we-enter
15:05 / 29 Май 2014

Руководить настроением

Руководить настроением

Женщины-руководители, умеющие быть разными в различных ситуациях и сохранять присутствие духа, поделились своими бизнес-прогнозами.

we-enter

Встреча организована фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области» с целью популяризации и повышения деловой активности в сфере женского предпринимательства Тюменской области. 

uchastniki

Настроение – от слова «настрой»

Ольга Езикеева: Бизнес не терпит и не прощает ошибок. Мы все занимаемся далеко не простым делом. Каждый день требует от нас максимума усилий и сосредоточенности. Что же влияет на настроение людей и на их результативность в работе?

Ирина Ачинович: Понимание того, что 2014-й, как и 2008-й, будет не из легких, пришло уже давно. Но я для себя решила: мы все равно найдем свою нишу. Главное, чтобы мои сотрудники поддержали меня. Одни согласились со мной, а другие заметили, что каждый год не из легких. В целом, настроение в коллективе не изменилось. Конечно, если бы я начала резко сокращать штат, все было бы по-другому. А когда ты как руководитель создаешь атмосферу стабильности и идешь ровно теми же темпами и с тем же настроением, что и раньше, то и люди спокойно и уверенно следуют за тобой.

Ольга Аборина: В Тюмени в банковской сфере я работаю не так давно, до этого я трудилась в другом городе, но могу с уверенностью сказать, что Тюмень – город жизнерадостно настроенных людей.

Елена Низамова: Соглашусь, что работоспособность коллектива зависит от того, какую атмосферу формирует руководитель. У нас она отличная! Я люблю свой бизнес и считаю, что девелопмент – особого рода искусство. Созидание всегда было предназначением женщины. У меня есть любимая семья, любимая работа и коллектив, который в любой ситуации поддерживает. Отсюда и хорошее настроение.

Ирина Ачинович: В каком расположении духа руководитель будет действовать, с таким же будет развиваться и компания. Пока у тебя есть уверенность в своих силах, компания работает независимо от колебаний курсов евро и доллара. У меня есть свой метод поднятия настроения: утром, умываясь, улыбнуться и сказать себе: «Сегодня, несмотря ни на что, все сложится ровно так, как должно быть».

Ольга Езикеева: Ирина, вы однажды сказали, что бизнес – это преодоление. Что именно вы имели в виду?

Ирина Ачинович: Жизнь состоит из разных событий, но я иду дальше, извлекая положительное из каждого урока. Большинство людей в трудных ситуациях теряют веру в себя, останавливаются в развитии. Я как руководитель, как мама, как жена не имею права опускать руки, что бы ни происходило на работе или в семье. Я должна быть примером и задавать настрой всем членам моей семьи и команды. И в росте курса евро мы тоже должны видеть плюсы. Да, покупательская способность будет снижаться, но, например, вся мебель, привезенная из-за границы, вырастет в цене, а наша пока останется на рынке в своем ценовом сегменте.ezikeeva

Ольга Езикеева: Разными коллективами руководят с разным настроением. Как настроить эту «семиструнную гитару», когда ваш коллектив – творческий?

Марина Юрочкина: Опять же все зависит от управленца. Я была директором компании и знаю, как возвращать людей «на землю». Сейчас я руковожу творческой командой. С такими людьми проводить 24 часа в сутки довольно непросто.

Ольга Езикеева: Это рецепт другого плана: попробуйте понять человека, если он вам очень нужен. Наталья, вы возглавили тот же коллектив, где изначально работали сами?

Наталья Хмельницкая: Я очень долго работала в банке с мужчинами-руководителями, была экспертом, заместителем директора. В этот период у нас сформировалась команда людей, которых я считаю очень талантливыми. Мы поменяли цели и стратегию компании, начали активно взаимодействовать со всеми институтами, которые занимаются поддержкой малого бизнеса. И, знаете, появилась миссия содействовать этому бизнесу в регионе, находить оптимальные решения для партнеров. Мы должны помочь предпринимателям встать на ноги. Этот год научил нас доводить любое дело до конца. Было много трудных моментов, но я поняла, что вокруг меня – единомышленники. Я даже знаю, что у каждого из них происходит дома.

