10:09 / 28 сентября 2015

Пространство для культуры

17

Как полузаброшенные территории стали местами тусовки творческих личностей.

Идея осваивать промзоны таким образом, получившая название арт-кластера, вовсе не феноменальна. Исторически в Москве существовали объединения на одном пространстве людей по интересам и роду деятельности, называвшиеся слободами. Сегодня Бронная, Столовая, Хлебная, Ямская слободы уступили место представителям более модных профессий – художникам, архитекторам, дизайнерам и музыкантам.

Россия присоединилась к этому течению позже западных собратьев, что объясняется весьма просто. В европейских странах власти были заинтересованы в том, чтобы ни одного клочка земли не пустовало, и выделяли деньги на обустройство заброшенных территорий. У нас же в ста процентах случаев – это частная инициатива, сопряженная с большими бюрократическими сложностями.

dizai_774_n_fabrika10IMG_20140512_140141pic640dWXhuJbDeJkарт538677151


Каждый кластер имеет свою направленность – в зависимости от тематики и сложности. Впервые о них написал Майкл Портер в работе «Конкуренция», где автор дал определение арт-кластеру как группе географически соседствующих взаимосвязанных компаний одной сферы.

Яркие примеры арт-кластеров в России – практически все центры современного искусства: «Artplay на Яузе» (Москва), «Красный октябрь» (Москва), «Дизайн-завод Флакон» (Москва), Винзавод (Москва), лофт-проект «Этажи» (Санкт-Петербург), «Ткачи» (Санкт-Петербург), дизайн-фабрика «Заря» (Владивосток)

Арт-кластер – это культурное или бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промышленной зоны. В нем связаны выставочное пространство, шоурум, театральная или киноплощадка, аудитории для семинаров, фуд-корты и прочие подобные элементы. Кластер представляет собой единое целое: каждая его часть должна работать на общую идею, а организации и структуры – функционировать в рамках стратегии и стилистики.

Стержнем кластера часто становятся аутентичные культурно-исторические памятники, вокруг которых формируется инфраструктура и сервисное коммуникативное пространство (рестораны, кафе, гостиницы). Отличительной чертой арт-кластера можно назвать наличие мобильных и трансформирующихся элементов, позволяющих устраивать выставочные площади для различных мероприятий. В физической организации таких пространств чаще всего используют многоэлементное наполнение. Направление считается перспективным, и уже сегодня девелоперы заинтересовались им как одним из способов извлечения дохода.

Стержнем кластера часто становятся аутентичные культурно-исторические памятники, вокруг которых формируется инфраструктура и сервисное коммуникативное пространство

manufakturalVeq5g0UMZmQZZL6r5_B9Q-wideарт2Art-Inkubator-19

Понятнее всего арт-кластеры как явление иллюстрируют мастерские художников, адаптированные для жизни и работы участниками одного из профессиональных сообществ – как в России, так и за рубежом. Особенно популярно в годы застоя было проводить там запрещенные выставки.

Использование индустриальных зданий по новому назначению, по сути, помогает воссозданию, оживлению и восстановлению городского пространства. Это простая реконструкция промышленной архитектуры с изменением ее ключевых функций

Сегодня такой креатив не чужд и представителям богемы, которые полагают, что возникновение арт-кластеров позитивно влияет на культурную и социальную атмосферу в городах. Бесспорно, это повлечет за собой проявление творческой активности, и как результат – развитие внутреннего культурного потенциала города.

Как показывает мировой опыт, с открытием арт-кластеров появляются пространства для коммуникаций, места, связанные с различными направлениями творчества и искусства: от инсталляций до музыкальных концертов. Вот только современные словари как будто не видят самого слова «арт-кластер». Это понятно, ведь явление, которое оно обозначает, изначально идет от отрицания правильной и добропорядочной организации городской среды.


Комментарии

Татьяна Зарубина

Марина Кочаровская,

Руководитель имидж-агентства IM, медиа-консультант

На мой взгляд, понятия «арт-кластер» недаром нет в словаре, потому что сложно описать, чем там занимаются люди в прямом и переносном смыслах. Чтобы место или организацию как-то характеризовать, у нее должна быть цель, иерархия, структура – пусть даже речь идет о творческих людях. Как только у места появляется сильный руководитель, бюджет и интересная, прозрачная для широкой публики, а не только для богемы, программа, оно тут же приобретает понятный статус – «выставочный комплекс», «фотостудия» и прочее.
 
Хотелось бы мне, чтобы в Тюмени появились, наконец, хорошие выставочные пространства или, например, офисы для коворкинга фрилансеров – безусловно, я бы воспользовалась и тем, и другим. Нужны ли так называемые «арт-кластеры», если рассматривать их как места тусующихся и праздных по большей части «художников» – не знаю.


Татьяна Зарубина

Виктория Белявская,

Директор студии маркетинговых решений 8/25

Да, арт-кластеры – это генератор новых форм искусства, творческого устройства общества, который уже давно стал мировой практикой. И в этом отношении наш город отстает, но не из-за того, что нет места (фабрики, завода), а в том, что сообщество местных художников, дизайнеров не готово договариваться и работать сообща на один бренд. Как только появится серьезная консолидирующая сила, возможно, изменится и само сообщество. В этом отношении есть хороший старт в нашем городе – это конференция «КИТ» – креативные индустрии Тюмени. Спикеры – резиденты «Сколково», «Гоголь-центр», «Винзавод», «Гараж».

 

текст Светлана Сафронова

Loading...
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика