14:12 / 24 декабря 2018

Контент под контролем

Как родителям контролировать жизнь ребенка в Интернете и что делать при столкновении с травмирующей психику информацией?

При быстром развитии Интернета и росте использования информационных ресурсов не только в повседневной жизни, но и в образовании, особое значение приобретает информационная безопасность детей.
 

«Задача родителей и учителей – научить подрастающее поколение использовать информационные ресурсы, научить правилам отбора получаемой информации», – считает Елена Кашкарова, депутат Тюменской областной Думы, куратор федерального проекта «Крепкая семья».

Безконтрольность информационного потока может привести к плачевным последствиям, как для психики ребенка, так и для воспитательного процесса в целом. Поэтому в дошкольном возрасте контроль родителей просто необходим. Речь идет не только о информационных сайтах, но и о видео-, фото- и аудио-контенте. Ребенок может не понять сюжет, но получить сильный эмоциональный эффект – запросто.

По статистике каждый 25-й ребенок сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией, а почти половина из них получают предложения о встречах «в реале»

 
 

Установка фильтров в получении информации для дошкольников важна еще и потому, что в возрасте до семи лет мышление ребенка нелогично, а ассоциативно, то есть причина и следствие могут меняться местами.

Возрастная маркировка во всех источниках информации не означает, что родители могут быть спокойны. При выборе информации, которую получают дети, необходимо опираться в первую очередь на особенности развития ребенка.

Существует ряд способов, чтобы уберечь ребенка от нежелательной информации, например, специальные программы – как платные, так и бесплатные – для блокировки сайтов, содержащих нежелательный контент («Интернет цензор», PoliceWeb.net, «Блокиратор v.1.0», K9 Web Protection, Any Weblock, Naomi, Madly Internet Protection, Child Control, KidsControl), программы по ограничению доступа к сети, времени, проведенного за компьютером (Salfeld Child Control), программы с функциями слежения за передаваемыми в Интернет данными (TrafficCommander). Что касается, социальных сетей, то здесь специализированные программы не помогут, единственный выход «зафрендиться» самим в каждой из социальных сетей. Таким образом, вы будете понимать, в каком информационном поле живет ваш ребенок.
 
 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УЖЕ СТОЛКНУЛСЯ С ОПАСНОЙ ДЛЯ ПСИХИКИ ИНФОРМАЦИЕЙ?

1. Взрослый обязан объяснить ребенку произошедшее (видео, аудио или фото). Ни в коем случае нельзя их игнорировать. Возможно, ему потребуется даже несколько раз повторить, так как подобного рода информация вызывает эмоциональный всплеск, который ребенок может вспоминать на протяжении длительного времени.

2. Что касается школьного возраста, то здесь коррективы вносит окружение ребенка, то есть одноклассники, сверстники. Родители могут потерять свой авторитет, а с ним и право голоса. А запреты в этом возрасте могут привести к еще большей закрытости и непониманию. Ведь для подростка это означает, что вы не уважаете его выбор. В данном случае необходимо показать ребенку вашу заинтересованность. Важно знать не то, что он смотрит, а почему он смотрит этот фильм или слушает эту музыку. Иногда достаточно просто слушать своего ребенка без комментариев.

3. Если сутки напролет в вашем доме транслируются устрашающие новости (а других сейчас очень мало) вперемешку с криминальными сериалами, а под вечер этот «коктейль» сдабривается крутым боевиком или триллером, стоит ли требовать от подростка, чтобы он смотрел «Золушку» и читал «Волшебника Изумрудного города»? В лучшем случае ваш ребенок будет смотреть то же, что и вы, а в худшем – искать сюжеты гораздо запутаннее и с большим количеством кровавых сцен. Поэтому стоит подумать и о своих предпочтениях.
 
 

КОММЕНТАРИЙ

Полина Гаранина,
директор Коммуникационного агентства «Пионер»

— Избыток общения через Интернет снижает эмпатию: социальные сети не позволяют по-настоящему взаимодействовать друг с другом. Из-за этого дети теряют способность искренне реагировать на реальные проблемы и отстраняются, снижается уровень эмоционального интеллекта. Поэтому, для более адекватного восприятия реальности, ребенку необходимо общаться с друзьями в реальном, а не только виртуальном мире.

 
 

Текст: Елена Селивёрстова