11:01 / 27 января 2015

Моника Беллуччи. Кинодива современности

Monica_Bellucci_801

Даже те, в чьи стандарты женской красоты не вписывается Моника Беллуччи, признают, что знаменитой итальянке повезло с внешностью.

Совсем недавно отметившая 50-летний юбилей актриса неизменно продолжает появляться в мировых рейтингах красоты, тогда как куда более молодых красоток «списывают» из-за устаревания – буквального или рейтингового – куда раньше.

Когда звезда уже состоялась, есть риск приурочить успех к везенью: мол, она такой красивой родилась. Но если копнуть глубже, можно увидеть, что при тех же природных данных жизнь Беллуччи могла сложиться совсем по-другому. Мы попробуем поразмышлять, как и почему Моника стала именно той, кем стала, – актрисой, снискавшей популярность кинодив прошлого века, не выходящих из моды и привлекательных до глубокой старости.

 

КРАСОТА И ВЕЗЕНИЕ

Моника Беллуччи родилась 30 сентября 1964 года в Умбрии, Италия. Она была единственным, поздним и долгожданным ребенком в благополучной, но не слишком богатой семье.
Судя по воспоминаниям юности, Моника в те годы вовсе не воспринимала собственную внешность, как дар Божий. Нет, история Белуччи не имеет ничего общего со сказкой о гадком утенке: напротив, красоту девочки отмечали и в школе, и на улицах небольшого городка. Но юная Моника не слишком радовалась похвалам. Внимание к ней не всегда становилось доброжелательным: вместе с комплиментами Беллуччи доставались зависть женщин и фривольные комментарии мужчин. В итоге постоянный акцент на ее внешности на долгие годы внушил девушке желание доказать, что она не просто смазливая девчонка. Она старалась хорошо учиться в школе и планировала получить юридическое образование.

1
После школы Беллуччи действительно уехала в более крупный город Перуджу, где поступила в университет. Есть версия, что еще одним мотивом отъезда было желание поскорее покинуть провинциальный городок, где у нее была неоднозначная репутация. Также есть легенда, что на новом месте история повторилась: Монику из-за ее привлекательности не раз увольняли из кафе, где она, как многие студенты, подрабатывала официанткой. Якобы клиенты-мужчины приходили в ресторан не столько поесть, сколько поглазеть на Беллуччи, а вслед за мужчинами появлялись их жены, которые устраивали публичные сцены ревности и тем самым отпугивали посетителей. После серии скандалов хозяева заведений указывали Монике на дверь. «Миром движет не любовь и не ненависть, а зависть. Зависть – основа человеческой природы», – не раз скажет Беллуччи.
Оказывается, яркая и притягательная внешность Беллуччи поначалу доставляла ей одни неприятности. Моника могла обзавестись комплексами и возненавидеть себя за нежелательное для нее внимание, всерьез восприняв обвинения в собственной распущенности. И в итоге – постараться измениться.

Красота для женщины становится проблемой только в двух случаях: когда ее нет и когда нет ничего, кроме красоты

Красота всё же не солнце, ее можно «погасить» – так или иначе спрятать под свободной одеждой, по-другому накраситься или убрать волосы… Не сказать, что Беллуччи стремилась выглядеть вызывающе, в чем ее обвиняли. Но, судя по фотографиям ее юности (она не слишком изменилась), девушка и не скрывала свои главные достоинства: богатую на изгибы и округлости фигуру, пышную грудь и соблазнительные губы.
Не стоит, вторя завистникам, обвинять Беллуччи в развратности: в облике Моники ни тогда, ни теперь нет вычурности, искусственного вызова, намеренного кокетства. Природный темперамент, грация и формы – часть ее естества, которое Монике, в конце концов, удалось отстоять. А это уже вопрос не везения, а выбора и воли. Уже тогда естественность и осознание собственной индивидуальности были для девушки важнее общественного мнения. Будущая актриса не потеряла уверенности, а также не пожелала меняться, и благодаря этому мир получил тот ее уникальный образ, который мы все знаем.

 

3

 

КРАСОТА И СТАНДАРТЫ

Модельный бизнес – мечта многих девушек во всем мире, но вряд ли она была таковой для Беллуччи, по крайней мере поначалу. Моника стала подрабатывать моделью в 16 лет: эта профессия оказалась относительно легкой для дополнительного заработка (с официанткой ведь у нее не сложилось). В общем-то, это было разумное решение – наконец-то поставить внешность себе на службу. В итоге подработка превратилась в серьезную работу: карьера Беллуччи в мире моды быстро пошла в гору (учебу в университете девушка оставила). В 1987 году она была приглашена на работу в Милан в самое престижное модельное агентство Elite Model Management.
Хочется подробнее остановиться на этом этапе жизни Моники в контексте ее красоты. Снова можно рассуждать о том, что моделью стать ей было несложно: лицо и фигура более чем позволяли. Но давайте посмотрим правде в глаза: сколько красивых девушек проходит через модельные агентства? Чтобы быть отобранной для работы, а потом получать интересные контракты, недостаточно только соответствовать проходным стандартам. Кстати, хотя Беллуччи начала модельную карьеру в конце 80-х, то есть когда стандартный вес для манекенщиц был немного больше, чем сейчас, назвать ее совершенно стандартной для модели сложно. Часто агентства предпочитают девушек, на которых можно «нарисовать» что угодно, работать с менее выразительной фигурой им также проще.

Подобно Софи Лорен (глядя на которую, она когда-то захотела стать актрисой), Беллуччи считает, что главное средство от увядания – любовь к жизни. «Мой секрет красоты, моя мантра – ешь, люби, живи!»

Но Моника не делала ставку на стандартность – она вообще особо не делала ставок на модную индустрию. И можно предположить, что именно ее яркий, характерный образ чувственной и одновременно невинной итальянки сделал ее интересной для модного бизнеса. Беллуччи заняла определенную нишу в галерее образов, примерно ту нишу, что когда-то принадлежала Софи Лорен и в которой у нее до сих пор не появилось заметных конкуренток. В пользу этого говорит и факт, что первый звездный контракт Беллуччи заключила с брендом Dolce & Gabbana, лицом которого она стала. Дольче и Габбана нашли в ее образе родные и любимые ими национальные черты. Прекрасно «вписалась» Моника и в концепцию бренда Marina Rinaldi, где она выступала одной из моделей.
После высокого старта лицо и тело Моники Беллуччи стали регулярно появляться на обложках модных журналов, самые престижные Дома были открыты для модели. Монике доставались разные образы для фотосессий, но, разглядывая ее многочисленные фотографии, мы можем заметить, что везде она очень узнаваема и самобытна. Почти ни одному фотографу не удалось навязать что-то свое, скорее, они обращались к Беллуччи именно за тем посылом, который присутствовал в ее образе изначально.
Таким образом, выбор Моники оставаться собой, о котором уже говорилось, в итоге принес ей сохраняющуюся долгие годы популярность. Беллуччи нашла себя, а затем мир моды нашел ее.

2

 

КРАСОТА И СЕКСУАЛЬНОСТЬ

«Крестным отцом» Моники Беллуччи в кино можно назвать итальянского режиссера-классика Дино Ризи (один из его самых известных фильмов – «Запах женщины»). Тут снова повлияла внешность девушки: пожилого режиссера привлекло лицо Моники с обложки журнала, и он предложил ей небольшую роль в своем фильме. Дальше она заинтриговала одного из племянников Фрэнсиса Форда Копполы, который уговорил его снять в своем фильме красивую итальянку. Так, в 1992 году Моника Беллуччи получила роль, которая перевернула всю ее жизнь, несмотря на то что это был крохотный эпизод, да еще и без слов: Моника сыграла одну из невест Дракулы в картине Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула».
Правда, Моника, кажется, не слишком высокого мнения о своих достоинствах: «Меня пригласили сниматься не потому, что я такая невероятная актриса, а только из-за того, как я выгляжу». Но, судя по всему, актерская работа показалась ей более стоящей и интеллектуальной, чем фотосъемки. «Мне пришлось тяжело работать, ведь я хотела большего, хотела заинтересовать людей чем-то еще…» Изменив направление карьеры, Беллуччи не прогадала: у хорошей актрисы почти нет возраста, тогда как для самой популярной модели конец карьеры примерно известен.
В интервью журналистам Беллуччи не раз заявляла, что проблема внешности ее больше не волнует: «Я прекрасно понимаю, что для того, чтобы меня перестали воспринимать просто как хорошенькую женщину с формами, нужно постоянно доказывать, что ты можешь что-то еще. Когда люди видят хорошенькую женщину, они думают, что она должна быть тупой. Когда мне было пятнадцать-шестнадцать, я всегда пыталась доказать, что у меня есть мозги, Сейчас мне всё равно. Если вы желаете думать, что я глупая, думайте. Это ваша проблема. Всем не угодишь». Впрочем, частота упоминания этой проблемы в высказываниях Моники скорее свидетельствует о том, что она остается для нее больной темой.
Кроме репутации «красивой и недалекой» Беллуччи беспокоит, что некоторых раздражает чрезмерная сексуальность ее образа. Моника нередко появляется обнаженной, снимается для таких изданий, как Max и Pirelli. Словно ее личным манифестом открытой и осуждаемой сексуальности становится фильм «Малена» Джузеппе Торнаторе. Там Беллуччи играет героиню, которая в маленьком городке становится объектом вожделения мужчин и ненависти женщин – история, напоминающая ее собственную.

Беллуччи не фанатка диет и зачастую не может отказать себе в макаронах и булках; при этом, правда, она плавает (по 45 минут четыре раза в неделю) и каждый день пьет много чистой воды. Увлекается йогой

Хотя, если вы видели Беллуччи в откровенных сценах и на фотографиях, вы не сможете не признать, что менее всего их можно назвать развратными. «Нагота чиста, в ней есть что-то волшебное, – говорит сама Беллуччи. – Мне легко даются сцены, в которых я без одежды». Одна из характерных черт создаваемых ею образов – их органичная телесность. «У пианиста есть рояль, у гитариста – гитара, а у актера нет никакого другого инструмента, кроме собственного тела», – подтверждает это Моника. Возможно, ей пригодился опыт фотомодели, научивший быть раскованной перед камерой, но, вероятно, это изначально ее внутреннее самоощущение. Это ощущение она передает зрителю, и тот верит, что перед ним живая, чувствующая женщина, а не просто картинка.
Встав на актерские «рельсы», Беллуччи интуитивно понимает, что для серьезной карьеры в кино ей недостаточно быть востребованной в родной Италии. Она берет курс на Европу, а затем и на Голливуд. Открытием для нее стал фильм «Квартира» (1996), который был номинирован на награду «Сезар». На съемках именно этого фильма Моника Беллуччи познакомилась с французским актером Венсаном Касселем, который впоследствии станет ее вторым мужем (ее первый брак с фотографом Клаудио Карлосом Бассом просуществовал четыре года). Интересно, что при знакомстве известный своими неординарными и сложными ролями Кассель отнесся к партнерше по фильму холодно и даже с агрессией. Он счел ее очередной дурочкой, получившей роль из-за внешности. Зато сразу после окончания съемок Венсан сделал предложение Монике, но она отказалась: «Я всю жизнь боролась за свою независимость и никогда не смогу зависеть от мужчины». Однако Кассель был настойчив, и спустя несколько лет (в 1999-м) они все-таки поженились.
Отчасти Кассель научил Беллуччи избирательно относиться к предлагаемым ролям и картинам. За «Квартирой» последовал французский экшн «Доберман» (1997), в котором Моника сыграла глухонемую подругу Касселя, ставший кассовым хитом в Европе, и «Братство волка» в том же дуэте. Затем Беллуччи ждал высокобюджетный европейский проект «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра»», и голливудские проекты – «Слезы солнца» с Брюсом Уиллисом и «Матрица» с Киану Ривзом.
Хотя Моника осознает, каким прорывом являются эти роли для европейской актрисы, она скептически замечает: «В Америке у тебя больше ассистентов, еда гораздо лучше, потому что у них денег больше. Но перед камерой – всё едино».

5

 

КРАСОТА И ВОЗРАСТ

Если судить по биографии Беллуччи, она не торопилась жить: поздно пришла в кино, да и как модель прославилась уже после 20-ти. «Настоящий» продолжительный брак случился у нее в 35 лет, а дети появились на свет в 40 и 46. Возможно, это связано как раз с тем, что Моника не связывала свою жизнь с цветением юности и красоты, как водится у знаменитостей. Она не боялась потерять преимущества своей внешности, скорее, возраст примирил ее с ее красотой, ведь годы шли, а популярность только росла. Продолжала раскрываться и ее женственность. Обладательница изначально зрелой красоты Беллуччи – осознанно или нет – сделала ставку на классическую «взрослую» женственность, которой обладали признанные звезды Голливуда. Этот образ не только позволяет ей быть востребованной вне времени, он выделяет ее среди «современных» красоток и сохраняет за ней статус кинодивы.

 

Итак, мы выяснили, что кроме пресловутого везения «родиться красивой» в жизни Моники Беллуччи были и другие факторы успеха, благодаря которым она стала заметной моделью, затем любимой актрисой и, наконец, обрела статус «кинодивы».

• Моника остается верной себе на протяжении всей жизни. Она естественна в своих проявлениях, эксплуатирует исключительно свои природные таланты и наклонности и не пытается притвориться чем-то иным.

• Актриса и модель выбирает образы, которые подчеркивают ее достоинства, не гонясь за разнообразием и популярностью «для всех».

• Беллуччи не боится собственной сексуальности и старается уделять одинаковое внимание игре телом, эмоциями и интеллектом.

• С юных лет Моника обладала зрелой красотой (наверняка подростком она выглядела старше своих лет) и предстала перед публикой в образе женщины, а не девочки. Желая или не желая того, она попала в образ кинодив прошлого, образ роскошный и женственный, ныне редкий и потому столь востребованный.

 

текст Марина Кочаровская
журнал ENTRER №3
 (осень 2014)

logo FB

 

 

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика