Все мы знаем, что «люди думают головой», а точнее – мозгом, а вот как это происходит, большинство из нас не знает.
Что делать, если малыш плохо разговаривает или не говорит совсем? Как помочь гиперактивному ребенку? Почему смышлёный ребенок плохо учится? Почему странно ведет себя – то плачет, то смеется, то становится агрессивным? Как определить, готов ли дошколенок к учебе или ему еще на год задержаться в детском саду? Как справиться с подростковым бунтом?
Многие родители сходят с ума в поисках ответов на эти вопросы, обращаются к психологам, неврологам, социальным педагогам и другим специалистам. Бывает, безрезультатно. Помочь разобраться в этих вопросах может нейропсихолог семейного центра «Лесенка».
Нейропсихолог – «системный интегратор». С одной стороны, он хорошо понимает законы развития мозга ребенка и благодаря особым методам диагностики может выявить патологию развития на ранних этапах, вовремя отправить к соответствующему врачу-специалисту.
Нейропсихология возникла на стыке медицины (невролологии, нейрофизиологии, нейрохирургии) и психологии. «Нейро» - означает нерв, «психо» - душа. Соответственно нейропсихолог, в том числе и детский, изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость, и прочее.
Можно привести такой пример: все мы знаем, что работу компьютера обеспечивает не только его электронная «начинка» (процессор, жесткий диск, видеокарта и друг), но и программное обеспечение (операционная система, программы для работы с текстами, графикой, игры). Инженер-электронщик прекрасно разбирается в устройстве компьютера и имеет приблизительное представление о программах. Программисту, напротив, совсем необязательно разбираться в «железе». Специалист, который одинаково хорошо разбирается и в том, и в другом, называется системным интегратором.
Работая с «неуспевающими» учениками, нейропсихолог видит именно причину школьных трудностей, скрытую в особенностях мозга этого ребенка.
Так вот нейропсихолог – и есть тот «системный интегратор». С одной стороны, он хорошо понимает законы развития мозга ребенка и благодаря особым методам диагностики может выявить патологию развития на ранних этапах, вовремя отправить к соответствующему врачу-специалисту. С другой стороны, он владеет широким спектром психологических знаний, понимает, как формируются высшие психические функции и личность ребенка, и в случае необходимости может (опять-таки, при помощи особых, нейропсихологических методов) провести коррекцию поведения или формирующее обучение.
Наиболее эффективна помощь нейропсихолога детям, имеющим такие нарушения, как синдром гиперактивности и/или дефицит внимания, задержка психического развития и отставание в речевом развитии, а также при работе с неуспевающими учениками. Не обойтись без консультаций и родителям, воспитывающим деток с синдромом раннего детского аутизма и сходными состояниями.
Нередко функциональная незрелость головного мозга здорового в неврологическом отношении ребенка дает о себе знать в критические возрастные периоды или при возрастании нагрузок (при поступлении в школу или детский сад). Ситуацию может усугубить неблагоприятная экологическая ситуация, осложнения при родах и другие факторы.
Например, в детском садике ребенок умел хорошо читать, считать, писать. Но в первом классе стал испытывать трудности в учебе. Нейропсихолог поможет установить причину: возможно, у него недостаточная память, невнимательность, высокая утомляемость, торопливость, неумение быстро осмыслить материал, а то и просто – трудности в общении с одноклассниками. Зачастую эти проблемы, сочетаясь, усиливают друг друга, и ко второму классу способный ребенок терпеть не может школу.
Работая с «неуспевающими» учениками, нейропсихолог видит именно причину школьных трудностей, скрытую в особенностях мозга этого ребенка. Банальная безграмотность моет быть следствием и неустойчивого внимания, и быстрой утомляемости, и дефектов зрительного восприятия, и нарушений различения звуков, и много другого. Зная истинную причину проблемы, можно целенаправленно и эффективно ее устранить, а не тратить уйму времени на «механическое» заучивание правил правописания.
Нейропсихолог, в том числе и детский, изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость, и прочее.
С помощью диагностики нейропсихолог четко определяет причину нарушения чтения, письма, счёта или поведения, дает родителям советы по повышению эффективности обучения дома и рекомендует необходимые нейрокоррекционные занятия, которые помогут успешно учиться.
Специалисты семейного центра «Лесенка» акцентируют внимание родителей на главном: чем раньше нейропсихолог выявит причины и механизмы появления функциональных недостатков в центральной нервной системе, тем проще и быстрее сможет оказать помощь ребенку.