В XIX веке в Тюмени сложился новый тип предприимчивых купцов, которым Тюмень обязана не только своим промышленным развитием.
Они занимались благотворительностью, превращая город в настоящий культурный центр.
Промышленные предприятия Тюмени создавались не государством, а купечеством – и в этом его огромная заслуга перед городом, губернией, Россией. Тюменские купцы часто были малообразованными или вовсе самоучками, но деловая хватка их была крепкой и целенаправленной. Они заводили свои дела на пустом месте и развивали их вглубь и вширь, вводили технические новинки не намного позднее, чем они появлялись в Европейской России.
ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ ХОЗЯИН
Иван Васильевич Иконников (1791–1867) прославился в первую очередь тем, что в бытность городским головой встречал 31 мая 1837 года у порога Тюмени будущего императора Александра II, который ночевал в его доме. Возможно, впервые в своей истории Тюмень была вычищена и вымыта, а городское хозяйство приведено в образцовый порядок. Когда на следующий день наследник российского престола со свитой покидал город, для переправы через Туру была подана просторная шлюпка. В ней разместились 26 человек, в том числе 16 богатейших жителей Тюмени, выступавших в качестве гребцов. Среди них был и Иван Иконников. После отъезда цесаревича из Тюмени «градское общество» в знак признательности за образцовый прием наследника поднесло Ивану Васильевичу Иконникову благодарственный лист, а министр внутренних дел объявил ему «признательность за усердие по службе».
К 1840 году Иван Васильевич умножил свое состояние, но, как и прежде, много жертвовал на церкви, помогал бедным горожанам. В 1854–1856 годах на средства Иконникова была построена казарма для местной военной команды, названная Александровской. Когда об этом доложили императору, тот распорядился наградить тюменского купца медалью «За усердие». Иван Иконников щедро расходовал свой капитал на общественные нужды, подарил Тюмени Загородный сад. В доме купца (ул. Республики, 18), полностью перестроенном в конце XIX века, ныне расположился Музей истории дома.
Иконниковы вели свою родословную от иконописца XVII века Спиридона, прославившегося иконой «Знамение Божьей матери», написанной для Знаменской церкви Тюмени, где она считалась чудотворной
ЧЕСТНЫЙ КОММЕРСАНТ
Выдающийся тюменский, а впоследствии московский предприниматель Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836–1901) посвятил свою жизнь промышленному производству и занятию коммерцией. Первые предпринимательские успехи Чукмалдина были связаны с поисками путей «честной торговли». Новый способ продажи товаров, предложенный им, заключался в установлении постоянных цен на товары лишь с двадцатипроцентной прибылью. Это принесло Николаю Мартемьяновичу большие доходы и дало возможность после нескольких лет работы приказчиком стать купцом. С неколебимой верой в необходимость честной коммерции Николай Мартемьянович участвовал в самых рискованных торговых предприятиях.
Он внес ряд реформ в торговлю шерстью, открыл новую, до него неизвестную отрасль – чайное дело, создал валяльную фабрику, занимался поставками товаров высокого качества для российских войск. Кроме коммерческой для Чукмалдина была важной культурная деятельность. В начале 1860-х годов он являлся активным участником городского кружка под руководством представителя тюменской интеллигенции Константина Николаевича Высоцкого.
Николай Мартемьянович печатался в московском «Вестнике промышленности», екатеринбургском «Урале», «Тобольских губернских ведомостях», «Санкт-Петербургских ведомостях», сотрудничал с «Сибирской торговой газетой», которую материально поддерживал.
Большое значение Николай Мартемьянович придавал проектам регионального и промышленного развития края. Он принимал участие в обсуждении вопросов строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, совместно с Высоцким стал автором продуманной и обоснованной «Записки о плавании по реке Туре пароходов и о направлении предполагаемой железной дороги», в которой отстаивалась идея проведения железной дороги через Екатеринбург к Тюмени. Сознавая важность Северного торгового пути и необходимость беспошлинного ввоза европейских и российских товаров через устья рек Оби и Енисея, Николай Мартемьянович Чукмалдин представил по просьбе министерства финансов свои соображения о глобальном значении этого проекта для Сибири.
Чукмалдин являлся организатором и учредителем ряда предприятий, направленных на общественную пользу: помогал обществу попечения об учащихся, основал при нем бесплатную библиотеку-читальню, был инициатором открытия приказчичьего клуба с целью поднятия культурного уровня приказчиков, выделил средства Тюменскому Александровскому реальному училищу на три ежегодные премии за лучшие сочинения о Тюмени и Тюменском уезде. Однако больше всего он любил свою родную деревню Кулаково, поэтому давал деньги односельчанам на взнос податей, в случае больших пожаров помогал хлебом, одеждой, чаем, сахаром, закупал в Европе новые сельскохозяйственные орудия и настаивал, чтобы крестьяне овладевали навыками работы на них. Чукмалдин был в курсе достижений по выведению новых семян и огородных культур. Однажды ему пришла в голову идея развить в Сибири пчеловодство – впоследствии это направление привилось.
Еще одной страстью Николая Мартемьяновича было приобретение редких древних и ценных славянских книг и пергаментов. Он создал в Тюмени уникальную библиотеку рукописных и старопечатных книг и стал основателем музея при Тюменском Александровском реальном училище, купив большую коллекцию местной флоры и фауны у Ивана Яковлевича Словцова и присоединив к ней много редкостей, добытых им самим в путешествиях по миру.
Чукмалдин внес ряд реформ в торговлю шерстью, открыл новую, до него неизвестную отрасль – чайное дело, создал валяльную фабрику, занимался поставками товаров высокого качества для российских войск
Важным мерилом нравственности в предпринимательской деятельности для Чукмалдина всегда оставалось справедливое отношение к другому. В конце жизни он перенес это и на общественные отношения. Пройдя суровую школу, добившись богатства и заняв положение, он начал сомневаться в объективности существующей социальной системы. По мнению коммерсанта, облагать налогом следовало не бедных людей, получающих средства для жизни продажей своего труда, а имеющих капитал. «Чукмалдин торговал и наживал деньги словно не для себя, а по чьему-то поручению и доверенности. Он отдавал великий долг земле, которая его обогащала, щедро платя за находчивость и честную энергию. Такие дельцы в русской жизни встречаются, и влияние их на все окружающее самое благотворное», – писал о предпринимателе его современник.
КУПЦЫ-МЕЦЕНАТЫ
Подаруевы происходили из крестьян села Перевалово, что находится на Московском тракте близ Тюмени. В середине XIX века это были уже именитые купцы Тюмени. Иван Алексеевич Подаруев в 1861–1863 годах исполнял обязанности городского головы. Он был идеологом создания первого тюменского и сибирского водопровода. Идея была воспринята тюменским обществом «с величайшим желанием», но денег в городской казне не было. Первыми сделали взнос члены Думы и богатые купцы города, но набралось всего 9500 рублей, а надо было 25 560 рублей. Недостающие средства доложил Иван Алексеевич Подаруев. В 1864 году водопровод построили.
Прокопий Иванович Подаруев
(1823–1900), купец 1-й гильдии, был одним из богатейших купцов Тюмени. В деревне Гусево он держал конный завод, лошадей для него покупали в лучших конных заводах Европейской России. Благодаря стараниям Прокопия Ивановича и группы купцов, тоже заядлых любителей лошадей, в 1871 году в Тюмени открылся первый в Сибири ипподром. Кроме торговли племенными лошадьми, Прокопий Иванович откупил у государства право на торговлю в Тюмени спиртными напитками, что приносило немалый доход, поскольку тюменцы не отличались трезвостью. Значительные суммы он вложил в добычу золота.
Как и все тюменские купцы, Прокопий Иванович исполнял выборные общественные обязанности, не получая за это содержания, то есть зарплаты. Он был гласным городской Думы пять сроков. Будучи головой, он за свой счет содержал городскую общественную богадельню, поставил в Думе икону святого Николая Чудотворца в серебряной ризе, оплатил стоимость постройки моста на Большое городище через овраг, «воздвигнул на свой счет здание для Тюменского реального училища по утвержденным планам и проектам, стоившее ему 135 000 рублей».
Прокопий Иванович был, видимо, незаурядным финансистом. Именно поэтому с середины 70-х годов XIX века он назначался директором отделения госбанка в Ирбите на время ежегодных ярмарок.
Подаруев был членом нескольких благотворительных обществ: с 1864 по 1890 год – в тобольском Александровском детском приюте с ежегодным взносом 50 рублей, с 1868 по 1877 год – в омском обществе «Надежда», куда ежегодно давал от 100 до 200 рублей деньгами или чаем.
Много внимания уделял Прокопий Иванович народному просвещению. На родине, в Перевалово, он построил Алексеевское сельское училище, 4050 рублей положил в банк «на вечные времена», чтобы проценты от вклада ежегодно использовались на нужды училища. В память избавления 2 апреля 1879 года «Государя Императора от грозившей ему опасности» (одно из очередных покушений на Александра II) Подаруев взялся содержать 20 бедных мальчиков,
обучавшихся в переваловском Алексеевском училище.
