13:07 / 13 июля 2015

«Умные» города

1

Каким должен быть идеальный город будущего? В обзоре — подходы нового поколения.

На сегодняшний день, к счастью для любого жителя мегаполиса, ни один знаковый проект не реализуется без его мнения. Какой же должна быть инфраструктура, чтобы удовлетворить запросы каждого горожанина?

Восток выступает за отход от «природопотребительского» мышления, запад – за гармоничное развитие всех аспектов жизни горожан и совместные обсуждения инициатив.

Эксперты из разных стран мира представили свое видение будущего городской инфраструктуры, затронули вопросы благоустройства мегаполисов, технологий и подходов нового поколения.

 

Дэн Хилл

Дэн Хилл, исполнительный директор по вопросам городских инноваций Future Cities Catapult (Великобритания)

«Тяжелая» инфраструктура – это различные объекты ЖКХ. Они, как правило, требуют долгосрочных инвестиций, но всегда хорошо окупаются: объекты иногда служат городу сотни лет. «Мягкая» инфраструктура – это цифровая среда города. Мобильные приложения, возможность безналичных платежей, доступность интернета и другое. Сюда же можно отнести и «мобильную» инфраструктуру: пандусы, лифты, удобные переходы – все это призвано сделать жизнь горожан комфортнее. «Зеленая» и «социальная» инфраструктура, на мой взгляд, самые важные. От первой зависит общее городское здоровье, во второй же заложены фундаментальные ценности, которые касаются абсолютно всех, – экономика, политика, культура.

лондон

 
 

Паола Вигано

Паола Вигано, директор PhD-программы по урбанистике в Università IUAV, эксперт в области комплексного развития территорий (Италия)

В мире возникают новые типы городов – горизонтальные метрополисы. Изучив развитие многих мегаполисов, мы поняли, что в большинстве населенных пунктов уже неактуально разделение по уровню дохода. К примеру, обеспеченные граждане используют общественный транспорт наравне с бедными. Возьмем Брюссель, город будущего, который уже сегодня является центром общественного транспорта всей страны. Но к 2040 году его жителям автомобили уже будут не нужны. Машины загрязняют среду и используют слишком много ресурсов. Новые пространства, присоединенные к городу, способны стать теми самыми экологическими островками. Еще один способ оживления инфраструктуры мегаполисов – обустройство территорий, изначально непригодных для жизни. К примеру, такая практика имеется в Антверпене, где бывшие промзоны переделаны в абсолютно новую социальную инфраструктуру.

Рим

 
 

Вэйвэнь Хуан

Вэйвэнь Хуан, директор Центра дизайна Шэньчжэня (Китай)

В китайском городе Шэньчжэнь уже давно задумались о реальных экологических угрозах. Благодаря стремительному развитию финансового благосостояния города, за 30 лет население мегаполиса увеличилось в 40 раз. Чтобы улучшить жилищные условия, начали развивать территории, которые, казалось бы, не приспособлены для жизни. Как оказалось, не всегда такое вмешательство в природу дает хорошие результаты. Сегодня для исправления ситуации городская администрация развивает парки и озеленяет территории. Созданы специальные зеленые линии трафика (пешеходные и велосипедные дорожки), планируется внедрить висящие в воздухе железные дороги. Кроме того, в Шэньчжэне строятся высотные здания нового типа, которые изначально интегрированы в дорожную систему. Как правило, постройки имеют большое количество этажей. В основе города будущего будет лежать система, соединяющая природу, человека и то, что он создал. Машины нас поработили. Как избавиться от зависимости от них? Для начала нам нужно изменить нашу идеологию, наше мышление. Взорвать ее и сделать прорыв.

китай

 
 

Пабло Альярд

Пабло Альярд, архитектор, городской планировщик, декан факультета архитектуры и искусств Universidad de Desarollo (Чили)

Латинская Америка также находится на пути глобальных перемен в сфере развития инфраструктуры. На данный момент в Чили усиленно работают над социальной инфраструктурой, особенно над исправлением криминальной ситуации в трущобах. Строятся общественные центры, идет интенсивная работа по сносу трущоб, выделяются субсидии государства на возведение ½ нового дома. Власти действительно строят половину дома, вторую же часть люди достраивают своими силами. Эта программа – только начало нового пути.

чили

 


 

Как обстоят дела в России, а именно в Москве, рассказали компетентные эксперты

 

Петр Бирюков

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (Россия)

Благоустроенные территории и есть то самое конкурентное преимущество, которое позволяет городам соревноваться между собой. С 2011 года все усилия властей направлены на развитие инфраструктуры. Об этом свидетельствуют цифры: отремонтированы 20 000 дворов и 90 000 подъездов, создано 700 000 парковочных мест во дворах, 4000 зданий обрели новый облик благодаря ремонту фасадов, появились 100 км пешеходных зон, 200 км велосипедных дорожек, 10 500 велопарковок, 130 парков. Кроме того, в специальном проекте уже определен ряд улиц, где в ближайшее время будет отремонтировано дорожное покрытие, созданы велосипедные маршруты, обновлены фасады домов.

