из растений. Сад занимает площадь 28 га и насчитывает больше 10 000 видов растений, притом что в дикой природе Швейцарии их всего лишь около 3000. К слову, для полива и пополнения водоемов ботанического сада используют воду, полученную из системы кондиционирования международного офиса ООН, которая поступает туда напрямую из Женевского озера. Так в Женеве совмещают экологичность и экономичность.
В самом сердце Старого города, неподалеку от таких достопримечательностей Женевы, как Дом Жан-Жака Руссо, городская Ратуша, кафедральный собор Святого Петра и Стена Реформации, расположился Дом Тавель (Maison Tavel) – самый старый жилой дом в Женеве, яркий образец самобытной швейцарской культуры и архитектуры. Он построен в 1303 году, а затем восстановлен семейством Тавель после большого пожара 1334 года. С 1984 года в доме основали Музей старой Женевы (Musee du Vieux Geneve). Со времен постройки неизменным сохранился только подвал – уникальный образец архитектуры XIII века. Смешение стилей, отражающих вкусы и нравы разных эпох, – отличительная черта этого музея.
Есть в Женеве и «русский дух», выраженный в архитектуре. Выходя из Старого города, нельзя не заметить ослепительно сверкающие на солнце золотые купола Русской церкви Женевы. Она была построена в 1862 году на средства Великой княгини Анны Федоровны, жены младшего брата императора Александра I – Константина Павловича, – и стала частицей Родины для многочисленной русской диаспоры.
Официально город делится на восемь районов: Jonction, Centre. Plainpalais et Acacias, Eaux-Vives и Champel (на левом берегу) и Saint-Jean et Charmilles, Servette-Petit-Saconnex, Grottes-Saint-Gervais и Paquis et Nations (на правом бере- гу). Изюминкой большинства жилых районов Женевы стали дома, окруженные роскошными садами. Квартал Champel, состоящий в основном из десятиэтажных домов, считается элитным спальным районом Женевы. Его основной контингент – артисты и художники, для которых важно ощущение театральности, дополненное тишиной и покоем. В районе Carouge также царит богемная атмосфера, только в двухэтажном исполнении.
Жители Женевы трепетно относятся к городской фауне: без разрешения властей рубить деревья не вправе даже владельцы участков. Зато в специальном уголке городского ботанического сада посетители могут трогать руками, рвать и мять любое из растений
Французское слово «jonction» переводится как «соединение, слияние», отсюда – название женевского квартала Жонксьон, где встречаются воды реки Роны и ее притока Арвы. Теперь в этом месте будут объединяться не только реки: в 2012 году начат проект по обустройству квартала, разработанный Женевским университетом совместно с Высшей школой Восточной Швейцарии. Это огромный футуристический научно-урбанистический комплекс, в котором нейронауки соседствуют с искусством, а иногда и сливаются с ним в прямом смысле слова. Исследования процесса мышления в сфере творчества – центральный полюс университетского кампуса, строительство которого завершится к концу этого десятилетия и обойдется Женеве в несколько сотен миллионов франков. На границе Франции и Женевской республики приютился очаровательный городок Каруж, основанный в XVIII веке итальянцами. По преданию, он возводит свои истоки к древнеримским поселениям. Сегодня Каруж – исторический квартал Женевы, где бьет ключом культурная жизнь, где сосредоточены театры, музеи, парки, популярные кафе и модные бутики.
Андрей Табанаков,
архитектор, генеральный директор ООО «Мастерская архитектора Табанакова А.В.»
— В Европе уже давно не строят высотных жилых домов: это удел развивающихся стран. В застройке преобладают малоэтажные жилые комплексы. Во Франции мне понравилась архитектура в Монпелье, в Италии – в Милане, в Германии – в Берлине и Гамбурге, в Испании – в Валенсии. Все эти новые проекты объединяет одно – высочайший уровень благоустройства территории, начиная с идеи и заканчивая индивидуальным дизайном отдельных архитектурных форм. Перефразировав известное изречение, можно сказать, что здесь все лучшее – детям, пешеходам и велосипедистам.
Мне удалось побывать во многих странах Европы, но именно Швейцария для меня, как туриста, стала синонимом слову «комфорт». Земля в городах очень дорогая, поэтому эстетическое благоустройство дворов зачастую минимально. Больше внимания уделено общественным местам, а не частным. В выходные дни в парках отдыхает огромное количество людей с мангалами и матрацами. При этом, оказываясь за городом или в горах, понимаешь, что на эти стриженые склоны и поля лучше никого не пускать, только любоваться: слишком уж эстетично. А вот озера – как в населенных пунктах, так и за их пределами – активно используются для купания и развлечений.
Застройка города проходила по строго определенному плану. Дома, преимущественно двухэтажные (впоследствии многие из них были надстроены), в неоклассическом стиле, образовывали фасады улиц, чередуя двери, аркады и витрины лавок. За домами располагались уютные внутренние дворики и сады – некоторые сохранились до наших дней. В XVIII веке дома бюргеров и дворян располагались в произвольном порядке и чередовались, что способствовало взаимодействию социальных групп. Разумеется, феномен Каружа, космополитного города, где мирно соседствовали представители разных сословий, национальностей и религий, не мог остаться незамеченным. В ту эпоху он ярко контрастировал со своей извечной соперницей Женевой: город без укреплений, крепостных стен, со строго расчерченными улицами, с просторными площадями и дорожными «кольцами» при въезде. Современный Каруж – женевский квартал, шагающий в ногу со своей метрополией, сохраняя, однако, свое очарование уединенного предместья: старинные виллы в окружении тенистых садов, фермы, мастерские, миниатюрные лоскутки полей, золотящиеся летом пшеничными колосьями, старинные фасады особняков, увитые плющом….
Обаяние Женевы привлекало и привлекает многих. В городе множество кафе, где можно выпить чашечку ароматного кофе и предаться неспешным размышлениям о жизни. Торговые улицы с люксовыми магазинами и кофейнями – неотъемлемый атрибут женевской жизни. Пройдя по набережной озера Леман, можно увидеть мальчишек, которые играют в футбол между платанами, умиротворенных людей, любующихся на озеро и множество яхт. Пожалуй, богемная Женева – это город, где главной проблемой становится парковка своего судна.
текст Елена Яркова