we-enter
10:11 / 12 Ноябрь 2013

Часы «нефтяные», экзотические и редкие

Часы «нефтяные», экзотические и редкие

Нефтяная тематика – штука редкая и экзотическая в наручных часах. На безбрежных просторах истории часового дела выделяется не так уж много (вернее будет сказать – раз два и обчелся) часов, в которых так или иначе затронута тема нефтедобычи, разумеется, если не считать так называемых «рекламных» часов, которые, как правило, заказываются для поощрения сотрудников компаний.

we-enter

Такие «корпоративные» часы сплошь и рядом делаются по правилу «дешево и сердито» и в общем-то не заслуживают особо пристального к себе внимания, хотя, следует заметить, были среди них и остроумные или же как минимум выполненные на очень высоком уровне.

Некоторые если не прямо, то опосредованно касаются-таки нефтяной тематики, как, например, пара-тройка релизов замечательных часовых марок Rolex и Patek Philippe с портретами «нефтяных» шейхов. Пожалуй, одним из наиболее эстетских и затратных среди подобных проектов следует признать выпущенную в 1953 году знаменитой швейцарской часовой маркой Patek Philippe серию карманных часов Ref. 600/1, которая посвящалась памяти первого короля и объединителя земель Саудовской Аравии Абдул-Азиза ибн Сауда.

На часах Ulyse Nardin Oil Pump балансир станка-качалки приводится в движение автоматически – в начале каждого часа – либо по желанию владельца, после нажатия кнопки

Именно во времена его правления – в 1933 году – американским нефтяным компаниям была предоставлена концессия на разведку и добычу нефти, что позволило разведать в руководимой им стране колоссальные нефтяные месторождения, и поныне составляющие основу экономики Саудовской Аравии. На белом эмалевом циферблате часов, украшенном оправленными в золото рубиновыми метками, в технике эмалевой миниатюры изображен королевский портрет; сейчас подобные экземпляры превратились из часов памятных в настоящий коллекционный раритет.

Золоту «Патека» нефтяники Бахрейна противопоставили суровую мужественную сталь «Ролекса»: в 1986 году по заказу Национальной нефтяной компании Бахрейна BANOCO была изготовлена серия часов RolexAir-KingRef. 5500 с эмблемой BANOCO на циферблате. Если бы это не был «Ролекс», часы бы выглядели на все сто процентов незатейливым рекламным релизом… Да, если бы это не был «Ролекс».

Впрочем, нефтяникам есть у кого поучиться искусству высококлассных рекламных часов: пожалуй, самые лучшие рекламные часы всех времен были придуманы женевской часовой компанией Vacheron Constantin, которая в 1937 году по заказу канадской алюминиевой корпорации Canadian Aluminium Limited разработала карманные часы, корпус, циферблат, стрелки, мосты и платина механизма которых были изготовлены из алюминия (остальные детали механизма – баланс, спираль, пружина, колеса и трибы – сделаны из традиционных сплавов). Проверка показала, что по точности алюминиевый хронометр не уступает обычным золотым карманным часам тех лет, а вот вес алюминиевых был примерно на три четверти меньше веса золотых часов аналогичного размера.

С 1938 по 1950 год фирма Vacheron Constantin поставила 271 экземпляр алюминиевых часов, что предназначались для работников, беспрерывно трудившихся на предприятии не менее четверти века. 

Второй нефтяной «выстрел» Произвела маленькая часовая марка Louis Moinet, которая Предложила свой вариант миниатюрного «станка-качалки», установив его на циферблат турбийона Derick Tourbilon.

Вернемся, однако же, к часам «нефтяным». Прогулка по каталогам аукционных фирм позволяет обнаружить иногда крайне интересные экземпляры. Так, в каталогах специализирующегося на часах аукционного дома Antiquorum удалось найти дела давно минувших дней – уникальные карманные часы американской часовой корпорации Waltham, изготовленные, похоже, по специальному заказу некоего удачливого американского нефтепромышленника в 1889 году (первая нефтяная скважина была пробурена в США в штате Пенсильвания в 1859 году, так что в 1889 году нефтедобыча еще была делом новым, неустоявшимся). Золотой корпус этих часов украшает рельефное изображение допотопной нефтяной вышки. К сожалению, про того нефтепромышленника не сохранилось никаких сведений, но в его желании владеть подобными часами безусловно присутствовало рациональное зерно: он связал нефтедобычу с золотом.

На том тему экзотических «нефтяных» часов можно было бы закрыть, если бы не одна и та же идея, что осенила в нынешнем году две часовые марки – причем очевидно, что они не сговаривались. Швейцарские часовые фирмы Ulysse Nardin и Louis Moinet решили методами тонкой часовой механики воспроизвести на запястье механику нефтяную.

Карманные часы Ref. 600/1 фирмы Patek Philippe из серии 1953 года, посвященной памяти первого короля Саудовской Аравии Абдул-Азиза ибн Сауда. Розовое золото, механизм с ручным заводом, белый эмалевый циферблат с миниатюрным портретом
Карманные часы Ref. 600/1 фирмы Patek Philippe из серии 1953 года, посвященной памяти первого короля Саудовской Аравии Абдул-Азиза ибн Сауда. Розовое золото, механизм с ручным заводом, белый эмалевый циферблат с миниатюрным портретом

Часы Ulysse Nardin Oil Pump выполнены на базе модели с часовым боем Hourstricker (это не минут-ный репетир, как то ошибочно утверждалось во многих публикациях). На циферблате в золоте выгравирован ландшафт нефтяной долины с вышками, одна из которых, та, что на переднем плане, – «живая»: на ней установлен станок-качалка, устройство, предназначенное для откачки нефти. На часах Ulysse Nardin Oil Pump балансир станка-качалки приводится в движение механизмом почасового боя Hourstricker, который срабатывает либо автоматически – в начале каждого часа, – либо по желанию владельца, после нажатия кнопки (той, что установлена на корпусе у метки «4 часа»). Устройство ударами гонга отобьет текущий час, и ровно столько же качаний сделает балансир станка. Серия Ulysse Nardin Oil Pump лимитирована 18 экземплярами, это эксклюзивный выпуск для московского Дома ценителей высокого часового искусства Raff House.

Второй нефтяной «выстрел» произвела маленькая часовая марка Louis Moinet, которая предложила свой вариант миниатюрного «станка-качалки», установив его на циферблат турбийона Derrick Tourbillon. Балансир станка в этих часах также «живой», но он не отмечает часы боем, как в модели Ulysse Nardin Oil Pump, а работает постоянно, для чего колесо его привода присоединено к колесной системе часов.

Турбийон для часового механизма и без того является излишней инерционной нагрузкой, поэтому балансир станка-качалки часов Derrick Tourbillon изготовлен из алюминия, что, безусловно, позволило избавиться от значительной части излишнего веса (о легких алюминиевых часах Vacheron Constantin мы не забываем). Балансир довольно быстр – он делает одно качание за 15 секунд, то есть четыре раза в минуту, и потому Derrick Tourbillon представляет собой турбийон уникальный: обычно единственный движущийся объект таких часов – это ротор турбийона, и он является причиной необыкновенной притягательности этих редких механических часов. В Derrick Tourbillon есть два движущихся объекта – ротор турбийона и балансир станка-качалки, и потому эти часы вполне можно считать вдвойне привлекательными относительно обычного турбийона.

Разумеется, о вкусах не спорят. Кому-то будет милей строгая турбийонная «классика» – такая, которую выбирают Юрий Шафраник, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель правления компании «Союзнефтегаз», член Совета Союза производителей нефтегазового оборудования, или Алексей Миллер, председатель правления и заместитель председателя совета директоров ОАО «Газпром», или же Владимир Богданов, генеральный директор и совладелец нефтегазовой компании «Сургутнефтегаз».

О нефтяной тематике в часовом деле размышлял Алексей Кутковой (Revolution)

we-enter