Если вы собираетесь жить в России и покупать что-то на рубли, то и депозит должен быть в этой валюте. На территории России лучше работать с рублями

Ольга Езикеева: То есть в банке с вашим приходом сформировалась домашняя атмосфера?

Наталья Хмельницкая: Да, хоть и, может быть, с точки зрения бизнеса это не совсем правильно. Но я просто по-другому не умею. В понимании человека банк обычно – это что-то, связанное с сухим порядком цифр. Когда у банка, кроме статистики, существует собственное лицо и лояльность к клиенту, это ведет организацию к успеху.

Ирина Ачинович: В какой-то период времени я решила, что нет необходимости посещать производство каждый день. И это было неверным решением. Теперь у меня правило: каждое утро обходить все цеха, чтобы поприветствовать своих сотрудников.

Положительный баланс

Ольга Езикеева: Настроение в бизнес-среде часто определяют экономика и политика. Как сегодняшний подъем курсов евро и доллара сказывается на людях?

Елена Низамова: Когда начинается кризис, сначала приток от банков идет в девелопмент. Вложения в недвижимость – средство сохранить заработанное. Но, несмотря ни на что, наша задача – создавать востребованный продукт: лучший по качеству, потребительским свойствам и в самые оптимальные сроки. А вот если мы будем «лепить» непонятно что, «на отвяжись», то потеряем клиента вне зависимости от баланса, ситуации в стране и курса доллара. Я не скажу, что сегодня мы рискуем на 100%. Безусловно, у нас есть свои секреты, но в целом настроение не изменилось.

Наталья Хмельницкая: Разумеется, множество партнеров, у которых бизнес выстроен с Украиной, остановили свои платежи, потому что банки в Украине не работают. Любые изменения в макроэкономике – возможности для нас. Мы уже многое не раз пережили. Большинство наших клиентов уверены в завтрашнем дне.

Ольга Езикеева: Недавно с удовольствием слушала Эльвиру Набиуллину (председатель Центрального банка России. – Прим. ред.). Она советует хранить деньги в той валюте, в которой вы совершаете покупки. Вы ее поддерживаете?

Ольга Аборина: У нас есть классическая схема: нужно сделать бивалютную корзину. Сейчас ко мне с этим вопросом очень часто обращаются вкладчики. Я всегда задаю встречный вопрос: в какую страну вы планируете поехать? Если отправляетесь в еврозону, однозначно конвертируйте средства в евро. Если в стране в ходу доллар – значит, в доллар. Но если вы собираетесь жить в России и покупать что-то на рубли, то и депозит должен быть в этой валюте. На территории России лучше работать с рублями.

Этот год научил нас доводить любое дело до конца. Было много трудных моментов, но я поняла, что вокруг меня - единомышленники. Я даже знаю, что у каждого из них происходит дома

Этот год научил нас доводить любое дело до конца. Было много трудных моментов, но я поняла, что вокруг меня — единомышленники. Я даже знаю, что у каждого из них происходит дома

Ольга Езикеева: Возвращаясь к теме экономики: Министерство экономического развития изменило свой прогноз на 2014 год по основным показателям. В частности, итоговый рост ВВП за 2013 год уменьшен до 1,4%. Сейчас март. Двое из присутствующих здесь женщин занимаются кредитованием и могут рассуждать о приросте портфеля. Еще двое занимаются продажей конечного продукта и могут рассуждать о ценообразовании в своих отраслях. Предлагаю обсудить это.

Ольга Аборина: Особых изменений нет, потому что мы заняли своеобразную нишу кредитования малого и среднего бизнеса, а также кредитуем индивидуальных предпринимателей. Сейчас мы меньше работаем с корпоративными клиентами, потому что пока не можем предложить ту ставку, которую они хотят.

Ольга Езикеева: Елена, кто сегодня ваш среднестатистический покупатель?

