we-enter
16:12 / 21 Декабрь 2019

PR умирает, а кто тогда король?

PR умирает, а кто тогда король?

На PR в 2019 году компании потратили больше, чем в 2018-м. Статистика эта — общероссийская, и к Тюмени хоть и имеет отношение, но непрямое.

we-enter

Наткнулась на опрос Службы исследований HeadHunter, в котором приняли участие 98 директоров и специалистов по связям с общественностью и маркетингу компаний, работающих на территории РФ, и представляющих такие сферы, как FMCG, ИТ, ритейл, финансы, промышленность и другие, и прямо порадовалась. Исследование выявило положительную динамику и рост бюджетов на PR  в 2019 году. 13% компаний тратят на коммуникации более 7 млн рублей, для сравнения  —  в прошлом году таких компаний было всего 3%. 20% опрошенных обозначили свой бюджет в диапазоне от 2 до 7 млн рублей, а еще 20% не смогли озвучить цифры в силу конфиденциальности данной информации. По-прежнему достаточно большое количество компаний (21%) совсем не выделяют денег на PR, а у 26% бюджеты на год составляют до 2 млн рублей. Лидирующей статьей расхода коммуникационного бюджета (20%) стало производство медиа-контента (дизайн, видео, графика и т.д.). Далее примерно в равных долях следуют отраслевые мероприятия, спецпроекты со СМИ, работа с блогерами и продвижение в соцсетях.
 
В рейтинге наиболее эффективных инструментов для коммуникации с целевой аудиторией второй год подряд на первом месте — соцсети (23%), на втором — онлайн-СМИ (18%), на третьем — специальные мероприятия компании (13%), а на четвертом — работа с блогерами и лидерами мнений (11%).
 
Все эти инструменты становятся частью пиара. Доверие к консервативным медиа падает и это тоже тренд.
 
Ну, это так – для размышлений. А пока разберем самый, на мой взгляд, важный тренд рынка - PR все больше объединяется с маркетингом.

Важный тренд рынка - PR все больше объединяется с маркетингом.

Граница между связями с общественностью, маркетингом и рекламой все больше размывается. И во всех сферах на первое место выходит… коммуникация. Коммуникация с клиентом, клиента и клиента, двух и более участников рынка, конкурентов, коммуникация внутри компании, коммуникация компании с обществом. Все это отражается в конечном итоге на имидже, все это отражается на продажах.
 
Задавая вопрос разным людям «что такое коммуникация?» подавляющее большинство склонилось к тому, что коммуникация—это отношения, диалог и даже компромисс. Сергей Гаврилов, председатель Федерации дебатов, партнёр Студии коммуникаций BЕsmart, на мой вопрос о главном инструменте в обучении коммуникации ответил так: «Прежде всего, нужно говорить про отношения. Инструменты коммуникации – это уже вторичное. Если мы стремимся чего-то достичь и исходим из того, чтобы все стороны общения получили что-то выгодное для себя, то мы обязательно найдём инструмент. Если же этот инструмент использовать в негативном ключе, манипулятивных целях, то отношения разрушаются и на долгосрочную перспективу уже не сработаешь. Поэтому отношения первичны, а инструменты вторичны».
 
А что есть отношения? Это, если упрощенно и емко – связь. Связь в отношении коммуникации вторична и очень зависит от этого самого общения, которое или сложилось или нет.
 
А помните – связи решают все? И я не перестаю в этом убеждаться. За какую проблему ни возьмись, все, в конечном итоге, сведется к отношениям. Не выстроили, не достроили, не установили, не укрепили, не развили. Не идут к вам новые клиенты, уходят постоянные, сорвалась сделка, развод с мужем, ссора с ребенком, и так далее. Это все о чем? Это все про то, что отсутствуют отношения.

А пока в Тюмени «рулят» «голые продажи». «Инстаграмчику, да побольше».

Складывается ощущение, что я, как постоянный клиент, мало не интересую, есть задача «сделать план» в этом месяце, по году. И поэтому в почете «акции», «специальные предложения», «два по цене одного», «приведи друга и получи скидку». А что потом со мной происходит? Даже если я по своему разумению даю обратную связь – меня поблагодарят и распрощаются. «Как вам наше блюдо?» – слышала на днях в ресторане See Yu, спрашивал гостей официант. «Очень пересолено, – жалуются женщины. – В прошлый раз было вкуснее». «Спасибо, рады за отзыв. Приходите еще». Вот уж время скриптов. Это мне напоминает гражданский брак. «Попробуем, а там видно будет». Это, конечно, тоже отношения, но кратковременные.
 
Не перестаю повторять – с клиентами нужно дружить. 80% плана – это повторные продажи. Это же все маркетологи знают. Принцип Парето. Как дружить? А это вопрос именно по теме коммуникации, отношений. Первое впечатление – чудесно, но кушать/радоваться/быть довольным хочется всегда. Как оставаться в отношениях? Секретов не мало, но самый важный – быть собой. Вот на что вы «тянете», то и позиционируйте. Честность в отношениях дорогого стоит.

На что вы «тянете», то и позиционируйте. Честность в отношениях дорогого стоит.

Очень часто случается, что «король голый». И поэтому отношения расстраиваются. Хотя на каждый товар найдется купец. Это правило жизни. И про него не нужно забывать, особенно в сфере маркетинга. Это вроде ЦА называется. Но это совсем другая история.
 

Текст: Светлана Романовская

we-enter