we-enter
12:08 / 3 Август 2015

Экология мегаполиса

Экология мегаполиса

В развитии городов главное — стратегии комплексной экологической политики. Что они включают в себя?

we-enter
Экология мегаполиса

Современные экологические стратегии для мегаполисов адресованы не только природным зонам, но и постиндустриальным ландшафтам, транспортной системе, инфраструктуре переработки мусора, строительной сфере. Все говорит о том, что городам необходимо создавать комплексную экологическую политику.

Постиндустриальная экономика требует новых акцентов в городском развитии. Промышленные рекорды остались в прошлом, и на первый план выходит комфорт городской среды – залог привлечения интеллектуального капитала, столь необходимого для развития новой экономики. Качество жизни не в последнюю очередь определяется экологической ситуацией, а потому сегодня ведущие города мира ищут модели устойчивого развития, которые складываются из разных элементов. Среди них, например, – обеспечение горожан свежими продуктами, что полезно и с экономической, и с экологической точек зрения. Однако модель устойчивого развития предполагает не точечные меры, а комплексную стратегию развития и поиск наиболее эффективного решения при минимальном расходовании ресурсов.

 

Мнение

Роджер Бейли

Роджер Бейли,
эксперт в области устойчивого проектирования

Можно многому научиться у Ванкувера: в его новых строительных проектах большое внимание уделяется сохранению сельскохозяйственной инфраструктуры вокруг районов и обеспечению их связи с другими частями города, чтобы все жители имели доступ к местным продуктам. Забота о развитии местной флоры и фауны выражается еще и в том, что в городе был создан специальный искусственный остров Habitat Island для птиц, насекомых и зверей – фрагмент экосферы, защищенный от процессов урбанизации.


Вольфганг Тойбнер

Вольфганг Тойбнер,
управляющий директор Европейского секретариата ICLEI

Модель устойчивого развития нельзя утвердить политическими решениями «сверху». Реализация многих мер – раздельного сбора мусора, отказа от автомобилей, экономии энергии и прочего – ложится на плечи горожан, поэтому необходимо обсуждение с ними наиболее выгодных сценариев. Кроме того, на уровне управления важны горизонтальные связи департаментов и регионов, развитие как управленческой, так и физической инфраструктуры с прицелом на задачи устойчивого развития в будущем, а не на адаптацию опыта прошлого к новым задачам.


Анна Курбатова

Анна Курбатова,
доктор географических наук, профессор

Москве предстоит выдержать испытание большим соблазном. Расширение границ мегаполиса – это и большие возможности, и колоссальная ответственность. Частью новой городской политики должны стать новые критерии оценки качества градостроительных решений. Транспортный и инженерный каркасы должны развиваться на основе выявленного экологического каркаса, а также изучения природных экосистем.

 

Опыт

Финляндия, Хельсинки

helsinki

Хельсинки – город небольшой, но ряд экологических решений финской столицы может быть применен и в российских мегаполисах. Во-первых, здесь активно внедряются различные способы решения транспортных проблем. Разработана программа совместного использования автомобилей для поездок за город на выходные, все большее количество людей отказывается от личного авто, распространяется идея, что автомобиль в городе – это нелепость. В новом генплане автомобилисты оказались последними в списке приоритетов, уступив пешеходам, велосипедам и общественному транспорту.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Последний, кстати, властям приходится делать максимально комфортным, чтобы его использование было более привлекательным, чем поездка на машине. Отказ от личного транспорта позволяет прекращать транспортные узлы и дороги в общественные пространства, жилые районы и бульвары – это тоже входит в планы городского развития.

Во-вторых, в Хельсинки работает система когенерации энергии, когда производство электричества и тепла происходит в районных центрах. Это оказалось очень эффективным. И, в-третьих, в финской столице уже внедрена система переработки мусора.

В каждом жилом доме есть специальная комната, куда люди приносят мусор и сортируют его буквально до мелочей. Причем пластиковая упаковка уже сжигается в специальной станции, которая вырабатывает электричество.

qq

Снимок экрана 2015-08-03 в 11.55.10

Ключевой фактор, влияющий на выбор вида транспорта, – это условия и затрачиваемое время.

 
 

Экология мегаполиса
 
 

Дания, Копенгаген

KOPENGAGEN

Премия European Green Capital («Зеленая столица Европы») была учреждена в 2008 году для поощрения городов, добивающихся больших успехов в охране окружающей среды, для продвижения «зеленых» идей и распространения положительного опыта. Первой «зеленой столицей» стал Стокгольм. В 2011 году эстафета перешла к Гамбургу, за ним последовали испанская Виктория и французский Нант. А в 2014 году переходящее зеленое знамя было вручено датской столице. Городские власти собирают консорциум из 75 некоммерческих и бизнес-организаций, чтобы вместе с ними сформулировать план работ на этот год.

Программа поделена на пять основных тем: «Город будущего», «Эффективное использование ресурсов», «Город зелени и воды», «Зеленая мобильность», «Климат». Каждая тема – это множество мероприятий, на проведение которых требуется от одного до четырех месяцев. Они рассчитаны на разные аудитории: другие города, бизнес, научные институты, работающих горожан, молодежь и детей. Копенгаген собирается вовлечь в работу и другие европейские города, в первую очередь шведский Мальмё, с которым его связывает мост через пролив Эресуни.

Copenhagen

Столице Дании уже удалось добиться впечатляющих успехов в деле охраны окружающей среды. Но к 2025 году Копенгаген обещает стать городом с нулевым углеродным следом

Сегодня в воздух над городом отправляется 1,8 млн тонн СО2 в год. Благодаря переходу с угля на биомассу в системе центрального отопления, широкому использованию альтернативной энергетики, повышению энергоэффективности зданий этот показатель удастся снизить до 1,2 млн тонн. А другие экологические меры компенсируют наносимый ими вред: установится «углеродная нейтральность». Для этого, в частности, нужно на 20% сократить потребление тепла, на 20% уменьшить расход электроэнергии на предприятиях и еще на 10% – в быту. Также придется добиться «углеродной нейтральности» от ТЭЦ, опережающими темпами развивать альтернативную энергетику (прежде всего – ветряную и на основе биомассы). Переработка пластикового мусора позволит отказаться от сжигания, а органические отходы станут использоваться для производства биогаза. Две трети перемещений по городу должны будут совершаться пешком, на велосипеде или на общественном транспорте (который тоже полностью станет «зеленым»), причем 50% активного населения пересядет на велосипед. От 20 до 30% легковых автомобилей и от 30 до 40% тяжелых транспортных средств переведут на возобновляемые виды топлива.

 
 

Россия, Москва

Moscow City - Augest 2009

2013 год в России стал Годом окружающей среды. Его задачей стала разработка новой экологической политики, чья ключевая идея выразилась в объединении двух «Э»: экономики и экологии – для постиндустриального города, лишенного собственных промышленных производств. Все большее значение приобретает социальная составляющая, комфорт городской жизни становится ключевым фактором его развития и привлечения капиталов. Очень важно осознать, что экология – это не благотворительность, а прагматика, то, что может быть капитализировано. В зеленых районах недвижимость будет стоить в разы дороже, экологически благополучный район будет способствовать приросту человеческого капитала.

Было намечено несколько четких направлений реализации экологической политики. В первую очередь это, конечно, транспорт.

В Москве сегодня сконцентрировано около 4 млн машин – это пятая часть всех автомобилей страны. Для борьбы с вредными выбросами перешли на использование топлива стандарта «Евро-4». Кроме того, развивается инфраструктура для электромобилей и гибридных автомобилей: в Москве на сегодняшний день уже построено 40 электрозаправочных станций.

moscow

Следующее направление – это энергосберегающие технологии. Уже работает система освещения парковых территорий светодиоднымисветильниками, запущена электростанция на солнечных батареях в Алтуфьевском заказнике. Практически на всех особо охраняемых природных территориях оборудованы модули на солнечных батареях, обеспечивающие свободный доступ к сети Wi-Fi. Введены новые нормы строительства, согласно которым должны быть значительно сокращены объемы допустимых потерь электричества на квадратный метр. Ожидается, что основной площадкой для внедрения технологий с применением возобновляемых источников энергии станет Новая Москва, где есть возможности для развития ветровой и солнечной энергетики.

Другой важный вектор – озеленение и комплексное улучшение экологической ситуации. Сегодня в Москве стартовала и реализуется программа «Миллион деревьев», инициируется развитие «зеленых крыш» как продолжение идеи кадочного озеленения. Это серьезный шаг, но не единственный. Также был закрыт цементный элеватор в Печатниках, реконструированы очистные сооружения Московского нефтеперерабатывающего завода. Приоритеты правительства Москвы сформулированы предельно кратко: здоровый город – комфортный город.
 

Экология мегаполиса

Текст: Дорина Стати

we-enter