we-enter
17:02 / 5 Февраль 2015

Сначала яйцо, потом птица

Сначала яйцо, потом птица

Интервью с Ириной Корниенко, генеральным директором ЗАО «Агрофирма Боровская».

we-enter

 

Когда девелопер компании «Сибинтел-холдинг» Ирина Корниенко, только что назначенная начальником отдела маркетинга птицефабрики «Пышминская», отправилась на новое место работы, дорогу ей показывал водитель мужа.

 

Она сама и близкие ей люди имели весьма смутные представления о том, чем занимается и где находится данное производство. Справедливости ради заметим: в 2008 году в Тюмени вообще мало кто имел об этом четкое представление.

Декабрь, стремительно уходящий 2014-й.
Все изменилось кардинально: в Тюмени теперь мало кто НЕ знает «Яйцо Пышминское», более того, совершая покупки, мы кладем продукт в корзину, практически не глядя, бегло осмотрев полку и зацепившись взглядом за яркую упаковку нужного цвета, а Ирина Корниенко… уже вовсю поднимает другую фабрику. Она все там же, в своем любимом сельском хозяйстве, но уже в новом статусе – генерального директора ЗАО «Агрофирма Боровская». В сложное время на сложном участке пытается вдохнуть новую жизнь в бройлерное предприятие, которое любят покупатели в Кургане, но в Тюмени о нем снова практически ничего не знают.

 

Лидерские гены

«Пышминская» для Ирины Корниенко – безусловно, любимое детище. О нем она будет рассказывать даже до невозможности уставшая, даже если приехать к ней на интервью тогда, когда рабочий день не просто завершился, а уже недалек к тому, чтобы начаться вновь, иначе другого времени в ее плотном графике просто не найти.

Дорогу к фабрике она тогда, конечно, нашла. Ирина – девушка настойчивая, вся в папу (Геннадия Владимировича Фролова – заместителя генерального директора компании «Тюменьэнергострой»), который, сколько она себя помнит, всегда был руководителем. Правда, в своей, строительной сфере: строил мосты на Тюменском Севере, работая в «Мостоотряде-65» треста «Мостострой-11», трудился в ОПБ «Сибкомплектмонтаж». «У меня и мама – руководитель, – улыбается Ирина. – Начинала секретарем, со временем достигла должности начальника отдела кадров целого Мостоотряда, тогда 65-го».

Что делать, оказавшись на птицефабрике, было в целом понятно. Цели и задачи, в принципе, были ясны – надо создавать бренд, продвигать, сделать так, чтобы его узнали и полюбили. Вроде бы все хорошо. Но по факту на руках – хорошего качества, но неизвестный продукт. Обычные четыре вида яйца. Яйцо и есть яйцо, ничего особенного, главное, чтобы скорлупа была целой и цена не кусалась. А тут еще выясняется, что оно на 92,5% реализуется через оптовиков, фасуй не фасуй – ни лица, ни биографии. Тогда начальник отдела маркетинга и продаж, впоследствии первый заместитель гендиректора «Пышминской», поняла одну важную вещь: продавать яйцо профессионально – дело очень сложное. Но она не из тех, кто быстро сдается. От папы достались на редкость «упрямые» гены – деловая хватка, умение договариваться, незаурядные аналитические способности, Кстати, о них. «К вопросу продвижения всегда отношусь так, что сначала надо досконально вникнуть в производство. Поэтому первое, с чего я начала, – тщательно проанализировала ситуацию: преимущества, ассортимент, цены, каналы сбыта. Мне было важно до молекулы понять, что представляет собой этот продукт, как создается, как продается, кто именно его продает».

В 2008 году в Тюмени вообще мало кто имел представление, что такое птицефабрика «Пышминская» и где она находится

 

Цель, развитие, результат

…Ее детство прошло в маленьком северном поселке Старый Надым в ЯНАО. Немногие из ее одноклассников отправились после школы получать высшее образование, разумно решив по тем временам, что рабочая специальность – вполне себе достойная перспектива и наверняка обеспечит приличный заработок и стабильность. «А я всегда хотела чего-то большего. По юности лет не могла понять, чего именно, но точно знала, что такое будущее – не мое». Незадолго до окончания десятого класса Ирина увидела по телевизору фильм «Деловая женщина», который неожиданно произвел на нее сильнейшее впечатление. Героиня начинает работу наравне со всеми, в общем зале, проходит нелегкий путь и в финале начинает рабочий день в собственном кабинете. И вроде совсем незамысловатая история, а запомнилась и по-своему определила дальнейшее развитие. «Я поняла, что не смогу остаться там, что мне хочется быть и хорошей женой, и внимательной мамой, но также хочется состояться профессионально, чего-то достичь и кем-то стать в жизни».

Яркое тому подтверждение – путь даже не самой Ирины, а всей птицефабрики «Пышминская», за пять лет совершившей такой колоссальный рывок в развитии, которого не видела, пожалуй, за всю свою 45-летнюю историю. Сегодня «Пышминское» – не просто обычное белое яйцо. Это полезное яйцо с особыми свойствами – обогащенное витаминами, микроэлементами, йодом. Это не три, а целых 25 видов яиц от двух до 20 штук в упаковке. Это свой покупатель на каждую категорию. Это сократившийся до 25% оптовый канал сбыта продукции и эффективные продажи в Тюмени, Екатеринбурге, по всему УрФО и во многих других городах России, где оно реализуется не только через крупные федеральные и региональные сети, но и в формате «магазин у дома».

