10:09 / 21 сентября 2017

Почему Банк Интеза в третий раз проводит кинофестиваль итальянского кино N.I.C.E.?

9ec31cdc9fa8

СПРАВКА


АО «Банк Интеза» — дочерний банк Группы Интеза Санпаоло (Италия), которая является одной из крупнейших в еврозоне и абсолютным лидером рынка банковских услуг в Италии. Банк Интеза предоставляет широкий спектр банковских услуг предприятиям и частным лицам от Калининграда до Владивостока. Основные направления деятельности Банка — корпоративное кредитование и кредитование малых и средних предприятий. По состоянию на 31.12.2016 г. активы Банка составляют 54,9 млрд руб., капитал равен 12,1 млрд руб. (по данным МСФО). Генеральная лицензия Банка России № 2216. www.bancaintesa.ru

27 сентября в Тюмени в третий раз стартует кинофестиваль итальянского кино N.I.C.E. Миссия N.I.C.E. – знакомить российских зрителей с современным итальянским кинематографом. Во время фестиваля горожане смогут увидеть 5 фильмов различных жанров. В России фестиваль проходит с 1998 года, но берет свое начало с мероприятий, устроенных в Нью-Йорке в 1991 году. В числе стран его проведения значатся крупнейшие города США, Франции, Нидерландов, Марокко и др. По традиции эксперты отбирают несколько лучших фильмов, снятых в Италии за год до фестиваля. Победителями конкурсной программы становятся фильмы, получившие наибольшее число голосов, поданных за них после просмотра.

О современном итальянском кинематографе, о том, насколько это востребовано и ожидаемо в Тюмени, и об организаторских секретах кинофестиваля мы побеседовали с киноведом Натальей Павловной Соколовой и с Аленой Сергеевной Филипповой, Управляющим Уральским филиалом Банка Интеза – банком, организовавшим фестиваль в Тюмени.
 

1tmn.ru: Наталья Павловна, известно, что Италия знаменита своей модой и стилем, вином, кухней, прекрасной природой, и конечно кинематографом. Все мы выросли на знаменитых классических фильмах Феллини, любовались Марчелло Мастроянни, Адриано Челентано, Софи Лорен и многими, многими другими известными актерами. А какой ваш любимый итальянский фильм и почему? Какого итальянского актера вы бы отметили особенно и за какую киноработу?

Наталья Соколова: В ответе на этот вопрос трудно быть оригинальной. Нас очень много связывает с Италией и не только в области культурного обмена. Эта связь намного глубже. Безусловно, она присутствует на ментальном уровне. Не случайно в современной Европе россиян называют «сумрачными итальянцами». Для людей моего поколения итальянское кино было самым притягательным и прекрасным. Мы выросли на нем. Очень сложно выделить из всего корпуса удивительных итальянских фильмов самый любимый. Но я всё-таки такой фильм назову – главный шедевр Федерико Феллини «Восемь с половиной». По мнению киноведов, этот фильм поделил киноисторию на две части: «до» и «после» «Восьми с половиной».

Среди целой когорты великолепных итальянский актеров я отдам предпочтение актеру Марчелло Мастроянни и отмечу две его работы в фильмах Федерико Феллини – «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Эти роли, по-моему, обозначили поворотный момент в его карьере, стали вершинами его творчества.

Итальянское кино уникально. Ни в одном другом национальном кинематографе нет такого количества абсолютных красавиц, как в итальянском. Самые знаменитые из них, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Моника Вити, Орнелла Мути, Клаудиа Кардинале и Моника Беллуччи, – обладают мощным драматическим даром. Но моя любимая актриса – Анна Маньяни, которая была женщиной с обычным лицом. Но именно ее историки кино называют ВЕЛИКОЙ.

Что такое фестиваль N.I.C.E.? Это 20 лет и 152 режиссера, это самый верный способ прочувствовать страну, людей в ней живущих, язык, на котором они говорят. Это возможность путешествия в Италию, не выезжая из Тюмени

Алёна Сергеевна, уже третий год Банк Интеза является организатором кинофестиваля N.I.C.E в Тюмени. Насколько сложно привести итальянские фильмы сюда, и насколько востребовано это тюменскими зрителями?

Алёна Филиппова: Действительно, уже третий год подряд мы причастны к тому, что в Тюмени проходит итальянский кинофестиваль. Впервые N.I.C.E. прошел здесь в 2015 году – это был подарок Банка Интеза городу на его день рождения. Все места в зрительном зале, на всех сеансах были забронированы заранее, спрос оказался очень высоким. Зрителей впечатлило современное итальянское кино, которое, к сожалению, сейчас очень мало показывают на больших экранах. И мы очень рады тому, что имеем познакомить тюменцев с работами современных итальянских режиссеров, актеров. У нас в России, на Урале очень хорошо знают маэстро прошлых лет. Но вот с современными авторами из Италии, увы, не очень знакомы. Кроме того, кино на протяжении всей истории остается зеркалом, которое отражает ситуацию в обществе. Это касается не только Италии или России, а всего мира. Если говорить про организаторские сложности, то, безусловно, в организации каждого фестиваля есть свои технические моменты. Но в Тюмени кинофестиваль ждут, ему рады. Когда видишь, как люди после просмотра фильма аплодируют, как в театре – все технические проблемы отходят на второй план. Эта обратная связь говорит о том, что итальянская культура, итальянское кино очень востребовано в Тюмени. Все те, кто хотя бы один раз посмотрел фильм из репертуара N.I.C.E., ждут новых работ с огромной радостью. Что такое фестиваль N.I.C.E.? Это 20 лет и 152 режиссера, это самый верный способ прочувствовать страну, людей в ней живущих, язык, на котором они говорят. Это возможность путешествия в Италию, не выезжая из Тюмени.

 

Наталья Павловна, известно, кино имеет итальянские корни, в прямом смысле. Синематограф братьев Люмьер был открыт именно в Риме и в том же году Альберини получил патент на съемочный аппарат, который назвал кинетограф. Это ли объясняет то, что в Италии всегда был звездный состав режиссеров, актеров. Кто из них эпохи 1940-х-60-х годов «не дошел» до советского зрителя?

Наталья Соколова: Я вынуждена возразить. Кино имеет американские и французские корни. Давайте обратимся к самому авторитетному источнику по истории кино: «Всеобщая история кино. Том 1 (Изобретение кино 1832–1897, Пионеры кино 1897–1909)» французского историка кино Жоржа Садуля. В апреле 1895 года в Турине публике был показан кинетоскоп Эдисона. В марте 1896 года в Риме был открыт «Синематограф» братьев Люмьер. До Рима подобные синематографы уже открылись в Лондоне. Но Италия сыграла значительную роль в превращении кино в промышленность. Читаем у Садуля: «Вслед за Францией поднялись по очереди Италия, Германия, Дания, Россия, Швеция, Португалия. А раньше всех – Италия». Для создания собственной кинопромышленности в техническом отношении Италия была готова уже к 11 ноября 1895 года, когда туринский изобретатель Филотео Альберини запатентовал свой кинетограф, аппарат, способный снимать на пленку, проявлять и проецировать рисованные движущиеся изображения. Но собственно кинопроизводство началось с 1905 года. До этого по заказу Люмьеров снимались хроникальные ленты в стиле первого киносеанса – «Прибытие поезда на миланский вокзал» и «Умберто и Маргерита Савойские на прогулке в парке». Первая итальянская фирма называлась «Первое итальянское предприятие кинематографической промышленности Альберини и Сантони». На этой фирме был снят первый итальянский художественный исторический фильм «Завоевание Рима». Фильм фактически заложил основы для традиционного жанра в итальянском кино – костюмно-исторического фильма. Ранние итальянские фильмы именно этого жанра, а речь идет, прежде всего, о фильмах режиссера Джованни Пастроне, оказали огромное влияние на великого американского кинорежиссера Дэвида Уорка Гриффита.

Уместнее говорить об итальянском вкладе в историю мирового кино. Необходимо начать с изобретения тем же Филотео Альберини широкоформатного экрана в 1911 году. Следующая веха – первый в мире международный кинофестиваль, который был организован в Венеции. Это старейший международный кинофестиваль мира. Он был основан в 1932 году, кстати, по инициативе Бенито Муссолини, а ежегодно проводится на острове Лидо с 1934 года. Самая яркая страница история итальянского кино связана с неореализмом. Неореализм – одно из самых ярких и, пожалуй, первое крупное художественное явление послевоенных лет не только в итальянской, но во всей мировой культуре. Из неореализма вышло великое авторское кино в лице Лукино Висконти, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Пьера Паоло Пазолини и братьев Тавиани. Для российских зрителей моего поколения очень значимы фильмы режиссеров следующего поколения: Лилиана Кавани, Франко Дзеффирелли, Бернардо Бертолуччи, Марко Беллоккьо, Франческо Рози, Этторе Скола и Дамиано Дамиани. Художественными лидерами современного итальянского кино, полюбившимися российскими зрителями, являются Роберто Бениньи, Нанни Моретти, Джузеппе Торнаторе, Паоло Соррентино и другие. Безусловно, среди современных российских зрителей достаточно поклонников маргинальных направлений итальянского кино: «джалло», то есть детективы (Мариво Бава, Дарио Ардженто); эротика (Тинто Брасс).

У каждого из упомянутых мной режиссеров была своя непростая история в советском прокате в 1940-е–1960-е годы. Многие картины Микеланджело Антониони и Пьера Паоло Пазолини очень поздно дошли до российского зрителя.

Итальянское кино уникально. Ни в одном другом национальном кинематографе нет такого количества абсолютных красавиц, как в итальянском. Самые знаменитые из них, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Моника Вити, Орнелла Мути, Клаудиа Кардинале и Моника Беллуччи, – обладают мощным драматическим даром

Алёна Сергеевна, безусловно, миссия кинофестиваля N.I.C.E., в первую очередь, знакомить с современным итальянским кинематографом. Откуда идут корни фестиваля и какова его цель? Как отбираются фильмы на кинофестиваль? И почему именно Банк поддерживает этот проект?

Алёна Филиппова: Кинофестиваль ведет свою историю с 1991 года. Его родиной является Флоренция. А цель – популяризация современного итальянского кино за пределами Италии. Он регулярно проводится в России, США, Великобритании и Китае. Каждый год из около 80 новых итальянских кинолент отбираются несколько лучших, которые демонстрируются за границей. Впервые в России кинофестиваль прошел в Москве в 1998 году.

New Italian Cinema Events – это событие первостепенной важности, которое курируют генеральное управление кинематографии, Министерство иностранных дел, Посольство Италии в Москве, Консульства и Итальянские институты культуры в Москве и Санкт-Петербурге. Фестиваль нового итальянского кино уже побывал в этом году в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Сейчас он пройдет в Тюмени. Через несколько дней на площадке кинотеатра «Премьер» можно будет увидеть все фильмы из программы N.I.C.E. 2017. Основное правило, что объединяет все города, которые принимают кинофестиваль – это то, что фильмы идут только на итальянском языке с русскими субтитрами. Впрочем, всё больше и больше зрителей смотрят фильмы, не прибегая к помощи перевода – насколько вырос интерес россиян к изучению итальянского языка.

Отвечая на вопрос – почему? – я всегда говорю, что для нас это уникальная возможность внести свой вклад в поддержку дружбы между двумя странами. К примеру, уже много лет итальянская банковская группа Интеза Санпаоло, материнская компания Банка Интеза, является генеральным партнером Театра Ла Скала, и в частности более десяти лет поддерживает сотрудничество Ла Скала с Большим театром России. Еще в 2011 году этот знаменитый миланский театр первым из зарубежных коллективов выступил на исторической сцене Большого, открывшейся после шестилетней реконструкции. Это стало возможным, в том числе, благодаря нашему многолетнему сотрудничеству.

Кроме того, Банк Интеза поддерживает многие выставочные и реставрационные проекты российских музеев. В Московском Кремле, например, при помощи Банка была отреставрирована икона «Святые равноапостольные Константин и Елена», а в Государственном Эрмитаже к 300-летию Санкт-Петербурга – залы Венецианского Ренессанса. Так что кинофестиваль – это не единственный культурный проект Банка. Мы на протяжении уже многих лет поддерживаем и литературные проекты, в том числе и Российско-итальянскую литературную премию для молодых авторов и переводчиков «Радуга», целью которой является поощрение творчества молодых писателей и переводчиков России и Италии, предоставление им возможности первой публикации и открытие новых имен в литературе обеих стран.
 

Наталья Павловна, 27 сентября в Тюмени в третий раз стартует кинофестиваль современного итальянского кино N.I.C.E. Кинофестиваль уже полюбился горожанам, это показывает статистика – в прошлом году практические все места на сеансах кинофестиваля в залах киноцентра были заняты. Чем, по-вашему, близко современное итальянское искусство россиянам? Почему получилось у актеров и режиссеров достучаться до сердца зрителей, не оставить равнодушными? И чем итальянское современное кино принципиально отличается от американского или азиатского?

Наталья Соколова: Я уже говорила о близости российской и итальянской ментальностей. Россия и Италия непросто справляются с нынешней экономической ситуацией. Ответом на социальные вызовы являются современные итальянские кинокомедии. Итальянские кинорежиссеры умеют смотреть на современный мир с юмором. В отличие от представителей современного американского или азиатского кино, итальянские мастера кино не делают акцент на использование суперсовременных технологий. Итальянским режиссерам по-прежнему интересны обычные люди с их так понятными российским зрителям заботами и радостями.
 

Иногда очень хочется прямо сейчас уехать в Италию, но не всегда для этого есть возможность или время. Зато есть отличный метод ностальгировать по этой стране: смотреть итальянское кино, создавая этакую небольшую итальянскую вселенную, не сходя с места. Создать такую вселенную поможет тюменцам кинофестиваль современного итальянского кино N.I.C.E., который с 27 сентября пройдет в Тюмени в кинотеатре «Премьер». И как говорят итальянцы – Vi diamo il benvenuto al cinema! Увидимся в кино! Ваш Банк Интеза и кинофестиваль N.I.C.E.

C программой фестиваля и кратким описанием фильмов можно ознакомиться на сайте Банка Интеза в разделе
«Культурные проекты»: bancaintesa.ru
Приобрести или забронировать билеты на фестиваль можно
на сайте кинотеатра «Премьер»premiercinema.ru

афиша

Открытие фестиваля
27 сентября, 19:00

кинотеатр «Премьер»
(ул. 50 лет ВЛКСМ, 63)

200 рублей

Loading...