12:09 / 29 сентября 2016

Как вырастить ребенка успешным?

tm

Известный московский психолог Виктория Шиманская провела семинар для тюменских родителей.

В Тюмени в центре «Ступеньки» состоялся эксклюзивный семинар для родителей от московского психолога, ведущего российского специалиста по исследованию и развитию эмоционального интеллекта, преподавателя курса по EQ в Московском институте психоанализа, автора детских книг и проекта «Монсики» Виктории Шиманской. Основная тема семинара – «Как вырастить ребенка успешным и счастливым?».

Навигатор в современном мире – это умение быть или не быть успешным. Очень хочется вырастить своих детей успешными, но так, чтобы не подавить в них умение переживать счастье. Именно в этом нам и помогает эмоциональный интеллект (ЭИ). Это направление сейчас становится популярным, и о нем можно услышать все чаще. Так что же это такое?

Те технологии, которые появились за последние годы, буквально каждый день открывают абсолютно новое знание и понимание того, как все работает. Все наши переживания, весь наш организм, все наше существование завязано на эмоциях.

Четкое понимание того, как наша центральная нервная система воспринимает сигналы, реагирует на них, в каком состоянии комфортно работает, очень важно. Поэтому в изучении эмоционального интеллекта обязательно принимают участие нейрофизиологи. Один из таких ученых – автор множества книг о мозге Джон Медина, молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся изучением генов, участвующих в развитии мозга, и генетики психических расстройств. По мнению Джона Медины, для ребенка следует создать стабильную домашнюю атмосферу исходя из действенной программы коррекции нервной системы. Терапию можно начать уже непосредственно в родильном отделении больницы (подобно курсам для будущих мам). «Это будет уникальное взаимодействие системы здравоохранения и образования. Такой подход позволит обучению стать семейным делом с самого первого дня жизни ребенка», – считает ученый.

Таким образом, только атмосфера в семье, согласованная с системой образования, может по-настоящему дать эффект, при котором мы вводим ребенка в не разноценностную систему, а в ту, в которой ему будет максимально комфортно. Поэтому, когда мы говорим об образовании, мы подразумеваем не только образовательные учреждения, а некую систему, структуру, где и семья, и образовательное учреждение разделяют одни ценности. Конечно, в настоящее время это – мечта, но давайте мечтать об этом!

Эмоциональный интеллект – это умение понимать свои чувства, переживания, эмоции, а также переживания и эмоции окружающих. Это умение использовать эмоциональный ресурс для принятия решений, для мышления и для эффективного взаимодействия с миром, когда наши эмоции – это наши друзья, а не враги

Три кита успешного образования: понимание потребностей ребенка, программа и педагоги, атмосфера и поддержка в семье. Нам очень важно это строить, говорим ли мы о садике, школе или вузе. Когда правильно выстроен образовательный процесс, он дает нам пять даров, пять результатов, с которыми, как с личными сокровищами, ребенок выходит затем в жизнь.
 

Первый результат обучения. Первое сокровище:
Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришел к учителю.

Второй результат обучения. Второе сокровище:
Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению (знаменитое «научиться учиться»).

Третий результат обучения. Третье сокровище:
Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий данным видом деятельности: либо удовлетворение (собой и миром), либо разочарование (в себе и в мире). Этот третий результат приводит к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к снижению самооценки. Ведь жизнь на 10% состоит из того, что происходит в ней, и на 90% –из того, как мы к этому относимся. А это абсолютная зона эмоционального интеллекта, и закладываем это отношение мы в образовательном процессе и как родители, и как педагоги.

Четвертый результат обучения. Четвертое сокровище:
Память о педагоге, взаимоотношениях с ним.

Пятый результат обучения. Пятое сокровище:
Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Память о тех, с кем ты вместе чему-то научился, нередко становится той самой истинной нитью дружбы, которая согревает всю жизнь. Также это основа навыка сотрудничества, который важен во взрослой жизни (потребность в социализации).

Досье


Виктория
Шиманская,

психолог; российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта; создатель и управляющий партнер проекта «Монсики» (программа развития эмоционального интеллекта для детей); декан направления исследований в центре Развития эмоционального интеллекта; партнер лаборатории EQ-factor; член Экспертного Совета СОМАР; член Экспертного Совета Top Class Business Club; автор детских книг; мама двоих детей.

ОБРАЗОВАНИЕ

Санкт-Петербургский государственный университет (направление – организационная психология, красный диплом).
 
МВА на базе Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис».
 
SCOLKOVO Startup Academy.

___334
 

Для чего же нам необходимы эмоции?

Эмоции – это комплексная система интеграции и обработки информации из внешней среды и от организма через сенсорные системы. Хочется развеять миф о том, что человек с развитым эмоциональным интеллектом – абсолютно спокойный, как скала. Безусловно, спокойствие может присутствовать, но не потому, что в человеке зажаты все эмоции, а потому, что он понимает, как работать с ними.

Три кита успешного образования: понимание потребностей ребенка, программа и педагоги, атмосфера и поддержка в семье. Нам очень важно это строить, говорим ли мы о садике, школе или вузе. Когда правильно выстроен образовательный процесс, он дает нам пять даров, пять результатов, с которыми, как с личными сокровищами, ребенок выходит затем в жизнь

Ключевая концепция ЭИ в том, что мы знаем все свои эмоции, принимаем их и понимаем, что с ними дальше делать. Каждая из них завязана на физиологии. Так, например, страх появился не случайно – он нас защищает, и грусть на уровне слез действительно обладает антистрессорным действием. Все эмоции, которые в нас есть, развились эволюционно, они основаны на глубинной системе мозга и обладают адаптивной реакцией. Все эмоции нужны для того, чтобы мы понимали, что происходит в мире, быстро очищали информацию и могли на это эффективно среагировать.

Если мы создаем максимально комфортные условия для приобретения знаний ребенком, его возможности увеличиваются. Важно помнить, что до возникновения потребности в знаниях малышу надо пройти уровень потребности в принадлежности и уважении.

Подводя итог, скажем, что же такое эмоциональный интеллект: это умение понимать свои чувства, переживания, эмоции, а также чувства окружающих. Это умение использовать эмоциональный ресурс для принятия решений, мышления и эффективного взаимодействия с миром, когда наши эмоции – это наши друзья, а не враги.

Эмоциональный интеллект – это про счастье, про то, что мы можем прожить каждый момент сами, как этого хотим, и наши дети также. И то, как мы относимся к различным моментам жизни, как переживем их, зависит только от нас, от нашего эмоционального интеллекта.

КОММЕНТАРИЙ


4

Марина Бакулина,

президент Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров, основатель и руководитель детского развивающего центра «Ступеньки»

— Мы уже два года работаем с Викторией по программе эмоционального интеллекта. У нашего центра эксклюзивные права на эту программу по всей территории УрФО. Программа появилась в Москве и начала шагать по всей России. В Тюмени данное обучение продвинулось дальше всех: многие регионы только начинают, пробуют работать по программе эмоционального интеллекта, а у нас уже есть результаты, которые мы подтверждаем на своих детях. На протяжении всего учебного года у нас работает «Академия монсиков», которая занимается развитием детского эмоционального интеллекта. Дети учатся понимать друг друга, работать со своими эмоциями.
 
Если говорить о результатах обучения, то они потрясающие: дети начинают лучше учиться, повышается успеваемость, они проявляют желание читать книги во время современного гаджетирования, начинают общаться, снижается уровень агрессии, снимаются напряжение и стресс.
 
Темой эмоционального интеллекта заинтересовался глава администрации города Александр Моор. Он считает ее важной и актуальной. Мы провели эксперимент в одной из школ города: два месяца организовывали игры по программе эмоционального интеллекта. И даже такой легкий вариант обучения стал плодотворным. Сейчас мы ведем переговоры с департаментом образования, чтобы одну из тюменских школ сделать экспериментальной площадкой и подтвердить заявленные результаты. Дальше можно будет говорить о развитии системы эмоционального интеллекта у детей в Тюменской области и УрФО.
 
Когда два года назад мы начали внедрять обучение по программе эмоционального интеллекта, нам пришлось создавать спрос на него, ведь многие не понимали, что это и для чего нужно. Важно проводить подобные обучающие и ознакомительные семинары, как для родителей, так и для педагогов. К сожалению, в Тюмени это не так развито, как в Москве. Но мы будем работать над этим.
 
Семинар от Виктории Шиманской прошел в рамках социально-игрового проекта «Время добрых дел с монсиками». В нем приняли участие семьи с детьми от четырех до десяти лет. Конкурс проходил в три этапа и длился на протяжении двух месяцев, его результаты были оглашены в День 430-летия Тюмени.
 
Цель проекта – родителям своим примером показать детям, что нужно делиться эмоциями радости и дарить добро. Только человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен делиться чем-то, сопереживать другим. Также это была возможность для каждой семьи побыть всем вместе, проявить все свои добрые качества, показать пример другим.

Текст: Ирина Гоок
фото из личного архива

Loading...