«Мы добились того, что нас стали узнавать, и пошли дальше, – рассказывает Ирина Корниенко. – Позаботились о том, чтобы покупателю больше не нужно было вчитываться в этикетки, а для этого доставать и надевать очки, если говорить о пожилых людях. Полюбившийся продукт люди стали выбирать по цвету упаковки. Например, желтой для напольного яйца «Деревенька моя», розовой – для «Люкс Йод», зеленой – для «ЭкоВита», синей – для «Сельские просторы». Ирина Геннадьевна скромно умалчивает при этом об инновационных качествах самой упаковки, а именно материала, из которого она изготовлена. Мы все уже так привыкли к этому, что воспринимаем как должное. Хотя все помним о том, что раньше всегда несли из магазина яйца, как хрустальную вазу, боялись на них по дороге дышать, в итоге одно-два из десятка не доносили регулярно. Теперь вспомните: когда такое было у вас в последний раз? Уже и не вспомнить, верно. Зато на ум приходит ситуация, когда упаковку даже случалось уронить, несильно, но все-таки, а яйца в ней все до одного оставались целы.

 

Новая вершина

Генеральным директором агрофирмы «Боровская» Ирина Корниенко была назначена в конце 2013 года. Хотя впервые познакомилась с ней буквально через год после первой встречи с «Пышминской», более того, с 2009 года занималась развитием предприятия в должности заместителя генерального директора. Став первым руководителем, Ирина уже имела ряд достижений и на этой фабрике тоже, может быть, не столь явных, но оттого не менее значимых. Начать с того, что продукцию агрофирмы «Боровская», как мы уже говорили, знают и любят в Кургане, о чем внутри компании лучше всего говорит такой показатель, как объем прибыли, которая в период с 2008 по 2012 год выросла с 30 млн до 130 млн рублей. С Ириной Корниенко фабрика на 25% увеличила ассортимент. Сегодня это более 200 наименований, расширенная линейка деликатесной продукции. Вся она отмечена знаком «Зауральское качество», что даже стало социальным прорывом 2011 года. Со второй половины 2011 года к тому же взят курс на масштабную модернизацию производства, рассчитанную на пять лет. Уже сегодня началась модернизация новых птичников, в скором времени появится современная убойная STORK – одна из лучших в мире. Только первая очередь инвестиционной программы позволит увеличить объем производства на 30%.

2

Но как выйти с продуктом за пределы Кургана? Ирина разумно пошла от обратного, посмотрев на ситуацию не изнутри, а снаружи. Тюменцы стойко воспринимают Курганскую область как регион аграрный, прямо скажем, как сельскую местность. Пусть так, но именно «село» испокон веку обеспечивает нас высококачественными натуральными продуктами с манящей приставкой «эко». «На самом деле это большой плюс, – говорит Ирина Корниенко. – Отсюда очень конкретные цели и задачи, которые мы ставим перед собой на ближайшее время. Они заключаются в том, чтобы провести качественный ребрендинг и представить покупателю абсолютно новый продукт».

К слову, о сельской местности. Совсем не простой период переживает сейчас агрофирма «Боровская», как и вся отрасль в целом. Амбициозные планы пока еще остаются только планами. Позади переломный для предприятия 2013 год, упавшая в разы прибыль, начало строительства, впереди – много вдумчивой, трудной работы. «Но мне нравится, что в сельской местности нет людей равнодушных. Когда наступили сложные времена, я увидела, что коллективу небезразлична ситуация, наши сотрудники хотят работать на этой фабрике. В какой-то момент я сама начала сомневаться, смогу ли преодолеть эти трудности, но почувствовала, что в меня верят, за мной готовы идти. Надо работать с удвоенной энергией, когда за тобой стоят люди». Так рассуждает Ирина Корниенко, которая, кстати, стала номинантом на премию журнала tmn «Женщина года – 2014».

80% продукции «Боровской» на сегодняшний день продается в Кургане, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, других городах. В бройлерном секторе Тюмени работают уже очень известные бренды, в том числе местные, как, например, «Тюменский бройлер». Только с ним гендиректор агрофирмы «Боровская» Ирина Корниенко согласна в будущем разделить торговую полку. «Это очень важно, рядом с кем окажется твой продукт на витрине. Там вы партнеры, а не конкуренты. И это партнерство обязано быть надежным. Покупатель сам решит, кому доверить свое здоровье. Наша задача в том, чтобы дать ему возможность наилучшего выбора».

 

бизнес-мама

Агрофирма «Боровская» находится в Кургане, и Ирина Корниенко преимущественно находится там. Два-три раза в неделю лично обходит производственные цеха. У нее два высших образования, она прекрасная мама. Старшей дочери 23 года. Младшей – 14, дочка написала недавно: «Мамочка, я тебя очень люблю, но я человек самостоятельный». Ирина счастливо смеется: «Они очень на меня похожи». Ирина Корниенко стала первым руководителем. Теперь хочет стать руководителем успешным, чтобы вывести фабрику на совершенно другой, не только региональный, но и российский уровень. «В жизни и работе надо всегда ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Потом надо идти дальше, для этого надо научиться отпускать, например позволить своему ребенку быть самостоятельным». В том числе тому ребенку, каковым каждому хорошему директору представляется вверенное ему предприятие.

 

текст Антонина Борисович
фото Шамситдин Насириддинов

Источник tmnWoman  № 3/5 (зима 2014)

we-enter