В последние три года XIX века Прокопий Иванович Подаруев разорился и обеднел настолько, что не смог уплатить городские налоги. Умер он в 1900 году от рака в бедности и забвении. В соответствии с завещанием, похоронили его на кладбище в селе Перевалово. Его знаменитый конный завод купил в 1901 году некто Ердаков и успешно продолжил племенное коневодство.
Тюменский купец 1-й гильдии Иван Петрович Войнов знаменит открытием первого родильного дома в Тюмени, постройкой в деревне Букино часовни, в селе Мальковском – церкви, а также многочисленными и немалыми по размерам пожертвованиями на образование и городское благоустройство.
История родовспомогательного заведения началась 2 апреля 1879 года, когда на императора Александра II было совершено очередное покушение. Узнав об этом, в Тюмени созвали срочное заседание городской Думы, посвященное «чудесному избавлению государя от покушения злодея». Это событие произвело тогда на многих тюменцев сильное впечатление, а на Ивана Петровича Войнова, по-видимому, особенное. Он решил «устроить на свое иждивение родильно-воспитательный приют в Тюмени на 25 воспитанников с 4 кроватями для родильниц». Для содержания приюта купец пожертвовал каменный дом и обязался «содержать таковой в течение 3 лет на свой счет».
Александр II, узнав о пожертвовании Войнова, повелел «благодарить за сие тюменского 1 гильдии купца». Иван Петрович Войнов умер 19 января 1886 года в возрасте 60 лет, завещав городу «дом каменный для родильно-воспитательного заведения, находящийся по улице Знаменской, и капитал в размере 30 000 рублей», которые Тюменская городская Дума приняла. Согласно утвержденному уставу, в родильный дом бесплатно принимались как замужние, так и незамужние «во всякое время дня и ночи», без предъявления паспорта. Тобольский губернатор, принимая во внимание, что родильный дом учреждался в здании и на капитал, пожертвованные купцом Иваном Петровичем Войновым по случаю спасения государя от покушения злодея, признал целесообразным, чтобы «дому сему присвоено было наименование или Александровского в память означенного события, или же Войновского, как жертвователя». В Тюмени избрали первый вариант, и заведение получило официальное название «Александровский родильный дом в городе Тюмени». Открытие Александровского родильного дома состоялось 19 января 1891 года, в пятую годовщину со дня смерти Ивана Петровича Войнова. Подавляющее большинство тюменцев, родившихся с конца ХIХ до середины ХХ века, могли считать его своей точкой отсчета в жизни. В этом здании в 1930 году родился певец Юрий Гуляев, в октябре 1938 года – писатель Владислав Крапивин. 111 лет служил родильный дом № 1 Тюмени и тюменцам, но, учрежденный по случаю «чудесного избавления государя от покушения злодея», сам от покушения не устоял. В июле 2002 года здание бывшего родовспомогательного дома Войнова было снесено.
ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ТЮМЕНИ
В конце XIX – начале XX века много добрых дел для Тюмени совершил ее гражданин Андрей Иванович Текутьев (1839–1916), который с 1899 по 1911 год был городским головой. К 15 годам он самостоятельно освоил некоторые науки и благодаря сметливому уму и коммерческой хватке стал старшим приказчиком. Основным занятием Андрея Ивановича Текутьева была торговля мукой. По передовому американскому проекту он построил в Тюмени многоэтажную паровую мельницу, которая находилась в районе пересечения современных улиц Республики и Горького и вырабатывала высококачественную крупчатую муку. Обладая недюжинной физической силой, будущий миллионер часто сам таскал неподъемные мешки с крупчаткой в возы покупателей. Текутьев владел лесопильным заводом возле города Тобольска, торговал солью. Современники отмечали ум, изобретательность, дальновидность Андрея Ивановича. В то же время он был жесток и деспотичен, алчен и хитер, не терпел конкурентов. Рабочих мельницы и лесозавода он держал в ежовых рукавицах.
Наряду с этим он прославился благотворительностью. Неоценимый вклад внес Текутьев в развитие образования, здравоохранения, культуры. Отчет добрых дел Андрея Ивановича получился внушительным, еще при жизни ему было присвоено звание почетного гражданина города Тюмени. Текутьев был тщеславен, старался быть всегда на виду у всего города, чтобы о нем говорили, благодарили и помнили его. Большой любитель театра, Текутьев в 1892 году на улице Иркутской (ныне улица Челюскинцев) купил первое в Сибири каменное здание драматического театра. В 1899 году при театре открылась Пушкинская библиотека, которой купец подарил сочинения русских классиков.
На средства Текутьева в Тюмени были построены двухэтажная каменная больница на 128 мест, здание ремесленного училища с литейной мастерской, школа в его родной деревне. Один из своих домов он отдал под школьные классы, в которых обучалось около четырехсот детей. Андрей Иванович Текутьев являлся членом попечительского совета при Александровском реальном училище, главой попечительского совета Владимирского сиропитательного заведения, комитета по обеспечению продовольствием бедных жителей Тюмени, руководителем комиссии по мощению городских улиц и устройству скотобоен. В июне 1910 года он сделал самый большой взнос при первом сборе пожертвований для российской авиации и получил памятный знак. Купил участок земли под кладбище, которое и теперь тюменцы
называют Текутьевским.
По инициативе Андрея Ивановича в то время в Тюмени была построена первая электростанция, открылась первая в Зауралье товарная биржа. Во многом благодаря его усилиям удалось добиться изменения в проекте Транссибирской железной дороги, которая в 1912 году соединила Тюмень с Омском.
В 1916 году Текутьев скончался. Похоронен он был в склепе возле Спасской церкви, прихожанином и церковным старостой которой являлся многие годы.
ТОВАРИЩЕСТВО Н.Д. МАШАРОВ И КО
На исходе XIX столетия огромная Сибирь почти не имела собственных металлообрабатывающих предприятий, без которых невозможно было производить не только станки и машины, но и многие товары народного потребления.
В 1865 году родился основатель первого чугунолитейного завода в Зауралье Николай Дмитриевич Машаров. Получив поддержку в тюменских деловых кругах, начинающий предприниматель учредил «Товарищество Н.Д. Машаров и Ко»
с основным капиталом в 50 000 рублей. К строительству чугунолитейного завода приступили в начале 1900 года, а уже к августу площадь заводской территории достигла 1000 квадратных саженей, были построены служебные и складские помещения. Постепенно завод расширялся: появились слесарно-механический, эмалировочный, кузнечный, токарно-слесарный цехи, машинное отделение.
Многочасовым и напряженным был труд работников чугунолитейного завода, заработная плата которых обычно не соответствовала энерготратам и не позволяла вырваться из беспросветной нужды. На низком уровне находилась охрана труда, нередким явлением была грубость мастеров. Современник писал: «Приказчик завода Машарова ударил рабочего за то, что тот не мог поднять тяжесть, которую и сам приказчик не мог бы поднять, но, не удовлетворившись этим, рассчитал рабочего. Затем литейный мастер Зеленов заставил другого рабочего работать за уволенного, выводя ему двойную плату, но рабочий получил только одну, а другую получил сам мастер. За то, что рабочий не согласился в дележи, он угрожает ему расчетом». Как правило, на заводе работали 200–300 рабочих разных специальностей, в том числе токари, слесари, модельщики, формовщики, чеканщики.
К сожалению, каталоги предприятия со сведениями о выпускаемой им продукции не сохранились, но по рекламе в газетах тех лет и дошедшим до нас изделиям можно составить представление о его ассортименте. Важной находкой является тетрадка, в которой главный бухгалтер завода, племянник директора, подробно перечислил изделия, выпускавшиеся на заводе в 1912–1918 годах: чаши, горшки, котлы, сковороды, жаровни, ступки, кумганы, рукомойники, заслонки печные простые, заслонки печные герметичные, вьюшки, задвижки, утюги, шкивы, детали для маслобоек и молотилок, гвозди строительные, гвозди конно-подковные, хозяйственная эмалированная посуда. Кроме того, на заводе отливали художественные изделия. Продукция чугунолитейного завода продавалась в Барнауле, Бийске, Новониколаевске, Омске, Павлодаре, Семипалатинске, Тобольске, Томске. Ее можно было встретить на ежегодных Ирбитской и Ишимской ярмарках, выставлялась она на Первой Западно-Сибирской выставке, состоявшейся в Омске в 1911 году. В 1915–1917 годах чугунолитейный завод «Н.Д. Машаров и Ко» выполнял военные заказы: изготовлял ручные гранаты, мины, конно-подковные гвозди.
После установления советской власти чугунолитейный завод «Н.Д. Машаров и Ко» был национализирован.
Авторы:
Сергей Николаевич Кубочкин,
краевед, автор статей и очерков об исторических
деятелях города и региона, о происхождении
названий тюменских улиц и районов
Юлия Михайловна Беспалова,
доктор философских наук,
профессор кафедры общей и экономической социологии
Тюменского государственного университета
Ксения Александровна Анкушева,
кандидат исторических наук. Сфера научных интересов:
социально-экономическая история России
и Сибири конца XVIII – начала ХХ века
Александр Стефанович Иваненко,
доктор сельскохозяйственных наук.
Автор более 190 научных работ и книг
по агрономии, истории Тюмени и области
журнал tmn № 5 (июль-август 2012)