Москва

 
 

Вадим Юрьев

Вадим Юрьев, руководитель ГКУ Центр организации дорожного движения правительства Москвы (Россия)

В транспортной системе Москвы существуют свои особенности и пять главных элементов структуры, которыми руководство по праву гордится. Во-первых, система управления светофорами, в которой решения принимаются не на основе локальной картины перекрестка, а в целом по городу. Во-вторых, телеобзор: с его помощью в столице осуществляется оперативное предоставление информации о дорожной ситуации всем заинтересованным службам. Третий момент – коммуникация с водителями. В экстренных случаях система дорожного регулирования может развернуть целые потоки авто. Пятый и самый важный элемент – налаженная система камер фотовидеофиксации. По статистике, там, где есть камеры, уменьшается количество ДТП на 25% и на 17% – число пострадавших.

Москва оснащена интеллектуальной транспортной системой, в которую входят:

1) Светофоры и датчики, которые в реальном времени комплексно мониторят ситуацию в целом и изменяют фазы в случае необходимости.
2) Видеонаблюдение. Сейчас оно работает в ручном режиме, но в будущем будут пытаться автоматизировать, чтобы в случае ЧП автоматика сама сообщала в центр мониторинга.
3) Общение с автовладельцами (вывод информации о перекрытиях/пробках и способах объезда и др.), с помощью экранов.
4) Камеры фотофиксации и «письма счастья».

москва

 
 

Большие города сегодня – драйверы национальной и мировой экономики. Это дает им возможности, которыми они никогда раньше не обладали, но и требует больших усилий по поддержанию темпов роста, который, к тому же, должен быть сбалансированным. Как сказал заместитель мэра Лондона по городскому управлению и планированию Эдвард Листер, в ближайшие 10 лет население британской столицы должно вырасти на 1 миллион человек, и уже скоро город столкнется с жилищным кризисом,. Кроме того, нужно инвестировать в инфраструктуру, поднимать качество жизни, заботиться об экологии, развивать инновации – согласно многим исследованиям, это факторы, влияющие на принятие решений инвесторами. Но самое главное – жилье, то есть новые центры роста

 


 

Как сделать город великим

 

Многолетний опыт исследования городов в рамках проекта МcKinsey Cities Special Intiative консультанты МcKinsey&Company изложили в книге «How to Make a City Great» (2013) и дали несколько советов.

1. Первый шаг — определение конкурентоспособных направлений развития и ресурсов. Для роста нужны точно направленные инвестиции со стороны города в проекты, поддерживающие среду вокруг этих направлений и ресурсов. Город должен начать относиться к инвесторам как к своим клиентам: изучать их потребности и выстраивать ориентированный на них сервис.

2. Необходимо учесть возможность непредвиденных изменений во внешней среде. Процесс планирования должен включить в себя все заинтересованные стороны – и взгляд с высших уровней иерархии управления, и инициативы с ее нижних уровней. Стратегии и планы следует формулировать гибко, в форме рамочных указаний, советов. Тогда их можно своевременно обновлять, менять, адаптируясь под изменения внешней среды.

3. Заботу об окружающей среде нужно сделать одним из стратегических приоритетов. Поддержание и развитие природного каркаса, охрана ресурсов, которым угрожает истощение, управление утилизацией отходов, сохранение водных, энергетических ресурсов – необходимое условие устойчивости развития.

мумбай

4. Создание новых возможностей для представителей всех групп интересов – это другое условие устойчивости развития. Внимание к периферийным районам города, интеграция депривированных социальных групп, строительство доступного жилья – это откроет доступ к экономическому росту для всех и расширит его социальную базу.

5. Нет городов, которые купаются в деньгах и располагают бесконечным запасом других ресурсов. Повышение эффективности всех городских процессов, в том числе с помощью бюджетирования с нулевой базой, аутсорсинга, тендеров и т.д., позволит высвободить средства для проектов, устремленных в будущее. Привлечение частного капитала, создание частно-государственных партнерств позволит развивать инфраструктуру с меньшими затратами для города. Оценка качества инвестиций (например, на основе таких бизнес-показаталей, как КО!) поможет контролировать процесс и результаты работы, но для этого могут понадобиться изменения в бюрократических системах управления городом. Возможности современных технологий не должны быть упущены из виду. «Большие данные» помогут принимать более обоснованные, точные решения, а «умные» решения, которые сегодня есть для всех сфер жизни города, повысят его эффективность.

6. Движение вперед нельзя представить без широкой поддержки программы изменений всеми заинтересованными сторонами. Видение будущего, связанное, с одной стороны, с лидером города, а с другой – с ключевыми приоритетами, большими проектами, поможет всем понять, в каком направлении движется город. Инструменты электронной демократии, партисипативного бюджетирования, самоуправления сделают большие группы людей частью процессов изменений. Высококвалифицированная команда, в которую привлекаются лучшие в своих отраслях профессионалы, в которой отлажены процессы взаимодействия, идет постоянное обучение – это необходимое условие для выполнения намеченных планов. Все процессы изменений должны быть прозрачны, понятны для городского сообщества, а их результаты измеримы. Жители города, эксперты, бизнесмены должны понимать, в чем заключается стратегия города, и разделять ответственность за выбранное направление развития: каждый должен увидеть в будущем и в настоящем города свой шанс, свои возможности.

120416 LOCOG Aerials_037

 

Текст: Дорина Стати

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика