we-enter
18:03 / 27 Март 2014

На мужской территории

На мужской территории

Интервью с генеральным директором ООО "Стеклотех" о жизни и бизнесе.

we-enter

В Тюмени есть особенный завод – единственное стеклотарное предприятие в УрФО, которое всего за четыре года существования вышло на федеральный уровень по качеству продукции. Управляет сложным производством Елена Острягина. Главный редактор tmn Woman Марина Юрочкина и редактор спецпроектов Вероника Мелконян выяснили, как при всей широте служебных полномочий ей удается сохранять баланс.

Марина Юрочкина: Елена Анатольевна, пожалуй, первое, что приходит на ум при упоминании вашего имени, – это слово «династия». Ваш отец Анатолий Иванович Острягин был первым заместителем губернатора ЯНАО Юрия Неёлова, возглавлял крупное предприятие «Пурнефтегазгеология». Вас вдохновлял его пример?

Елена Острягина: В юности не придаешь большого значения успехам родителей. Он всегда для меня был просто любимым папой, а я – дочерью, которая думает больше о романтических приключениях, чем о самореализации. Когда появился свой бизнес, а затем и проект «Стеклотех» – прямо скажем, неженское дело, – я стала все больше нуждаться в его наставлениях. Мой папа прошел суровую школу жизни, родился в простой советской семье в деревне и всего добился сам. Он, безусловно, сильный и талантливый человек, трудится до сих пор, обладая удивительным жизнелюбием и активностью. Конечно, сейчас для меня он — настоящий пример для подражания, и я горжусь им.

Вероника Мелконян: Вы росли с двумя младшими братьями. Скажите, отличалось ли ваше воспитание?

Воспитание для всех было достаточно строгое. Ответ за свои проступки мы с братьями всегда держали наравне. Но, думаю, девочка в семье получает больше нежности. С годами, конечно, все меняется, но до сих пор отец обсуждает со мной дела, текущие вопросы, а потом может обнять и сказать: «Дочка, я тебя люблю». (Улыбается.) В нашей семье жива традиция: на день рождения отца мы всегда прилетаем на Север, где прошла значительная часть его жизни. Обычно меня не зовут на рыбалку, хотят оставить себе «мужскую территорию», но в этот праздник ежегодно в течение многих лет проходит семейная зимняя рыбалка, где и я могу похвастаться уловом! (Смеется.)

Воспитание для всех было достаточно строгое. Ответ за свои проступки мы с братьями всегда держали наравне

Вы выросли в обеспеченной семье, поэтому мне интересно ваше мнение сегодня: что для вас деньги?

Да, у нас было все необходимое, но я бы не сказала, что семья жила на широкую ногу. Я помню пару событий, связанных с материальными ценностями, но при этом значили они для меня нечто большее. Первое – это когда папа купил нам с братьями большую детскую машину с педалями. Она отказывалась ехать по песку в Тарко-Сале, но мы были настолько счастливы, что этого просто не передать словами. А второй случай – моя первая зарплата. В 16–17 лет я проходила практику на Дальнем Востоке, работала продавцом мороженого. После первого месяца получила две тысячи рублей, как сейчас помню. По тем временам большие деньги!

На что вы их потратили?

Я купила спортивный костюм Adidas ярко-голубого цвета. В этих двух историях есть искренняя радость, а не только деньги. Сегодня для меня важнее не просто зарабатывать, а работать на перспективу, для детей, создавать нечто новое. Убеждена: деньги не могут быть самоцелью! Только творческое отношение к своему делу может быть основой для развития бизнеса.

Как проявляется стремление создавать новое в вашей работе?

Сегодня в условиях падения роста ВВП и очевидных проблем с привлечением инвестиций в реальный сектор экономики мы не снижаем темпов работ по всем направлениям: от сельского хозяйства до здравоохранения и инжиниринговых проектов. У нашего холдинга одна цель – развитие экономики Сибири, ведь сегодня мы создаем базу для экономики завтрашнего дня.

