we-enter
05:11 / 29 Ноябрь 2014

Роман с камнем

Роман с камнем

Интервью с дизайнером украшений Сашей Скворцовой.

we-enter

С автором дизайнерских украшений неординарной Сашей Скворцовой главный редактор tmn Woman Марина Юрочкина встретилась в ресторане «Дворянское гнездо». Пару ободков, напоминающих богатой инкрустацией небольшие короны, Саша продемонстрировала уже в первые минуты беседы. Украшения хотелось рассматривать и, конечно, примерять.

Марина Юрочкина: Саша, с чего началось ваше увлечение камнями? Чем вызвана такая любовь к ним?

Саша Скворцова: Я увлеклась украшениями еще 10 лет назад, тогда все и началось. В то время моя потрясающая свекровь Надежда Борисовна часто привозила мне польские украшения. Когда моего мужа, военного следователя, отправили на Алтай, я оказалась самой модной девушкой в гарнизоне, хоть и носила пластик. Вернувшись домой в 1990-е, познакомилась с одной прекрасной женщиной, которая занималась камнями, но мне всегда было непонятно: почему камни такие красивые, а изделия с ними – такие скучные? О камнях в тот момент еще не думала. Случайно я оказалась в Москве, где мне попалась бижутерия в моем стиле: крупная, броская, необычная... Я стала возить эти украшения в Тюмень.

 А как появились камни? Кто помог с этой идеей?

Как-то приехала на выставку в Екатеринбург, и мое внимание привлекло одно украшение с аммонитами. Рядом стоял молодой мужчина, Миша Гомзяков, он меня и подвигнул: «Почему не покупаешь, если нравится?» Мы с ним были знакомы минут пять, но в результате я купила украшений на 9000 рублей – в то время немалые деньги. Через какое-то время Миша звонит и предлагает отправить еще партию. А ведь он совсем не знал меня! Сейчас понимаю, какая я была глупая. Продам что-то, звоню: «Миша, ты представляешь, я продала!» Сама себе не верила: раньше у меня самое дорогое кольцо стоило 500 рублей, а тут – три-четыре тысячи. Но те клиенты, которые у меня покупали бижутерию, плавно перешли на украшения из камней.

Когда ты делаешь украшение для человека, то можешь точно сказать, что с ним сейчас происходит

Вы же окончили Школу-студию МХАТ, а в итоге стали создавать украшения из камней. Довольно неожиданное решение.

Да, я окончила этот вуз, но не работала по специальности ни месяца, если не считать практики в Художественном театре во времена Вертинской и Ефремова. Зато я всегда любила что-то делать руками. Когда-то мы с сестрой шили, и мама привила нам понимание, что изнанка у любой вещи должна выглядеть не хуже лицевой стороны. А когда я занялась бижутерией и увидела, что в магазинах висят одинаково неинтересные изделия, то стала переделывать их по своему вкусу: вынимать искусственные камни и вставлять натуральные. При этом я даже не знала, как правильно соединять части. Тогда невозможно было найти фурнитуру, никто не показывал, как собирать бусы. Я пыталась найти мастер-классы, сходила на один-другой и поняла, что никто тебе никогда до конца ничего не расскажет. В чем тогда смысл тратить время и деньги? Начала осваивать все сама.

Как правильно назвать вашу профессию? Вы дизайнер по камням?

До сих пор не могу понять, кто я. Помню, однажды Оля Зелинская (в то время руководитель проекта Home & Space. – Прим. ред.) представила меня как дизайнера. Я подумала: «Как это? У меня же нет диплома». Однако в то время дизайнерами действительно называли всех, кто занимается украшениями. В другом случае меня назвали «эзотериком, специалистом по камням». Один геолог сказал: «Скворцова, не переживай по этому поводу! Как тебя назовут, на то и отзывайся».

Вы работаете по эскизам?

Нет, попробовала и выяснила, что не могу творить по плану. Сразу говорю заказчику, что камни могут не сложиться в тот рисунок, который он хочет. Я сама не могу понять, как это происходит. Работаю только с натуральными и в основном не ограненными камнями, иначе сложно делать выводы об их естественности. У камней все как у людей: просыпаемся утром – на лице пигментные пятна, неровный цвет, родинки… Начинаем их закрашивать, и часам к 12 мы просто звезды. Камни тоже рождаются разными: с трещинами, с породами, вросшими друг в друга. В книгах пишут, что нельзя брать камни с трещинами. Простите, а куда вы денете людей с морщинами?

1417210249

Что делать с подаренным украшением, к которому не лежит душа? И передаривать некрасиво, и выбросить нельзя…

Выход есть: «перебрать» камни – что-то убрать, что-то добавить. Некоторые камни, например аметист, взаимодействуют с любыми другими и убирают негативную энергию.

Какие украшения вы никогда не станете делать?

Те, которые приносят зло. Я не знаю, какими они бывают, но знаю, что никогда не продам камень человеку, который хочет использовать его со злыми намерениями. Я это чувствую.

Если есть камни, которые несут определенный негатив, и вам заказывают украшение, которое, по вашему мнению, не надо носить этому человеку, скажете ли вы ему об этом?

Я говорю, и обычно люди прислушиваются. Когда ты делаешь украшение для человека, то можешь точно сказать, что с ним сейчас происходит. Например, недавно я собирала колье девушке, которая учится в Праге. Я видела только ее фотографии. У меня еще никогда не было такого, чтобы камни разделялись по цвету. Обычно микс по всему колье, а здесь с одной стороны зеленый, с другой – фиолетовый. Потом я добавила желтого янтаря и розового кварца – получилось похоже на цветочное поле. Пишу маме девочки: «У вашей дочери что-то происходит. У нее нет золотой середины, она не стремится искать компромиссы». Мама говорит: «Ну да. А вы что, с ней переписывались?» – «Нет, колье делала».

Если у человека меняется вкус, и он начинает покупать другие украшения, значит, у него поменялась и жизненная позиция

Нужно ли учитывать свой гороскоп при выборе камня?

Представьте, девушка приходит к маме и говорит: «Я выхожу замуж за такого-то мужчину». А мама против. Ведь это всего лишь субъективное мнение мамы. Здесь то же самое – вы приходите в каменную лавку: «Какие камни вы мне посоветуете по гороскопу?» Это же я вам советую, это мое отношение к вам и камням. А вы из «глубины сибирских руд» внезапно вытягиваете то, что я для вас никогда бы не выбрала. Вы жить без этого камня не можете, а я должна вам сказать, что он не подходит по гороскопу? Камень – это энергия, и вы почувствуете, когда найдете то, что вам нужно. Например, камень-антагонист даст то, чего вам не хватает. Вот я – Лев, по гороскопу бирюза совсем не мой камень, но я четыре года не снимала украшения с ней. Бирюза – это признание, любовь, финансы, творчество. В то время я создавала новую лавку, у меня были новые отношения… Потом меня уговорили продать этот комплект – и все прошло.

А что будет, если женщина станет носить мужские камни?

Если ей это нужно – почему нет? Если у женщины заниженная самооценка, ей не помешает мужская сила. Например, я надела бы колье с бело-красными кораллами. Еще очень хорош в этом случае крупный тигровый глаз. Вообще, если вы хотите, чтобы вас замечали, носите крупные камни.

А есть камни, которые всем подходят – и мужчинам, и женщинам?

Вам подходят все те камни, которые вы выбираете. Я могу только посоветовать, потому что у камней есть определенное направление. К примеру, аметист дает спокойствие, уверенность, духовность – подойдет для успешных переговоров, продвижения дела. Коралл повышает женскую сексуальную энергетику. Цитрин – камень финансов. А если вы хотите, чтобы на вас обращали внимание люди, чтобы у вас было много клиентов, носите сапфир, сердолик и турмалин.

Камни часто наделяют свойствами амулетов. Как они работают?

Когда покупаете камень, сразу говорите, что вам нужно: амулет-талисман или амулет-оберег. Это разные вещи, хоть внешних отличий у них и нет: смысл вы закладываете сами. Талисман подчеркивает ваши лучшие качества, заставляя их работать сильнее. Например, у Пушкина, экзальтированной натуры, было кольцо с сердоликом, и он его называл талисманом. Сердолик – камень любви, вообще это женский камень, но его предпочитали многие знаменитости: Пушкин, Байрон, Параджанов… Сердолик в роли талисмана у любвеобильного Пушкина разжигал еще больше страстей. А если бы это был оберег, он, наоборот, защищал бы его от пылких поступков. Здесь нужно быть очень осторожными. При покупке камня поговорите с хорошим специалистом, который вам все объяснит. Но в любом случае вы должны выбрать сами. Я всегда говорю, что выбор камня серьезней, чем выбор мужа.

Правда ли, что чем дороже камень, тем более сильными свойствами он обладает?

Это стереотип. Когда говорят, что какой-то камень стоит бешеных денег, мне хочется ответить, что я могу взять обычную гальку и сделать из нее дизайнерскую вещь, которую можно выставить за три тысячи евро. Группы ценности камней придумали люди, на самом деле каждый камень самодостаточен.

1417211046

Какое из своих украшений вы запомнили лучше всего?

У меня была капсульная коллекция, которую я назвала «О несбывшемся». Она очень быстро разошлась. Видимо, потому, что была сделана на эмоциях. Последнее колье называется «Прощай, Афганистан», или «Афганская красавица»: три нитки с огромной непальской бирюзой, красными кораллами, лазуритом, нефритом и элементами восточной фурнитуры. Очень «сильное», эмоциональное украшение, я не представляла, кто мог бы его надеть. Сейчас оно уезжает в Прагу.

У вас есть разделение на собственную коллекцию, которую носите только вы сама, и коллекции, идущие на продажу?

Я не ношу то, что продаю. Могу надеть свои украшения на выставке или на работе, но крайне редко. Более того, был период, когда я не хотела носить свои личные украшения и продала три комплекта. До сих пор жалею. Поняла, что они все еще мне нужны. Сейчас у меня всего три пары сережек, один браслет, две подвески и четыре кольца. Я меняю камни, когда наступает новый жизненный период: они, как и запахи, могут напоминать о том, что хочется забыть. Если у человека меняется вкус и он начинает покупать другие украшения, значит, у него поменялась и жизненная позиция.

Вы часто приобретаете украшения других ювелиров?

Часто, у меня и в магазине их очень много. Не могу же я все делать сама! Украшения в металле, например, делает всего один человек на Урале. Единственный минус: такие изделия выполняются не в единственном экземпляре.

Что, на ваш взгляд, самое главное в этом бизнесе?

Я не могу сказать, что это бизнес. Даже если у меня есть заказ, но нет желания работать, я не смогу его выполнить. Если будет стоять выбор между недорогим заказом от приятного человека или дорогим от несимпатичного клиента, то я выберу первого. Я люблю деньги, но не могу и не буду себя ломать. Тут дело в отношении к людям и камням. Если я не понимаю, как заработать 5 млн в день, они ко мне и не придут, как бы я их ни хотела. Камни кое-что мне дают, но в то же время и требуют. С тем авторитетом, который уже наработан, я могла бы продавать их дороже настоящей цены, но не буду этого делать принципиально. Я считаю, что камни нужно носить, с ними нужно взаимодействовать, общаться, камни должны понимать, что их любят. Нельзя покупать их просто так – нужно, чтобы глаза горели! Я всегда говорю клиенткам: увидели камень – переспите с мыслью о нем, и если это ваш вариант, то вы за ним придете.

 

Текст Марина Кваш; беседовала Марина Юрочкина; фото Александра Мещерякова.

Благодарим за помощь в проведении съемки ресторан «Дворянское гнездо» (отель «Евразия»)

we-enter