23:12 / 1 декабря 2018

Кристина Тихонова: я делаю все правильно

Интервью с номинантом премии «Золотая маска» актрисой и заместителем директора по художественно-творческой деятельности ТБДТ

Тюменский Большой драматический театр номинирован на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая маска – 2019» со спектаклем «Молодость» в пяти номинациях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» (Данил Чащин), «Мужская роль» (Сергей Скобелев), «Работа художника» (Дмитрий Горбас), «Женская роль» (Кристина Тихонова).

Мы встретились с актрисой, заместителем директора по художественно-творческой деятельности Кристиной Тихоновой и узнали, что же для нее значит эта номинация.

 
 
 
 

tmn: Определены номинанты на премию «Золотая маска» сезона 2017–2018, Вы попали в номинацию на лучшую женскую роль. Было ли это для Вас неожиданностью?

Кристина Тихонова: Это было неожиданно очень! Но ведь всегда веришь и ждешь, и наконец это свершилось!

 

Насколько сложно работать в этом спектакле?

В любом спектакле сложно работать, но в этом сложнее других, так как помимо эмоциональных нагрузок, там еще есть и физические нагрузки. Мы с актерами между собой называем наш спектакль «фитнес-драма». В нем есть много физических упражнений, которые не просто выполнить. Но упорные тренировки в спортзале помогают.

 

Чем отличается этот спектакль от других спектаклей, почему выбрали именно его? Ведь в Тюменском БДТ много прекрасных спектаклей.

Скажу своё мнение – я не очень люблю, когда классические тексты переносят в современную жизнь, я редко видела удачные спектакли. И когда режиссер предложил такой вариант развития событий, когда он перенес классику в современный мир – это настораживало, было определённое недоверие к тому, что же из этого получится. Но когда мы уже начали работать и произносить классический текст 150-летней давности в современных реалиях, мы поняли, что одно другому не мешает. У нас в репертуаре не так много спектаклей на современные темы, а еще и положенных на классический текст, поэтому спектакль очень отличается от других.

Спектакль «Молодость», режиссер Данил Чащин

 

Вам близка эта роль по духу?

Да, безусловно. В первую очередь, роль мне близка по возрасту. Режиссер, проводя кастинг артистов, отошел от общепринятого распределения ролей на этот спектакль. У Тургенева в пьесе «Месяц в деревне» Наталье Петровне 29 лет, а в то время это уже сложившаяся, пережившая молодость женщина. В нашем спектакле режиссер выбрал артистов среднего возраста, потому что говорить о прошедшей молодости в 29 лет в современном мире по меньшей мере странно. Сказать, что мы близки с Натальей Петровной, – скорее, да, чем нет. Но в моей героине много качеств и черт, описанных Тургеневым, которые обычно женщина старается скрывать, много нелицеприятных поступков. И во мне это тоже есть, что скрывать? И у режиссера стояла задача все эти качества из меня «вынуть» и показать зрителям. Чему-то я сопротивлялась, что-то получалось, но в принципе, Наталья Петровна мне близка.

 

Сказать, что мы близки с Натальей Петровной, – скорее, да, чем нет. Но в моей героине много качеств и черт, описанных Тургеневым, которые обычно женщина старается скрывать, много нелицеприятных поступков. И во мне это тоже есть, что скрывать?

 
 

Что для Вас значит эта номинация?

Для любого артиста такая высокая оценка своего творчества – это очень желаемая вещь, не предел мечтаний, но… Естественно, что среди наших мам, пап, мужей, жен, детей и друзей мы – самые популярные артисты. А когда твою работу оценивает профессиональное сообщество, театроведы и критики – это очень важно и серьезно. Я понимаю то, что я делаю – правильно, что я двигаюсь в нужном направлении. У меня небольшой актерский опыт, я стала профессиональной актрисой всего 5 лет назад, сейчас у меня идет 6-й сезон в труппе театра. Поэтому я себя за это уважаю: за то, как я начала работать и к чему пришла.

 

Как получилось, что Вы так поздно пришли в профессию актрисы?

Я родилась в Краснодаре в театральной семье. После окончания школы мой папа – Рудольф Кушнарев, много лет возглавлявший Краснодарский театр в качестве художественного руководителя, оценив мои организаторские способности, порекомендовал поступить в университет и учиться на руководителя учреждения культуры. Так всё и вышло. По специальности я «Менеджер в сфере культуры». Но курс у нас был экспериментальный, первый набор, поэтому все пять лет обучения студентов учили всему: актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи, параллельно шла экономика управления на предприятии, организация культуры, народная художественная культура, режиссура, сценарное мастерство. И все эти знания я уверенно использую в своей работе в качестве руководителя художественно-творческой деятельностью ТБДТ.

В Тюмень я переехала 8 лет назад вместе с мужем и детьми. До Тюменского Большого драматического театра я работала в Краснодарском академическом театре драмы в качестве руководителя литературно-драматургической части, в Челябинском академическом театре драмы в должности помощника художественного руководителя. На профессиональную сцену я не выходила. Делала как режиссер спектакли, свои театральные проекты еще в Краснодаре. И вдруг, 5 лет назад режиссер Павел Южаков, ставивший в Тюменском драматическом театре спектакль «Женитьба», предложил мне в своем спектакле роль свахи. Сказал, что в его замысле сваха должна быть вот такой, как я. «Вам даже играть ничего не придется, нужно просто выйти на сцену, и как вы у себя в кабинете работаете, вот точно также «поруководить».

Спектакль «Женитьба», режиссер Павел Южаков

Я посоветовалась с мужем – Александром Тихоновым, актером ТБДТ, он – мой главный советчик в жизни и профессии, мой главный эксперт и лучший зритель. Муж одобрил, и я начала репетировать. Сказать, что у меня получилось с первого раза – нет! Но мне повезло с партнёрами. Серёжа Скобелев, который сейчас со мной оказался в номинации, был моим первым партнером в первом спектакле. Он просто взял меня за руку и повел по спектаклю, помогал и подсказывал, и все ребята тоже. Так родилась моя Фёкла Ивановна, одна из любимых моих ролей.

После этого на постановку в Тюмень приехал замечательный мастер и великий педагог, режиссер Г.Р. Тростянецкий, посмотрел «Женитьбу» и предложил мне роль в своем спектакле «Доходное место». И всё закрутилось. После года работы совмещения моей должности замдиректора и артистки, руководитель ТКТО принял меня в штат как актрису. Я встала на общих основаниях в штат, точно также репетирую, прохожу кастинги. За эти 5 лет у меня 7 спектаклей в репертуаре, в которых я играю с большим удовольствием.

Спектакль «Доходное место», режиссер Геннадий Тростянецкий

Я родилась в Краснодаре в театральной семье. Переехала в Тюмень 8 лет назад. После окончания школы мой папа, много лет возглавлявший Краснодарский театр в качестве художественного руководителя, оценив мои организаторские способности, порекомендовал поступить в университет и учиться на руководителя учреждения культуры. По специальности я «Менеджер в сфере культуры»

 
 

Как удается совмещать две должности?

Я просто люблю то, что я делаю! Я до мозга костей – человек театра. И физически, и морально. С самого детства практически все в родительском доме было посвящено театру. Все разговоры в доме были об искусстве, о театре и в меня это все просто проросло. А сейчас и моя собственная семья вся в театре. У нас в этом году дочь поступила на театральный факультет, и мы понимаем, что свою будущую жизнь она свяжет с театром. Наш младший сын играет в спектаклях в театре и тоже решил – когда вырастет, будет артистом.

Иногда бывает непросто, приходится быть в театре до ночи – переговоры, работа с постановочными группами, актёрская труппа в 43 человека. А еще надо подумать после репетиции, выучить текст, что-то почитать. Но вечером, если у меня спектакль или репетиция, я закрываю кабинет замдиректора и перехожу в свою гримуборную. И я также репетирую, как и все артисты, получаю похвалу и замечания.

 

Я просто люблю то, что я делаю! Я до мозга костей – человек театра. И физически, и морально. С самого детства практически все в родительском доме было посвящено театру. Все разговоры в доме были об искусстве, о театре и в меня это все просто проросло. А сейчас и моя собственная семья вся в театре

 
 

Волнительно ли было работать на сцене, зная, что в зале находятся эксперты «Золотой маски»?

Премьеру спектакля «Молодость» в июне было волнительно играть. Как, впрочем, любую премьеру. К приезду экспертного совета «Золотой маски» мы были готовы, они приехали в сентябре, к тому моменту мы уже сыграли несколько спектаклей, но конечно артисты волновались. Эксперты посещают огромное количество спектаклей в год. Их приезд в театр не обозначает то, что мы становимся «избранными». Они смотрят спектакли, которые театр отправляет на фестиваль. Какие-то спектакли не выходят за рамки видео-просмотра, какие-то становятся интересными для экспертов, и они хотят посмотреть их «живьем». И это безусловно волнительно. Но еще более ответственным предстоит показ спектакля «Молодость» 19 марта на сцене Гоголь-Центра в Москве в рамках фестиваля для жюри премии «Золотая маска». Затем они будут выбирать победителей, а результаты будут известны в апреле 2019 года.

 

Как думаете, почему именно этот спектакль был номинирован, ведь другие спектакли ни разу не входили в список «Золотой маски»?

Спектаклей в нашем репертуаре много разных, хороших, вместе с директором Театра Сергеем Осинцевым и нашей командой ТБДТ мы работаем уже 8-й сезон, все 8 лет мы целенаправленно и упорно шли к тому, чтобы наш театр был ярко представлен на театральной карте страны. И участие в фестивале «Золотая маска» – один из важнейших критериев этой работы. И театр конечно к этому стремился. Мы неоднократно подавали заявки с разными спектаклями и впервые попали в списки номинантов. Это уже огромная победа для нас. По сути можно сказать, что спектакль «Молодость» вошел в 10 лучших из 500 российских спектаклей. До этого Тюменскому Большому драматическому театру удавалось попасть лишь в лонг-листы (100 наиболее заметных спектаклей сезона) премии «Золотая маска» со спектаклями «Крейцерова соната» и «С любимыми не расставайтесь».

 

Спектаклей в нашем репертуаре много разных, хороших, вместе с директором Театра Сергеем Осинцевым и нашей командой мы работаем в ТБДТ уже 8-й сезон, все 8 лет мы целенаправленно и упорно шли к тому, чтобы наш театр был ярко представлен на театральной карте страны. И участие в фестивале «Золотая маска» – один из важнейших критериев этой работы

 
 

Как Вам работалось с режиссером Данилом Чащиным? Хотите еще с ним сотрудничать?

Это моя вторая встреча с Данилом – пять актеров нашего театра, и я в том числе, заняты в его виар-спектакле «В поисках автора». Работать было интересно и необычно, и поэтому мы с Сергеем Вениаминовичем пригласили режиссера Чащина для постановки спектакля на сцене Тюменского драматического театра.

Репетиции спектакля «Молодость»:
режиссер — Данил Чащин, хореограф — Николай Реутов,
актеры — Николай Аузин, Кристина Тихонова, Сергей Скобелев

Мне кажется, что Даня живет быстрее нас, он современнее нас. Меня – точно. Он апеллирует словами, смысл которых я подглядываю в «гугле», он разговаривает современной молодежной речью, он мега-образован, он столько читает, столько смотрит, столько видит, столько посещает, он бывает везде и много. Он – умный, но не занудный, для меня это важно. Сказать, что работать с ним это как «пряник» – нет. Было и непонимание. Но в какой-то момент артисты смогли отключить все свои «нет», и подключить все свои «да»! И вот получилась работа. Я ему очень благодарна за терпение, за любовь, за номинацию и безусловно, очень хочу с ним еще поработать!

 

О каких ролях мечтаете?

У любого артиста есть мечты. У меня в связи с тем, что я поздно пришла в профессию, остались позади не сыгранные «молодые» роли. Многим артисткам очень сложно перейти из ролей молодых героинь в роли мам. Я же пришла в актерскую профессию в 35 лет и наслаждаюсь! Есть спектакль и роль, о которой я мечтаю. Я бы очень хотела сыграть леди Макбет в Шекспировском «Макбете». И я надеюсь и верю, что когда-нибудь эта мечта осуществится. А так, я люблю все свои спектакли и все свои роли большие и маленькие.

 

Когда твою работу оценивает профессиональное сообщество – это очень важно и серьезно. Я стала профессиональной актрисой всего 5 лет назад. Поэтому я себя за это уважаю: за то, как начала работать и к чему пришла. Я понимаю то, что делаю – правильно, что двигаюсь в нужном направлении

 

 
 

Читайте также по этой теме:
Интервью с Сергеем Скобелевым, номинантом премии «Золотая маска».
ТБДТ впервые попал в номинации премии «Золотая маска».

 

Беседовала: Мария Фролова
Фото: Алексей Чертенко, Фрол Подлесный