Однажды вы рассказывали, что в детстве дружили в основном с мальчишками. Сейчас вы руководите заводом, и коллектив снова преимущественно мужской. В личном окружении друзей-мужчин у вас по-прежнему больше?

Со многими друзьями детства я поддерживаю теплые отношения, хотя у всех семьи, заботы и мы уже не настолько близки. Я выросла на Крайнем Севере, а это та территория, где люди по-особенному относятся к понятиям «дружба» и «верность». Мы все разъехались по разным городам – большие расстояния не позволяют часто встречаться, но мы стараемся не терять друг друга из виду. Мой круг общения неограничивается только работой. Например, я увлеклась парусным спортом, и у меня появились друзья по регате. На самом деле я не считала, кого среди них больше, мужчин или женщин.

Как часто вы участвуете в парусных регатах?

Стараюсь по крайней мере три раза в год выезжать на соревнования. Ценю яхтинг за постоянную возможность преодоления. Кроме того, это командный вид спорта: чтобы все получилось, нужно держаться вместе. От ошибки, которую ты допускаешь по невнимательности, страдает общее дело. Все как в бизнесе. Ощущаю внутри огромный запас сил, поэтому очень хочу подняться в гору и покорить какуюнибудь значительную высоту, не только в бизнесе.

Отец учил нас в детстве: все, что лежит у тебя на тарелке, ты обязательно должен съесть. Так и в жизни: бери по силам и делай до конца

Ведь не вся жизнь – борьба, нужно и расслабляться.

Конечно. Для кого-то хороший релакс – это немного побездельничать, переключая телеканалы Для меня верный способ отдыха от сумасшедшего ритма жизни– это йога. Во время занятий я чувствую большой прилив сил.

Что делает вас по-настоящему счастливой?

Для меня счастье – это чувство внутреннего равновесия. Мне важно, чтобы жизнь приносила удовольствие и каждый миг был наполнен созиданием. Зачем ставить карьеру и семью на весы, если они могут усиливать друг друга? Около года назад я пришла к балансу, когда удовлетворение получаешь от всего, что делаешь, и с тех пор это чувство со мной.

Расскажите: как пришла идея заняться бизнесом?

В 1990-е годы в России началась эпоха индивидуального предпринимательства. Все было так интересно, ново. Окончив юридический факультет, я занялась частной практикой, а затем перешла в семейную управляющую компанию, где руководила финансовыми потоками, контролировала распределение средств. В тот момент я понимала, как много работы у отца, и мне хотелось помочь ему. С другой стороны, это была возможность самоутвердиться, проверить свои способности на деле.

В чем изначально заключалась идея завода «Стеклотех» и насколько удалось ее реализовать?

Мы провели маркетинговое исследование на тему того, что сегодня требуется сибирскому рынку, потому что нам хотелось создать что-то принципиально новое и вместе с тем полезное. Было и такое желание, чтобы о Тюменской области заговорили в контексте той отрасли бизнеса, которой у нас представлено не было. В итоге появился «Стеклотех» – единственный стеклотарный завод не только в Тюменской области, но и во всем Уральском федеральном округе.

DPP_0004_изм

С чего вы начали тогда?

Если честно, на момент запуска для меня важнее всего была команда. В Тюмени никогда не было стекольного производства, а значит, не было и специалистов соответствующего профиля. Мне пришлось привлечь к работе вахтовиков из других городов страны, чтобы они могли передать опыт тюменским специалистам. Со временем, благодаря поддержке правительства области, мы организовали заочное обучение работников «Стеклотеха» прямо на производстве. Создав команду единомышленников, я смогла сформировать базу для становления всего трудового коллектива и успешной реализации проекта.

Все-таки производство – это преимущественно мужская территория, и в Тюмени, например, единицы женщин руководят подобным бизнесом. Что вы чувствовали, когда с поста управляющей компанией перешли на должность генерального директора?