Елена Низамова: Это молодая семья с совокупным доходом 50–60 тысяч рублей. И люди с Севера, которые приобретают квартиры для своих детей.

Ольга Езикеева: Что будет происходить со стоимостью квадратного метра в Тюмени? Сейчас говорят, что наблюдается спад цен на коммерческую недвижимость. И те, кто собирается покупать площади, ждут его. Как сегодня с этим обстоят дела в Тюмени?

«Тюмень – лучший город Земли» – часто над этой фразой смеются, мол, придумали себе историю и живем в ней, как в сказке. Тем, кто так говорит, я показываю цифры по нашему региону. Лично мне комфортно в этом городе

Елена Низамова: Предполагаю, что роста не будет. До тех пор пока мы работаем на российском рынке и закупаем в основном отечественные материалы, цене расти некуда. О спаде арендных ставок говорят в отношении коммерческой недвижимости. Эта ситуация больше характерна для Москвы, так как арендный рынок привязан к валюте. Мы не занимаемся сдачей площадей в аренду. Но могу сказать, что в Тюмени ставки адекватные.

На самом деле, девелопмент страдает в последнюю очередь, зато, если до такого доходит, и падает очень низко. Я думаю, спрос рынка может меняться в обе стороны, но сейчас не наблюдаю событий, которые могли бы привести к спаду.

Ольга Езикеева: К тому же мы живем в благополучном регионе со стабильной заработной платой. Спросите любого эксперта, и он назовет несколько субъектов РФ, которые теряют позиции в такие кризисные моменты. В Тюменской области, со слов Елены, с девелопментом сейчас все в порядке. Если брать мебельную сферу, Ирина, какой у вас прогноз?

Ирина Ачинович: Вряд ли можно сравнивать наши с Еленой сферы деятельности. Большая часть молодых семей приобретает жилье в ипотеку, а наши покупатели чаще всего рассчитывают только на собственный доход.

Мое предположение: в первом полугодии роста ценна индивидуальную мебель не произойдет, так как материалы, которые используются для производства, у большинства поставщиков и производителей закуплены по старым ценам. Во втором полугодии возможен небольшой рост, но при этом он все равно будет не столь высоким, как на мебель зарубежного производства.

Оставить нельзя сменить

Ольга Езикеева: Иногда, чтобы принять правильное решение, полезно сменить обстановку или услышать полярное мнение. Но как быть, если видение развития компании не совпадает у сотрудника и руководителя? С каким чувством вы увольняете людей?

Елена Низамова: Может, мне повезло, но у меня очень маленький опыт увольнения людей. Прежде чем принять это решение, я всегда задаю себе вопрос: все ли я сделала, чтобы человек смог раскрыться и показать свои способности. И если ответ – все, тогда иду на такие меры.

Ирина Ачинович: Ни разу никого не уволила. Если мне некомфортно с кем-то работать и этот человек не реализовывает себя на предприятии, то вскоре он находит лучшее для себя место, а ко мне приходит сотрудник, удовлетворяющий требованиям компании. Главное – четко понимать, кто тебе нужен на конкретном рабочем месте, и быть уверенным в своих действиях.

Ольга Аборина: В 2000-х годах у нас был период сокращений. Я понимала, что мы лишаем людей стабильного дохода, поэтому 23 сотрудника из 25 устроила в другие банки. Увольнять очень тяжело в любом случае.

ezikeeva1

Наталья Хмельницкая: Я формировала команду лично. Обычно сотрудник приходит «на ковер», а я уже вижу, что он все осознал. Иногда приходилось и увольнять, после этого месяц отходила от стресса, но о принятом решении не жалела.

Ольга Езикеева: Женщина на работе отчасти выполняет мужские обязанности. Как перестать быть руководителем, когда ступаешь на порог дома?

Наталья Хмельницкая: У мужа отличное чувство юмора, и дома с ним не получается быть руководителем.

Елена Низамова: Обычно я «переключаюсь» на домашние дела в машине. Супруг иногда поправляет: «Ты не на работе». У нас есть правило: никогда не говорить о бизнесе дома.

