we-enter
13:12 / 10 Декабрь 2014

Русский изразец

Русский изразец

Творческая керамическая мастерская «АИ».

we-enter

Мастерская организована художниками Владимиром Акулинским и Сергеем Иваниловым в 1991 году. Главное направление деятельности мастерской – проектирование и создание майоликовых изразцов для каминов и печей.

Основываясь на традициях «Абрамцевского кружка» и абрамцевской школы изобразительно-прикладного искусства, художники мастерской «АИ» проявили себя в исследовании и создании изразцовых каминов и печей во многих стилевых решениях. За долгие годы поисков и разработок изразцовых каминов и печей в мастерской сложилось несколько коллекций изразцов, изразцовых каминов, печей, интерьерной и фасадной керамики в разных направлениях и временных тенденциях.

АИ-камины_

Большой изразцовый камин в доме из архангельской корабельной сосны в помещении с высоким потолком
Камин собран из копий изразцов производства товарищества М.С. Кузнецова конца XIX века. В камине появились новые изразцы. Новый заполняющий изразец – это реплика изразца товарищества М.С. Кузнецова. Полки и плинтуса тоже реплики, но уже «Рижского производства» второй половины XIX века. Большие изразцы центрального пояса с растительным орнаментом и вазой корнями тоже из Риги, но с глубокой авторской переработкой.

Источником создания коллекций стали произведения национально-романтического направления XIX–XX веков, в том числе керамика, изразцовые печи и камины Абрамцевской гончарной мастерской. Созданные художниками «АИ» копии и реплики русских печных изразцов XVI–XVII веков, изразцы для печей и каминов производства товарищества М.С. Кузнецова и Н. Т. Пружкова, других российских и европейских производителей послужили началом коллекций.

Каждый изразцовый камин или печь проходят стадию разработки. На все изразцовые камины, печи и их элементы имеются авторские подтверждения не только документальные, но и в виде предварительных набросков, утвержденных эскизов, рабочих чертежей.

Любые изразцовые камины, печи, барбекю, интерьерная и фасадная керамика мастерской «АИ» архитектурно индивидуальны. Несмотря на использование изразцов, уже существующих в коллекции, почти во всех изразцовых каминах и печах появляются новые элементы.

Панно в изразцовых каминах или печах всегда новое, будь то рельефное или расписное, сферическое или прямое.

АИ-камины_2

Полукруглая печь с изразцами, расписанными по сырой эмали
Архитектура изразцовой печи своими корнями уходит во вторую половину XVII века. За основу была взята круглая печь, облицованная рельефными изразцами московского производства, созданная в 70-х годах XVII века и возведенная в Тихвинской церкви бывшего села Алексеевского в Москве. Большее вдохновение было получено от изразцовой печи в Теремном дворце Московского Кремля.

Сюжеты и стилистика расписных изразцов были заимствованы из древнерусской книжной миниатюры и иконописи. Тема для сюжетов это история государства Российского, наши святые, жизнь наших Духовных отцов, Великих князей, их работа, охота, строительство храмов, защита Отечества от многочисленных ворогов.

Расписные изразцовые панно выполнены в авторской технике с применением перегородки и заливки прозрачными цветными глазурями, нанесенными методом многослойной лессировки с обжигом последовательно каждого слоя. Используются различные керамические эффекты: сборки, кракле, кристаллические глазури и восстановление.

Источником создания коллекций стали произведения национально-романтического направления XIX–XX веков, в том числе керамика, изразцовые печи и камины Абрамцевской гончарной мастарской

Изразцы в большинстве коллекций каминов и печей мастерской «АИ», будь то сюжетные или орнаментальные, имеют высокий отчетливый рельеф либо являются крупнообъемными архитектурными элементами. В парке моделей мастерской «АИ» есть низкорельефные изразцы для декорирования их прозрачными цветными глазурями методом кистевой заливки. Также в мастерской «АИ» изготавливаются изразцы с кистевой росписью по сырой эмали глазурями, оксидами и подглазурными пигментами.

АИ-камины_3

Камин с орнаментальными цветными изразцами
Камин собран из копий изразцов второй половины XIX века с клеймом М. С. Кузнецова. Изразцы декорированы методом продавливания по кожетвердому черепку нефритовым стержнем с помощью трафарета, с дальнейшим заполнением плоскостей орнамента непрозрачными цветными глазурями. Архитектура камина ассоциируется с формой традиционной русской обогревной печи. 

Уличные изразцовые камины, печи, барбекю – еще одно направление разработок мастерской «АИ». Керамические панно, фризы, крупнорельефные изразцовые вставки и кафельная плитка с флейцевым декорированием цветными глазурями изготавливаются для оформления интерьеров и фасадов зданий.

Мастерская имеет полный цикл производства керамики, начиная с массозаготовки с авторскими рецептами керамических масс и заканчивая обжигом изразцов в электрических печах до температуры 1250 градусов.

 

*Изразцы́ – керамические (глиняные) плитки
специальной коробчатой формы, разновидность кафеля,
предназначенная для облицовки стен, печей,
каминов, фасадов зданий и прочего.

 

текст и фото предоставлены
Творческой керамической мастерской «АИ»
журнал tmn №
5/20 (сентябрь-октябрь 2014)

we-enter