we-enter
17:01 / 30 Январь 2015

Часы декоративные

Часы декоративные

Хорошие часы со времен незапамятных неизменно воспринимались как предмет очень ценный.

we-enter

Именно поэтому совершенно логичным было желание превратить часы в произведение искусства.

Подобное отношение к часам, обусловленное специфическими правилами часового дела, сказалось не только в том, что в работе над ними были заняты мастера по гравировке, эмали, специалисты по полировке камней, ювелиры, кузнецы, чеканщики, но и в том, что сами часовщики довели свое мастерство до уровня искусства.

2

Разумеется, здесь стоит говорить и о чисто технической виртуозности, когда на основе традиционных технологий металлообработки может быть изготовлен чрезвычайно точный времяизмерительный инструмент, и о том, что хорошо сделанная вещь, как правило, получается красивой. В этом нет случайности. Чтобы часовые колеса хорошо вращались, следует позаботиться как минимум о том, чтобы кончики их осей были правильно закалены и тщательно отполированы; чтобы часовое масло удерживалось на этих кончиках осей, нужно отполировать и рубин – камневой подшипник; а то, что безупречно отполированная полусфера кончика оси на фоне камня идеальной формы со сферической выемкой (ее называют масленкой), установленного в отверстие моста или платины с зеркально полированной фаской, выглядит превосходно, является, можно сказать, незапланированным выигрышем.

Поэтому в том, что касается эстетики часового дела, механизмы изначально выделились в особое направление декоративного искусства, и стремление укомплектовать красивый механизм красивыми корпусом, циферблатом, стрелками, другими деталями воспринимается как совершенно естественное. Корпуса, циферблаты и стрелки, раз уж они всегда остаются на виду, стоит украсить особенно изысканно.

В последнее время, когда процесс изготовления деталей часовых механизмов во все большей степени становится компьютеризованно-автоматизированным, многие ведущие часовые марки занялись поиском тех средств, которые могли бы особенно подчеркнуть их связь с традициями часового дела, традициями тщательного ручного труда, исконных ремесел металлического дела. Лучший способ сделать это – превратить часы обычные в часы декоративные.

На необычный эксперимент в этом году пошли мастера фирмы Cartier, которым пришла в голову идея возродить технологию зернения (грануляции) – древнюю, чуть ли не трехтысячелетней давности ювелирную декоративную технику этрусков. Суть ее состоит в том, что на золотую основу припаиваются миниатюрные золотые шарики различных размеров, образующие на поверхности основы картинку или же узор.

Часы Rotonde de Cartier Panther Granulation.
Желтое золото (42 мм), бриллианты, выполненный в технике грануляции золотой циферблат, механизм с ручным заводом. Ограниченная серия из 20 экземпляров

Этрусская технология зернения утеряна, так что каждый ювелир, пожелавший заняться работой в этой технике, вынужден фактически изобретать ее заново. Главная трудность зернения – точное попадание в температуру нагрева изделия: недогреешь – шарики не припаяются, перегреешь – они расплавятся и растекутся по поверхности. Ювелирам «Картье» удалось преодолеть все сложности, и результат их скрупулезного труда – примерно 3800 золотых шариков, один за другим вручную выставленные на основу циферблата, так что в итоге получился излюбленный мотив «Картье» – пантера. Часы так и называются – Rotonde de Cartier Panther Granulation, и будет выпущено всего 20 экземпляров.

1

Эмаль и эмалевая миниатюра – другие старинные декоративные техники, которые неизменно привлекают часовщиков. Целую серию часов с эмалевыми циферблатами Métiers d’Art Florilège представила в этом году компания Vacheron Constantin. Тема для циферблатов – знаменитый альбом иллюстраций «Храм Флоры» (The Temple of Flora), что был опубликован 300 лет назад лондонским врачом Робертом Джоном Торнтоном. Чтобы воспроизвести на циферблатах часов Métiers d’Art Florilège цветные иллюстрации «Храма Флоры», мастерам Vacheron Constantin надо было применять различные техники: гравировку гильоше и перегородчатую полихромную эмаль с использованием как полупрозрачной, так и непрозрачной эмали. Результат, пусть в миниатюре, затмил иллюстрации «Храма Флоры» – появилась неповторимая игра света, проходящего сквозь полупрозрачную эмаль и рассеивающегося на гильоше.

3

Мастер по эмали часовой марки Julien Coudray 1518 восстановил пуантилистскую технику полихромной эмали, которой славились работы знаменитого мастера XVII века Жана Петито, прозванного Рафаэлем эмалевой миниатюры. В этой манере выполнена миниатюра с розами, украшающая центральную часть циферблата часов Manufactura 1528 Roses, а в миниатюре часов Manufactura 1528 Amour & Psychee применена смешанная техника полупрозрачной эмали по гравированной основе и эмали гризайль.

Иногда часовщикам бывает недостаточно того эффекта, что вызывает использование для отделки циферблатов эмалевой росписи, и они пускаются в ухищрения, стараясь подать свои миниатюрные шедевры как можно более необычно. Мастера марки Laurent Ferrier придумали для часов серии Galet Secret специальную конструкцию циферблата, который в обычном состоянии закрыт выполненными в виде веера шторками, и лишь после нажатия кнопки на заводной головке шторки открываются, показывая выписанного эмалью в китайском стиле дракона (часы Galet Secret Dragon).

fghfgh

В Roger Dubuis превратили часы Excalibur Table Ronde в воспроизведенную в миниатюре сцену с легендарным королем Артуром и рыцарями Круглого стола. Стол, вернее, столешницу выполнили эмалью, и она выглядит, как столешница с именами рыцарей, украшающая одну из стен Винчестерского замка.

5

Стол окружают миниатюрные золотые фигурки рыцарей – все разные, их 12, ровно столько, сколько должно быть меток на циферблате. Такие часы превращаются в своего рода музей на запястье, и такой ход, похоже, вдохновил Стивена Форсея и Роберта Греубеля из фирмы Greubel Forsey, которые сконструировали часы-музей для микроскопической скульптуры, что будет сделана для часов Art Piece 1 английским скульптором-миниатюристом Уиллардом Уиганом. Миниатюры Уигана столь малы, что их с трудом можно различить невооруженным глазом, и поэтому Greubel Forsey пришлось постараться, чтобы вооружить глаз будущего владельца часов Art Piece 1 подобающим микроскопом. Микроскоп с 23-кратным увеличением, сам по себе уникальное творение технической мысли, встроен в корпус часов. Часы Art Piece 1 секретные, то есть для того, чтобы узнать время, нужно будет нажать на кнопку, установленную под заводной головкой, после чего откроется окошко, на котором есть надпись Art Piece 1, и красная треугольная метка подскажет, который час.

6

Часы декоративные могут быть не только музеем на запястье, но и объектом кинематического искусства. Один из самых ярких примеров такого рода часов представила в этом году знаменитая парижская фирма Van Cleef & Arpels. В принципе, такая тема не в новинку для Van Cleef &Arpels, так как уже несколько лет подряд в коллекции этой марки появляются часы серии Poetic Complications – «Поэтичные сложные часы». В этом году они посвящены балету – знаменитой русской балерине Анне Павловой. Время по часам Lady Arpels Ballerine Enchantée можно узнать, нажав кнопку, установленную на корпусе у метки «8 часов», тогда балерина на циферблате сначала плавно подымет золотое крылышко слева (показываются часы), потом золотое крылышко справа (показываются минуты), и через несколько секунд оба крыла опустятся. Нужно еще раз узнать, который час? Нажимайте на кнопку снова.

7

Часы The Bird Repeater, которые также можно счесть объектом кинематического искусства, предлагает фирма Jaquet Droz. The Bird Repeater – это минутный репетир с движущимися в такт бою репетира птичками, выполненными в виде маленьких золотых скульптур, украшенных цветной эмалью. К такой экзотике Jaquet Droz обращается неспроста: два с лишним века назад основатель марки Пьер Жаке-Дро прославился благодаря изготовленным им механическим куклам-андроидам, а впоследствии он и его последователи сделали немало превосходных карманных часов с музыкальными устройствами и движущимися фигурками.

8

О своей богатой истории говорит нам и марка Bovet, когда предлагает украшенные утонченными лаковыми миниатюрами часы, которые могут быть легко превращены из часов наручных – в карманные и даже настольные. О великолепных карманных часах Bovet XIX века, производившихся для китайских клиентов марки, напоминают некоторые современные модели, такие как Rising Star. Циферблаты этих часов украшают лаковые миниатюры, воспроизводящие знаменитые расписанные эмалью «китайские» часы Bovet из музейного собрания марки.

9Фирма Romain Jerome не может похвастаться давней историей, и потому используемые в ее декоративных часах мотивы скорее имеют отношение к современности, нежели к истории часового дела. В частности, в коллекции Romain Jerome есть декоративные модели, которые посвящены первым компьютерным играм, таким как Space Invaders или Pacman, но пожалуй, наиболее впечатляющей получилась новинка этого года – часы Día de los Muertos («День мертвых») с выполненным в мексиканской манере лаковым изображением черепа.

Часовая марка Parmigiani Fleurier впервые в своей истории обратилась к довольно редко применяемой в наручных часах технике миниатюрной деревянной мозаики маркетри. В коллекции этого года появились сразу две модели с маркетри – это турбийоны Tonda Woodstock и Tonda Woodrock. Здесь все взаимосвязано. Название Woodstock напоминает нам о знаменитом рок-фестивале, а основной инструмент рок-музыки – гитара (их часто украшают маркетри) – стала центральным элементом дизайна новых часов. Кстати, гитары на циферблатах вполне конкретные: их прообразы, украшенные мозаикой в виде английского и американского флагов, были изготовлены фирмой «Гибсон», знаменитым производителем гитар.

12

журнал tmn №10 (март–апрель 2013)

we-enter