Военная история и море – пожалуй, самые сильные ассоциации, связанные с Севастополем.
На этой земле перемешаны самые разные исторические пласты, а от каждой эпохи или события сохранилась масса артефактов, которыми полны севастопольские музеи и туристические места.
В V–IV веках до нашей эры на земле древней Тавриды возникло поселение, со временем превратившееся в развитый город Херсонес. Именно здесь в 988 году киевский князь Владимир принял христианство. В XV веке нашей эры разоренный войнами Херсонес перестал существовать, но в нынешнем Севастополе сильны традиции апостолов православия и создателей славянского алфавита, в свое время побывавших на этой земле.
Четыре каменных строения, положившие начало Севастополю, были заложены российскими войсками 3 июня 1783 года. В создании города принимали участие такие российские военачальники и флотоводцы, как Александр Суворов, Фёдор Ушаков и Михаил Лазарев.
В соответствии с указом Екатерины II от 13 августа 1783 года Севастополь стал военно-морской базой Российской империи и более 200 лет утверждал свое историческое предназначение – города российского Военно-морского флота. Он всегда оставался точкой пересечения стратегических военных интересов России, Востока и Запада.
Одним из самых драматических эпизодов в истории Севастополя стала героическая 256-дневная оборона города в период Великой Отечественной войны. Более 300 000 немцев и еще больше солдат из числа народов бывшего СССР, особенно русских (не принимая во внимание итальянцев и румын), погибли в боях за город в 1941–1944 годах. После окончания войны Севастополь стал одним из 12 городов Союза ССР, удостоенных звания «город-герой».
Памятник затопленным кораблям установлен в нескольких метрах от набережной Приморского бульвара на старой устричной банке. На этом месте в XIX веке находился ресторан «Поплавок». Казалось, он стоит прямо в воде. Особенностью ресторана был бассейн в центре зала, откуда на глазах посетителей доставали устриц и тут же подавали к столу.
Под Севастополем находится самое крупное подземное сооружение Крыма. Его первоначальное назначение – запасной командный пункт Черноморского флота. Оно выполнено в виде нескольких подземных блоков, имеющих от двух до пяти ярусов и связанных между собой лестницами, переходами и подземными дорогами.
Первый в истории России железнодорожный вагон с холодильной установкой был изобретен и построен специально для того, чтобы возить свежих устриц из Севастополя к столу Его Императорского Величества.
В 1893 году в крепости Севастополь была устроена собственная почтовая голубиная станция. Личный состав станции – один офицер, один надзиратель, два надсмотрщика и 250 голубей.
Самое старое здание Севастополя – церковь Двенадцати Апостолов в Балаклаве. Судя по найденной в ней надписи, она возведена в 1357 году. Впрочем, специалисты склонны считать храм еще более древним.
В Севастополе находится наибольшее количество лестниц, заменяющих улицы. В настоящее время их 82, без учета лестниц в Инкермане, Балаклаве, Каче и других населенных пунктах, входящих в территорию Севастопольского горсовета.