Ирина Ачинович: Сейчас я могу закончить дела в пять часов вечера и уже не думать о работе: она больше не требует внимания каждую минуту. Отвлекаться помогают дети. Забота о них приносит удовлетворение и дает новые силы для реализации себя в бизнесе.

Ольга Аборина: Я веду машину в тишине, в это время заканчиваю рабочий день. У нас с мужем табу на разговоры о работе именно дома – под крышей. Если надо что-нибудь обсудить, мы гуляем по поселку и общаемся.

Ольга Езикеева: На конференцию «День предпринимателя – 2013» Инвестиционное агентство Тюменской области пригласило Татьяну Лебедеву, профессора из Сорбонны. Она написала книгу о геобрендинге, в ней есть эпизод о Тюмени. Спонтанное решение позвать ее сюда увенчалось успехом, но она была поражена не самим городом, а людьми. Стиль одежды тюменок вызвал у нее восторг. Но ведь она не знает, что у нас очень часто люди тратят на вещи больше, чем могут себе позволить. Тюменки очень любят шопинг. Может быть, походы по магазинам помогают нам справиться с нашими расстройствами? Отсюда вопрос: как вы вытаскиваете себя из эмоциональных катастроф?

Елена Низамова: Я могу выделить несколько стадий эмоционального кризиса и, соответственно, несколько выходов из него. Самый жесткий – когда все рухнуло. В этом случае я сначала еду в баню, а после окунаюсь в прорубь. И чем масштабнее кризис, тем выше температура в парилке. Когда я слегка расстроена, из хандры меня выводит готовка. Я могу глубокой ночью стоять и готовить пять блюд. Мне важно побыть одной, пережить проблему в себе. Когда просто плохое настроение – перечитываю любимую книгу с карандашом.

В каждом расположении духа руководитель будет действовать, с таким же будет развиваться компания

В каждом расположении духа руководитель будет действовать, с таким же будет развиваться компания

Ольга Езикеева: Знаю, у Марины есть страсть к обуви. Это тоже связано с эмоциями?

Марина Юрочкина: У меня действительно более 100 пар обуви, но это просто любовь. А рецепт выхода из кризиса – сон. Организм сам «впадает в спячку» от стресса.

Ольга Аборина: У меня тоже есть разные степени выхода из кризисов. Если что-то легкое, иду в бассейн. Если серьезный кризис, отвлекаюсь на родных, прошу мужа, чтобы не ходил на работу, выезжаем в лес с семьей.

Наталья Хмельницкая: Я в плохом настроении не могу ничего купить. Расслабляют массаж, беговая дорожка, готовка. И общение с детьми.

Ольга Езикеева: Настроение зависит и от того, где человек живет. Часто слышишь фразу: «Тюмень – лучший город Земли». Над нами смеются, мол, придумали себе историю и живем в ней, как в сказке, а на самом деле кроме ресурсов у нас ничего нет. Тем, кто так говорит, я показываю цифры по нашему региону. Лично мне комфортно в этом городе. Какое настроение создает у вас Тюмень, что вы видите в ней хорошего?

Наталья Хмельницкая: Я живу за городом. В моей любимой деревне есть школа, пекарня и молочный завод, мясные лавки. Мне очень комфортно. В городе я выросла и с удовольствием наблюдаю, как он меняется.

Елена Низамова: Мой ребенок останется в Тюмени. Я рада, что он знает все мои проекты, с удовольствием ездит на стройку. И он гордится тем, чем я занимаюсь. Я же создаю здесь лучшее, что могу. Неужели можно куда-то переехать отсюда?

Ольга Аборина: Мне хотелось бы, чтобы мой ребенок после окончания вуза вернулся работать в Тюмень.

Ирина Ачинович: Я никогда не задумывалась о том, что я или мои дети можем уехать из Тюмени. Жить в нашем городе и работать – комфортно. Во всех отношениях.

текст Елена Познахарёва фото Александра Мещерякова

Источник: журнал tmn Woman, №3, весна 2014

we-enter