we-enter
10:06 / 27 Июнь 2014

Зачем нужен нейропсихолог?

Зачем нужен нейропсихолог?

Все мы знаем, что «люди думают головой», а точнее – мозгом, а вот как это происходит, большинство из нас не знает.

we-enter

Что делать, если малыш плохо разговаривает или не говорит совсем? Как помочь гиперактивному ребенку? Почему смышлёный ребенок плохо учится? Почему странно ведет себя – то плачет, то смеется, то становится агрессивным? Как определить, готов ли дошколенок к учебе или ему еще на год задержаться в детском саду? Как справиться с подростковым бунтом?

Многие родители сходят с ума в поисках ответов на эти вопросы, обращаются к психологам, неврологам, социальным педагогам и другим специалистам. Бывает, безрезультатно. Помочь разобраться в этих вопросах может нейропсихолог семейного центра «Лесенка».

Нейропсихолог – «системный интегратор». С одной стороны, он хорошо понимает законы развития мозга ребенка и благодаря особым методам диагностики может выявить патологию развития на ранних этапах, вовремя отправить к соответствующему врачу-специалисту.

Нейропсихология возникла на стыке медицины (невролологии, нейрофизиологии, нейрохирургии) и психологии. «Нейро» - означает нерв, «психо» - душа. Соответственно нейропсихолог, в том числе и детский, изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость, и прочее.

Можно привести такой пример: все мы знаем, что работу компьютера обеспечивает не только его электронная «начинка» (процессор, жесткий диск, видеокарта и друг), но и программное обеспечение (операционная система, программы для работы с текстами, графикой, игры). Инженер-электронщик прекрасно разбирается в устройстве компьютера и имеет приблизительное представление о программах. Программисту, напротив, совсем необязательно разбираться в «железе». Специалист, который одинаково хорошо разбирается и в том, и в другом, называется системным интегратором.

Работая с «неуспевающими» учениками, нейропсихолог видит именно причину школьных трудностей, скрытую в особенностях мозга этого ребенка.

Так вот нейропсихолог – и есть тот «системный интегратор». С одной стороны, он хорошо понимает законы развития мозга ребенка и благодаря особым методам диагностики может выявить патологию развития на ранних этапах, вовремя отправить к соответствующему врачу-специалисту. С другой стороны, он владеет широким спектром психологических знаний, понимает, как формируются высшие психические функции и личность ребенка, и в случае необходимости может (опять-таки, при помощи особых, нейропсихологических методов) провести коррекцию поведения или формирующее обучение.

Наиболее эффективна помощь нейропсихолога детям, имеющим такие нарушения, как синдром гиперактивности и/или дефицит внимания, задержка психического развития и отставание в речевом развитии, а также при работе с неуспевающими учениками. Не обойтись без консультаций и родителям, воспитывающим деток с синдромом раннего детского аутизма и сходными состояниями.

Нередко функциональная незрелость головного мозга здорового в неврологическом отношении ребенка дает о себе знать в критические возрастные периоды или при возрастании нагрузок (при поступлении в школу или детский сад). Ситуацию может усугубить неблагоприятная экологическая ситуация, осложнения при родах и другие факторы.

школьные трудности

Например, в детском садике ребенок умел хорошо читать, считать, писать. Но в первом классе стал испытывать трудности в учебе. Нейропсихолог поможет установить причину: возможно, у него недостаточная память, невнимательность, высокая утомляемость, торопливость, неумение быстро осмыслить материал, а то и просто – трудности в общении с одноклассниками. Зачастую эти проблемы, сочетаясь, усиливают друг друга, и ко второму классу способный ребенок терпеть не может школу.

Работая с «неуспевающими» учениками, нейропсихолог видит именно причину школьных трудностей, скрытую в особенностях мозга этого ребенка. Банальная безграмотность моет быть следствием и неустойчивого внимания, и быстрой утомляемости, и дефектов зрительного восприятия, и нарушений различения звуков, и много другого. Зная истинную причину проблемы, можно целенаправленно и эффективно ее устранить, а не тратить уйму времени на «механическое» заучивание правил правописания.

Нейропсихолог, в том числе и детский, изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость, и прочее.

С помощью диагностики нейропсихолог четко определяет причину нарушения чтения, письма, счёта или поведения, дает родителям советы по повышению эффективности обучения дома и рекомендует необходимые нейрокоррекционные занятия, которые помогут успешно учиться.

Специалисты семейного центра «Лесенка» акцентируют внимание родителей на главном: чем раньше нейропсихолог выявит причины и механизмы появления функциональных недостатков в центральной нервной системе, тем проще и быстрее сможет оказать помощь ребенку.

we-enter