Конечно, если откровенно, я не мечтала стать руководителем завода.(Смеется.) Но для меня это стало своего рода испытанием на прочность, хорошей профессиональной и жизненной школой. Я была на заводе с момента запуска строительства, участвовала во всех этапах его становления и хорошо знала проблематику, однако управлять этой огромной машиной – совсем другое дело, здесь вы правы. Лукавить не буду: меня несколько пугала неизвестность. Задача не из легких: на заводе работают 500 человек, у каждого из них есть своя семья, которую нужно обеспечивать. Это огромная ответственность, и права на ошибку у меня нет. К тому же необходимо понимать, куда движется рынок, чтобы идти на шаг впереди. Конечно, я испытывала смешанные чувства. Согласитесь, сложно поставить такое мощное предприятие на ноги, если ты не вникаешь абсолютно во все происходящие внутри него процессы? Мне пришлось с головой окунуться в производство. В тот момент мне очень помогла поддержка нашей команды. Было радостно видеть, как специалисты встречали меня в цехах с улыбкой, поддерживали. Я думаю, что своим трудом и самоотдачей мне удалось заслужить их доверие и преданность, чем я очень дорожу.

  Если откровенно, я не мечтала стать руководителем завода. Но для меня это стало своего рода испытанием на прочность

Насколько мне известно, социальная политика – сильная сторона «Стеклотеха» как работодателя…

Для меня имеет огромное значение, в каких условиях трудится человек. Как я уже говорила, работа должна приносить удовольствие и удовлетворение. На нашем предприятии реализована комплексная программа социальной поддержки, созданы достойные условия труда. «Стелотех» – это современное производство европейского уровня. Мы на деле проявляем заботу о сотрудниках предприятия, поэтому вправе рассчитывать на полную отдачу с их стороны.

Какие задачи сегодня у вас в приоритете как у руководителя?

Мы задали высокую планку. Всего за два года вывели на полную мощность две печи для светлого и темного стекла, сделали ставку на выпуск не только полулитровых бутылок, но и эксклюзивной тары различной формы и объема. Поэтому сейчас моя главная задача в том, чтобы «Стеклотех» стал устойчивым проектом и развивался стабильно в условиях открытого рынка.Еще я заметила, что в последнее время мое любимое слово – «оптимизация». (Улыбается.)

А есть ли тюменские предприятия, чья работа кажется вам наиболее успешной?

Мне очень нравится, как работает «Тюменьстальмост» под руководством Станислава Кушнаренко. Я была на заводе и видела, как все устроено в цехах. Современное оборудование, соблюдение всех норм технической безопасности, хорошая организация процесса.

При строительстве «Стеклотеха» были задействованы исключительно частные инвестиции. Почему завод решили возводить именно в Тюменской области, были ли у вас сомненияна этот счет?

Наш холдинг реализует проекты по всей России, и при выборе территории размещения нового производства решающим фактором для группы инвесторов было наличие богатой ресурсной базы в широком понимании, что и определило географию проекта. В Тюменской области есть возможности для организации бизнеса и крупных производств. Также вдохновляет желание власти помогать предпринимателям, амортизировать условия под конкретные задачи крупного бизнеса.

А как вы думаете, отличается ли женский стиль управления от мужского? Не слишком ли эмоциональна женщина по своей природе для руководящих должностей?

(Думает минуту.) Когда руководишь большим заводом, требуется профессионализм, который исключает эмоциональность. Такое отношение к работе формируется у женщины не сразу, если честно, нужно время. Однако достигнув этой планки, можно быть эффективным менеджером независимо от гендерных особенностей. Сегодня могу сказать, что смогла прийти к этому. Как руководитель, я оцениваю прежде всего результаты работы, а эмоции всегда уходят на второй план.

Вас, безусловно, можно назвать амбициозным руководителем. Что может помочь женщине построить хорошую карьеру в бизнесе?

Отец учил нас в детстве: все, что лежит у тебя на тарелке, ты обязательно должен съесть. Так и в жизни: бери по силам и делай до конца. Всегда нужно помнить и о дисциплине: требуется непрерывная работа над собой, потому что жизнь меняется очень быстро, а тебе необходимо постоянно находиться на гребне волны.

Елена Анатольевна, вы азартный человек?

Природа бизнеса такова, что это всегда риск. Я действительно доверяю интуиции, а это своего рода азарт. Иногда человек не может объяснить себе, почему он принимает то или иное решение, но он уверен, что так будет правильно, и просто делает выбор.

Как вы считаете, в чем главное предназначение женщины?

Жизнь очень разная, и нельзя сказать наверняка обо всех женщинах. Но, на мой взгляд, важнее всего материнство. Конечно, если хочется реализоваться и в карьере, то это только в плюс. Для меня очень важно иметь также свое дело, в которое я могу вкладываться всей душой. Это как две стороны одной медали, и я знаю цену каждой.

Главное предназначение женщины – это материнство. Конечно, если хочется реализоваться и в карьере, то это только в плюс. Для меня очень важно иметь также свое дело, в которое я могу вкладываться всей душой

Как часто вам удается путешествовать и какие места стали безусловными фаворитами?

Обязательно выбираюсь из Тюмени как минимум четыре раза в год хотя бы на неделю. Из всех европейских городов, что я видела, мне ближе всего Париж. Огромный город с миллионным населением, но стоит свернуть с центральной улицы, и его суета как будто растворяется. Он всегда открывается с разных сторон. Есть люди, которые принимают для себя только Европу или только Азию, а я могу понять особенность всех направлений. Кажется, это называется «человек мира»? (Смеется.) Недавно побывала в Индии. Да, я видела грязь на улицах, нищих – то, чем так часто возмущены российские туристы, – но когда ты знаешь историю страну, понимаешь особенности менталитета жителей, для тебя увиденное станет открытием. Иногда нужно просто подняться над уровнем обыденного восприятия.

IMG_7035

 Ваша дочь уже учится в вузе. Можно ли назвать ваши отношения дружескими?

К счастью, мы с ней прошли тот подростковый этап, когда между мамой и ребенком царит непонимание, постоянно возникают конфликты. Кроме того, в семье появился второй ребенок –Саше уже 5 лет. Он родился как раз в то время, когда мы начинали строить завод. Сейчас Ире 19 лет, и, конечно, она советовалась со мной при выборе вуза. Я рада, что она прислушалась к моим словам, поступив на экономический факультет Тюменского госуниверситета. Ей нравится учиться, интересно осваивать специальность –это для меня еще важнее. К счастью, мы с детьми лучшие друзья!

Можно сказать, что вы заложили фундамент для семейной династии. Стали управленцем, как и ваш отец. Планируете ли вы, что ваши дети так же пойдут по вашим стопам?

Я многому научилась у своего отца – это правда. С детства наблюдала его работу, как он общался с политиками, чиновниками. Гордилась его умением находить компромиссы и всегда добиваться поставленных целей. Не исключено, что и я в будущем займусь политикой, поскольку считаю, что женщины должны иметь более весомые позиции в органах власти, так как наш жизненный опыт и этические принципы недостаточно востребованы ныне. Если говорить о моих детях, то я, безусловно, надеюсь, что они перехватят эстафетную палочку у меня, но я никогда на этом не настаиваю. Хочу, чтобы мои дети были счастливы, поэтому никогда не буду ничего им навязывать. Прежде всего, они должны стать яркими самодостаточными личностями, иметь собственное мнение и научиться отстаивать его. И вообще быть счастливым человеком – это большое искусство!

текст Татьяна Паласова
 фото Марина Кочаровская

we-enter