11:12 / 4 декабря 2014

Как в незапамятные времена

Часы9

Об одной из наиболее важных тенденций современного часового дела размышляет Алексей Кутковой (Revolution).

Часы6

Тонкая отделка высококлассного часового механизма которая со времен зарождения традиционного механического часового дела была занятием исключительно кропотливым и в очень малой степени допускающим механизацию, в последние годы все больше из искусства превращается в технологию.

Конечно, пока еще нельзя сказать, что сплошь и рядом применяемые в часовом производстве токарные, фрезерные и иные станки с компьютерным управлением способны полностью заменить ручной труд высококвалифицированного мастера тонкой отделки, но все к тому идет. Есть часовые марки, с гордостью демонстрирующие гравированные на станке надписи и узоры, в том числе и гильоше (от фр. guilloché – узор из волнистых линий. – Прим. ред.); другие показывают безупречно срезанные алмазным резцом фаски мостов или платины механизма; третьим нравятся изготовленные на станке с ЧПУ скелетонизированные механизмы… Впрочем, далеко не все часовые марки устраивает то, что настоящему мастеру с его умелыми руками, глазомером и чувством прекрасного в какой-то момент не найдется места в часовом деле. Нет, они будут подчеркивать ценность и необходимость того, чтобы самые лучшие часы создавались преимущественно вручную, пусть это будет делаться не с той эффективностью, продуктивностью и правильностью, что предлагают управляемые компьютерами станки.

Часы2

Не все часовые марки могут позволить себе роскошь уделять основное внимание тонкой ручной отделке часов и механизмов

Далеко не все современные часовые марки могут позволить себе роскошь уделять основное внимание тонкой ручной отделке часов и механизмов. Серьезных профессионалов в этом трудном ремесле и того меньше, в особенности тех часовых фирм, что посвятили себя этому полностью. Именно такую специализацию выбрала для себя немецкая часовая марка Grieb & Benzinger, что, впрочем, неудивительно, если вспомнить тот факт, что Йохен Бенцингер, один из ее учредителей, считается главным специалистом в Германии по гильоше, гравировке и скелетонизированию механизмов и одним из лучших в мире. Гильоше – традиционный способ отделки корпусов карманных часов и циферблатов, который производится на уникальных гильоширных станках, чем-то напоминающих, на первый взгляд, станки токарные – по меньшей мере габаритами. Гильоширный станок только называется станком: вся работа фактически выполняется вручную. К закрепленной на вращаемом вручную шпинделе детали так же вручную, с точно выверенным усилием подводится остро заточенный резец, оставляющий на ней концентрические, продольные и волнистые штрихи. Особую привлекательность гильоширной технике придает возможность применения в отделке одной детали множества типов гильоше – чаще всего этот прием используется при отделке циферблатов, что позволяет добиться потрясающего результата.

Ни фрезерные станки с компьютерным управлением, ни тем более штамповка не в состоянии сравниться с гильоше по тонкости и четкости узора, и для специалистов эстетические преимущества этого способа отделки несомненны. Часы из коллекции Grieb & Benzinger – одни из немногих, в которых гильоше применяется в избытке: и на циферблате, и на деталях механизма, и даже на корпусе.

Часы9

Увлечение Германа Гриба, соучредителя марки Grieb & Benzinger, – старинные часовые механизмы, именно поэтому часовую коллекцию Grieb & Benzinger образуют два направления. В часы премиальной серии «Платинум» (Platinum) устанавливаются превосходные винтажные механизмы конца XIX – начала XX веков лучших швейцарских часовых марок, разумеется, после реставрации, декорирования и отделки. Как правило, это сложные механизмы с дополнительными функциями, такими как минутный репетир, хронограф либо сплит-хронограф.

Часы5

Основа второй коллекции Grieb & Benzinger, которая называется «Бутик» (Boutique), – швейцарские механизмы с ручным заводом ETA-Unitas 6497/6498, доведенные до уровня шедевра высокого часового искусства. И здесь немалую роль играет вторая специализация марки – искусство изготовления гравированных скелетонизированных механизмов. Все работы проводятся вручную, по старинке: для того чтобы убрать из платины или моста механизма лишний металл, применяется ювелирный лобзик. По-другому нельзя, так как предварительно эти детали украшаются гравированным узором, как правило, растительным орнаментом. То, как пойдет резец мастера, нанося прихотливые изгибы орнамента, предсказать невозможно, и потому даже в качестве предварительной операции обработка деталей на станке с ЧПУ не имеет смысла. Да и в Grieb & Benzinger таких станков за ненадобностью нет.

Кропотливой отделкой деталей механизма гильоше, скелетонизированием и гравировкой работа над часами не завершается. Чтобы наиболее убедительно выявить всю красоту механизма, его «раскрашивают», применяя различные типы электрохимического покрытия. Так, в часах недавно представленной публике серии Shades of Grey («Оттенки серого», здесь можно найти намек на название популярного эротического романа «Пятьдесят оттенков серого» британской писательницы Э.Л. Джеймс) при отделке механизма было применено темно-серое родиевое покрытие.

В часы премиальной серии «Платинум» (Platinum) устанавливаются превосходные винтажные механизмы конца XIX – начала XX веков лучших швейцарских часовых марок, разумеется, после реставрации, декорирования и отделки

В модели Grey Polaris на первый план выходит искусство гильоширной обработки – с лицевой стороны часов мы видим украшенные узором гильоше ободок, составленный из двух деталей циферблат и открытые со стороны циферблата детали механизма, а на оборотной стороне сквозь прозрачное окно задней крышки корпуса заметен частично скелетонизированный механизм, детали которого украшены гильоше различных типов. Возможно, это наиболее сложные с точки зрения использования техники гильоше наручные часы в мире.

Часы10

В часах Skeleton Watch Grey Tulip, второй модели серии Shades of Grey, использование гильоше сведено к минимально допустимому для марки Grieb & Benzinger уровню и основное внимание предлагается уделить искусству гравировки и скелетонизирования механизма. С равной тщательностью гравированы как лицевая, так и оборотная стороны механизма, а, пожалуй, более всего впечатляет открытый со стороны циферблата гравированный заводной барабан. Все модели серии Shades of Grey комплектуются темно-серыми ремешками из кожи аллигатора, 43-миллиметровые корпуса изготовлены из 18-каратного белого золота, а наиболее роскошные модели украшены еще бриллиантами классической круглой огранки (модель Grey Tulip Diamond) либо огранки «принцесса» (модель Grey Tulip Imperial, оба этих экземпляра выполнены по заказу ближневосточного клиента марки).

 

журнал tmn №12 (июль 2013)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика