we-enter
13:11 / 30 Ноябрь 2017

Как развивать креативный сектор?

Как развивать креативный сектор?

Нонна Матеркова, меценат, учредитель фонда Calvert 22, рассказала о будущем креативной сферы в России и мире.

we-enter

Британский некоммерческий фонд Calvert 22 уже почти 10 лет занимается продвижением на Западе современного отечественного искусства. Одно из направлений работы фонда – Calvert Forum – международный исследовательский проект по изучению успешных примеров развития креативных индустрий в мире, обмену опытом и внедрению лучших практик в регионах России. В этом году Calvert Forum Siberia прошел в Тюмени при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Международные и зарубежные эксперты обсудили в Тюмени перспективы развития креативной и предпринимательской среды сибирских городов. Помимо этого, в областной столице презентовали проект «Мастера Сибири», который уже в следующем году вырастет до масштабной программы «Мастера России».

Нонна Матеркова, учредитель фонда Calvert 22 и идейный вдохновитель форума, рассказала о его итогах и поделилась впечатлениями о Тюмени.
 

1tmn.ru: Calvert Forum в этом году сфокусирован на Сибири. Почему именно Тюмень стала площадкой для его проведения?

Нонна Матеркова: Calvert Forum уже проходил в Санкт-Петербурге, Казани и Воронеже. Прежде чем прийти в Тюмень, совместно с «Газпром нефтью» мы проводили исследование сибирского региона, креативной среды, малого и среднего предпринимательства. Мы пришли к выводу, что Тюмень – один из наиболее успешных городов Сибири, очень богатый регион с большим экономическим потенциалом. Здесь, что для нас важно, достаточно активно развивается креативный сектор.
 

Есть базовый список креативных индустрий: это искусство и культура, кино и телевидение, дизайн и архитектура, мода, цифровые технологии, ремесла, издательское дело, реклама и маркетинг, СМИ и коммуникации

Не все, думаю, до конца понимают, что же такое креативные индустрии. Что включает в себя это понятие?

Есть базовый список креативных индустрий: это искусство и культура, кино и телевидение, дизайн и архитектура, мода, цифровые технологии, ремесла, издательское дело, реклама и маркетинг, СМИ и коммуникации. Ваш журнал, кстати, тоже является частью креативных индустрий. Интересно, что в некоторых странах этот список варьируется. Например, Италия включает в него гастрономию, Япония – туристический бизнес.

Креативными индустриями я стала интересоваться, потому что как экономист видела, какое сильное влияние эта сфера оказывает на экономику в целом. Этот сектор сейчас является вторым после финансового по количеству вовлеченных сотрудников. В Британии, например, он занимает 6–9% ВВП, а в Лондоне доходит до 13–15%.

В России креативные индустрии составляют лишь 2% экономики, и пока нет четкой классификации этой сферы. В нашей стране по каким-то причинам не относят к креативному сектору информационные технологии. В Британии, кстати, так же не всегда IT считают креативной сферой. Но если говорить, например, про Apple, то у них 80% – это дизайн, креативные индустрии, и лишь 20% – это разработка технологий.

Calvert 22 занимается не только продвижением креативных индустрий в чисто практическом виде, но и изучением лучших практик по всему миру. Есть определенный тренд: чем выше экономическая развитость страны, тем больше доля креативных индустрий в экономике.
 

Как вы считаете, когда креативные индустрии будут занимать в экономике львиную долю?

Мы находимся на пороге Четвертой индустриальной революции, это уже неизбежный процесс: так или иначе, этот сектор экономики будет нарастать и нарастать. Еще не все к этому готовы, Цифровая революция пугает. Многие боятся отмирания профессий, боятся сложностей с занятостью, что нужно будет переучиваться… Но, так или иначе, к этому нужно готовиться.

Есть различные прогнозы по поводу креативных практик, но цифровые изменения идут настолько быстро, что просчитать, когда они станут преобладающими, почти невозможно. Думаю, что уже лет через десять малый и средний бизнес на 80% будет состоять из креативных индустрий.
 

Вы как-то сотрудничаете с правительством Тюменской области?

Мы не работали напрямую, но было очень приятно видеть на форуме губернатора Владимира Якушева. Уже его участие в форуме говорит о том, что правительству небезразлична эта сфера. И в своем выступлении руководитель региона говорил, что у Тюменской области большой потенциал в сфере креативных индустрий, и правительство намерено активно развивать этот сектор. Думаю, это много значит для начинающих предпринимателей.
 

Что касается крупного бизнеса, участвует ли он в развитии креативных индустрий?

Расскажу о британской практике. Вместе со стажерами я посетила бизнес-акселератор по ремесленным производствам. С начинающими предпринимателями работают крупные британские предприятия. Например, ювелирная компания Gold Smith – огромный монстр – сотрудничает с начинающими ювелирами, создала для них специальные гранты, оказывает поддержку. В перспективе ни одна крупная компания не сможет обойтись без креативности.

Если говорить о России, то сейчас социальный бизнес становится трендом, но мой опыт работы с разными спонсорами показывает, что не многие, даже выделяя деньги на какой-либо социальный проект, действительно интересуется им. Компания «Газпром нефть», которая поддерживает наш фонд и форум, стала не просто партнером, но и единомышленником. Ее программа «Родные города» отличается от классической благотворительности, при которой средства вкладываются в строительство объектов городской инфраструктуры. Ее цель – социальные инвестиции, то есть дать жителям возможности, инструменты и ориентиры, чтобы они сами меняли свои города. Компания поддерживает творческих людей, а на выходе получает социальный эффект и креативную среду. Для нас важно, что партнеры вовлечены в процесс и искренне переживают за то, что происходит в социальной сфере.
 

Есть различные прогнозы по поводу креативных практик, но цифровые изменения идут настолько быстро, что просчитать, когда они станут преобладающими, почти невозможно. Думаю, что уже лет через десять малый и средний бизнес на 80% будет состоять из креативных индустрий

А почему вы сами начали заниматься благотворительностью?

Я приехала в Лондон 17 лет назад как экономист, по программе стажировки британского правительства. Стажировалась в Лондонской школе экономики, после чего меня пригласили работать в компанию корпоративных финансов. Позже начала в Британии собственный инвестиционный бизнес. Сейчас он уже не требует полной вовлеченности. Мое главное увлечение сейчас – фонд Calvert 22.

При достижении определенного уровня финансовой стабильности следует задуматься, что можно сделать для других, как помочь... Живя в Лондоне, я видела, что представление о России однобокое, а порой и искаженное. Люди хорошо понимают русскую культуру XIX–XX веков, Достоевского, но всё это из прошлого. Что знают о современной России? Когда я сюда приезжаю, то вижу замечательных молодых людей и хочу рассказать о них миру.

Я решила попробовать на свой страх и риск. В 2009 году приобрела помещение на востоке Лондона, сделала первую выставку, на которую сразу обратили внимание. Приехали CNN, написали статью Financial Times. К нам приходила международная публика, говорили: «О, как интересно! Современные русские художники, дизайнеры…».
 

А как появился проект «Мастера Сибири»? В чем его суть?

«Мастера Сибири» – это первый шаг масштабной программы «Мастеров России». На онлайн-платформе мы собрали наиболее интересные и заметные проекты из Сибири в самых разных областях: от сферы дизайна и моды до социальных инициатив. На одноименном сайте и в книге мы рассказываем про людей и их творческие продукты. Одна из главных задач проекта – продвижение мастеров на западный рынок. Мы расширяем несырьевой экспорт, меняем структуру экспорта и парадигму представлений о России.

Программа поддержки молодежного предпринимательства «Мастера России», направлена не только на популяризацию товаров и брендов мастеров, но и на создание образовательной среды для молодых бизнесменов и формирование бизнес-сообществ в сфере креативных индустрий. Начинающие предприниматели получат доступ к лучшим российским и мировым практикам в области стратегического менеджмента и маркетинга. Программа будет реализовываться российским фондом поддержки творческих индустрий «Креативные практики», конечно же, совместно с «Газпром нефтью».
 

Нужно ли быть зарегистрированным предпринимателем, чтобы стать участником «Мастеров России»?

Если говорить о стратегическом пути, фонд должен заботиться о том, чтобы каждое предприятие было зарегистрировано, платило налоги и так далее. Но многие только начинают разрабатывать свой продукт. Естественно, если мы видим, что это интересно, имеет перспективу, то будем помогать, в том числе с регистрацией.

Фонд дает возможность быть увиденными, услышанными не только в Сибири, но и за ее пределами. На форуме ко мне подходили благодарные ребята, начинающие предприниматели, со словами: «Спасибо большое, что вы приехали, что думаете о нас». Очень искренние люди в Сибири, и это приятно.
 

Сколько мастеров попадет в вашу программу?

Для «Мастеров России» мы поставили себе цифру 10 тысяч проектов, но это вопрос качества. И на «Мастеров Сибири» подали огромное количество заявок, но не все из них еще готовы, чтобы о них можно было рассказать. Планируем выпустить 150–200 качественных проектов в следующем году. Для участников предусмотрены стажировки в Лондоне, возможно, в Берлине и Азии.
 

«Газпром нефть» поддерживает творческих людей, а на выходе получает социальный эффект и креативную среду. Для нас важно, что партнеры вовлечены в процесс и искренне переживают за то, что происходит в социальной сфере

Россию все исторически воспринимают как сырьевую страну. А о наших традиционных ремеслах, современных ремесленных предприятиях что-то знают за границей?

Очень мало. К сожалению, сейчас в мире очень напряженная информационная ситуация. Сложно рассказать о чем-то интересном из России. Фонд тонко старается делать это через молодежную аудиторию, не касаясь политики. Например, статья о «Мастерах Сибири» в нашем электронном журнале Calvert Journal, рассчитанном на западную аудиторию, набрала очень много просмотров. Значит, читателям эта тема интересна. Кстати, исследования показывают, что сегодня идет смещение трендов в область локальных производств: крафт, национальные, связанные с идентичностью, с местными ремеслами. Это невероятно модно, поэтому, мне кажется, у наших регионов в этом плане огромная перспектива.
 

Если посмотреть на список богатейших людей планеты за последние пару лет, то в первой тридцатке мы обнаружим людей из сферы креатива. Только процентов десять относится к сырьевому бизнесу. Правда, в России этот список выглядит иначе…

Да, есть над чем работать. Но российская молодежь начинает понимать, что за этим будущее. Это показала активность тюменцев на форуме: мы были вынуждены закрыть регистрацию, потому что число зарегистрированных превысило запланированное в два раза. Не знаю когда точно, но я уверена, что наша молодежь появится в списке креативщиков. И сибиряки, надеюсь, в нем тоже будут. Как говорил Ломоносов: «Могущество России Сибирью прирастать будет». Убеждена, что Сибирь еще покажет себя.
 

we-enter