we-enter
15:07 / 16 Июль 2014

«Оцифрованные облака»

«Оцифрованные облака»

Что такое промышленный дизайн, кто задает мировые тренды и почему российским дизайнерам сложно развиваться в своей стране?

we-enter

Об этом и многом другом мы поговорили с основателями компании NEUERMANN consulting + design Анной Халиной и Константином Нойерманом, а также с руководителем проектной группы DOMINANTA Викторией Ломидзе.

Встреча с представителями мира промышленного дизайна прошла в салоне Bontempi. Место интервью определено не случайно, ведь именно в мебельном салоне клиенты выбирают предметы, которые создадут в их доме атмосферу уюта и гармонии. Немаловажна и практическая составляющая: хорошо, если комфортный диван будет содержать в себе подставку для телефона и стакана, зарядку для смартфона, кровать и шезлонг, а удобный кухонный стол – при необходимости вмещать 24 персоны. Именно над соединением красоты и практичности трудятся дизайнеры и продакт-менеджеры, первые из которых создают уникальные по виду вещи, а вторые придают им функциональность.

tmn: До сих пор не всем понятно, что такое промышленный дизайн. Расскажите о нем с точки зрения дизайнера и/или продакт-менеджера.

photoshop_2

Виктория Ломидзе,
руководитель проектной группы DOMINANTA

Виктория Ломидзе: Все предметы, которые нас окружают и созданы человеком, – в большей или в меньшей степени объекты дизайна. Само понятие «дизайн» означает конструирование, проектирование в первую очередь, а затем – оформление, придание «эстетики». В основе промышленного дизайна лежит создание таких потребительских качеств и внешнего вида товара, которые будут востребованы большим количеством потенциальных покупателей.

Константин Нойерман: Промышленный дизайн – это предметная среда, которая нас окружает или может окружать. Сегодня он приобретает новые формы и векторы взаимодействия с человеком. Инновационные материалы и технологии способствуют появлению новых интересных проектов. Что касается вдохновения, то неоспоримым лидером здесь выступает природа во всех ее проявлениях. Дизайн перестал быть поверхностным, он изучает суть задачи, которая перед ним стоит.

Анна Халина: Предприятия сегодня делают все для максимального удовлетворения потребностей покупателя, и самый главный вопрос, который задает производитель, – «Чем я могу тебе помочь?». Обращение идет именно на «ты», как к близкому, хорошо знакомому человеку. Эти люди изучают желание потребителя, предвосхищают его. В плане промышленного дизайна нет одностороннего разговора: работу ведут и дизайнер, и продакт-менеджер. Первый знает все о красоте и трендах, второй помогает на основании этих знаний создавать востребованные на рынке продукты. Промышленный дизайн – это совмещение двух контрастных мыслей: «воздушных облаков» дизайнера и приземленных идей продакт-менеджера. В итоге рождается продукт красивый, удобный, максимально удовлетворяющий потребности и учитывающий последние тенденции в дизайне.

cnjk

tmn: Чем занимаетесь вы и какое отношение имеете к промышленному дизайну?

Виктория: Мы работаем в направлении интерьерного дизайна, выступаем в роли «проводника» между потребителем и производителем-продавцом. Мы помогаем клиенту сделать правильный выбор на том рынке, который сейчас существует. Наша задача – аккумулировать информацию, анализировать ее и в нужное время предлагать заказчику, который не всегда имеет желание, возможность или необходимость изучать рынок самостоятельно.

Константин, Анна: В последние годы мы совместно работаем на европейских фабриках и непосредственно создаем продукты промышленного дизайна для российского рынка. Начиная с идеи и концепции и заканчивая выпуском готового товара для конкретного сегмента рынка. Также у нас есть дизайн-студия в России, где мы занимаемся не только промышленным дизайном, но и архитектурой, интерьером и графикой. Для всего этого многообразия направлений мы выбрали только одну непреклонную линию дизайна, тесно связанную с философией нашего проекта.

tmn: Насколько промышленный дизайн зависит от тенденций? Какие самые знаковые тренды в промышленном дизайне сегодня?

Константин: Безусловно, связь между промышленным дизайном и модными тенденциями неразрывна. Немаловажный фактор – инновации в технологиях производства, как исходных материалов, так и самого продукта. Сейчас основной и очень перспективный тренд в дизайне – философия равновесия между человеком – природой – прогрессом; на этом фоне появляются неординарные и яркие образцы предметного дизайна. Еще один тренд – так называемая реновация, когда берется за основу уже существующий продукт и пересматривается с учетом новых технологий, новых параметров эргономики и современных потребностей общества, то есть конечного потребителя. Несомненно, в тренде остаются и классические образы, которые сегодня приобрели более минималистичные очертания.

tmn: Как и где рождаются тренды?

Анна: Большое значение имеют европейские выставки, которые проходят ежегодно. Все тренды презентуются именно там. Основные двигатели прогресса – это голландцы; итальянцы умеют соединять красоту и функциональность, а немцы умеют приспосабливаться. И, кстати, европейские тренды нам ближе, чем китайские, английские или американские.

Виктория: Если говорить обобщенно, по моему убеждению, Лондон – столица дизайна. Именно там происходит рождение идеи, вектора. Итальянцы удивительным образом придают ему прекрасные очертания, делая эту идею понятной, красивой и продаваемой. Очень важно понимать, что мировые тренды возникают не потому, что собралась группа людей и захотела установить какие-то правила. Это результат глобального анализа тех процессов, которые происходят в окружающем нас мире, итог большой работы по выявлению различных факторов, влияющих на нашу жизнь. Можно сказать, что проблема энергосбережения сформировала тренд на LED? Или проблема сохранения ресурсов дала толчок для развития нового направления – изготовление мебели и элементов отделки из восстановленной древесины?

Анна: Например, был забор из древесины высокого качества, который окружал замок XVIII века. Его разбирают, перерабатывают и производят напольные покрытия. Получается уникальный материал со своей историей. Если мы берем новую доску, то, как бы ее ни обрабатывали, она все равно будет выглядеть новой: истории ей не придать. Красота восстановленной древесины в том, что ее невозможно воссоздать.

Виктория: И это не просто мода; эта тенденция несет в себе правильные идеи, влияющие на жизнь каждого из нас, – заботу о сохранении природных ресурсов. Это и есть тренд.

tmn: То есть в Великобритании, достаточно консервативной стране, закладываются тенденции, применимые ко всему миру, в том числе и к России?

WP_20140523_10_06_53_Pro20140524095141

Анна Халина,
снователь компании NEUERMANN consulting + design

Анна: Коллекции, создаваемые в Англии, имеют успех в России. В Китае будут другие тренды, в Европе – третьи. Англия смотрит всегда по-иному. Она похожа на Европу в целом, но у английских вещей есть своя изюминка. В основе промышленного дизайна лежит ментальность человека и страны: кому-то нравится 18 раз разложить стол, а кто-то вообще гостей не любит приглашать.

Виктория: Не могу сказать, что британский дизайн консервативен. Островные государства, ограниченные территориально, проходят процесс развития быстрее. Британия, Япония тому яркое подтверждение. Известно: если человека поместить в определенные рамки, его мозг начинает работать интенсивнее и искать нестандартные решения. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, там обозначились ранее, соответственно, и поиск решений начат раньше. Поэтому новые технологии обусловлены еще и этими параметрами. С точки зрения именно промышленного дизайна британский «продукт» – текстиль, обои, мебель – достаточно своеобразен, он не пользуется огромным спросом в России.

tmn: Есть ли в России дизайн?

Виктория: Безусловно, есть. Правда, с уклоном больше в сторону «оформительства». В России много талантливых людей. Проблема заключается не в идеях, а в путях их воплощения. Говоря о предметном дизайне, мы понимаем, что начинающему дизайнеру крайне сложно материализовать свои замыслы, выйти на уровень промышленного производства.

Анна: Дизайнер – творческий человек, который думает по-другому, на шаг вперед. Он должен находиться в условиях, которые поддержат его талант, в стране, которая идет вперед и где он со своими идеями придется кстати. Россия отстает в этом смысле: у нас есть масса производств с оборудованием высокого уровня, которые могут сделать все, но руководители этих производств не понимают дизайнера. Часто это люди, воспитанные в другое время. И это самая большая сложность – сломать такой менталитет.

Сегодня в Россию возвращаются дизайнеры, лет десять назад уехавшие в Европу. Уже есть производства, которые они открывают, но пока их очень мало.

Константин: Дизайн есть, но вот его качество… сомнительно. Сегодня некоторые российские дизайнеры создают замечательные проекты, которые побеждают на международных конкурсах, услугами наших дизайнеров пользуются многие фабрики Европы и Америки. Нужно с рождения прививать понимание дизайна, тогда качественно новый спрос сформирует качественное предложение.

irfa

tmn: Каково будущее российского дизайна и есть ли оно вообще?

Константин: Будущее есть! В данный момент проблема заключена не в дизайне или дизайнере как конкретном человеке, а в осознании бизнесом значимости дизайна, будь то мебельный или любой другой. Также из-за социокультурных основ прошлых лет у нас в стране отсутствует культура потребления. Эта ситуация улучшается, особенно заметны изменения в больших городах России. Немаловажный фактор – рабочая сила, то есть руки, воплощающие твою идею в жизнь. В связи с непопулярностью рабочих профессий трудно найти хороших специалистов (например, столяра или сварщика).

Анна: В плане промышленного дизайна мы начинаем с копирования. Это не плохо: все фабрики копируют друг друга и берут только лучшее. Главное, что на производствах начинают ценить дизайнеров, появляются такие профессии, как шеф-дизайнер и продакт-директор. Таким образом, происходит результативный коннект между технологиями, бизнесом и дизайном.

Виктория: В последнее время мы во всех отраслях растем. Россия талантлива во всем, осталось лишь технологии подтянуть.

tmn: Есть ли в сфере дизайна человек или компания, чье мнение и направление для вас авторитетны?

02

Константин Нойерман, 
основатель компании NEUERMANN consulting + design

Константин: Авторитетны… назвать сложно, так как нет процесса наставничества, но человек, который мне близок по духу и чье творчество мне интересно, есть. Это дизайнер Вернер Эйслингер (Werner Aisslinger). Во-первых, это очень хорошо сложенная личность с четкой и твердой жизненной философией; во-вторых, темы, с которыми работает господин Вернер, мне интересны; кроме того, у нас одни учителя, только учились мы в разное время. Основой моего образования стали учебные процессы, в базовом смысле сформированные еще в 1920-е, – это всемирно известная школа BAUHAUS, ставшая родоначальником современного понимания промышленного дизайна. Я выбрал для себя свой путь, все остальное – это опыт и ориентиры.

Виктория: Однажды установленного стиля или иконы не существует. Есть знаковые для дизайна личности, безусловно. Они все внесли свой вклад на определенном этапе; это вспышка – и именно это ценно: они создали собственный стиль, характерный почерк. Преимущество моей профессии в том, что каждый проект задает конкретное направление, которое я открываю для себя и с удовольствием изучаю. Разносторонность – это привилегия.

Анна: Мне нравится, что сегодня делают художники в Голландии. Это всегда неординарные, даже космические вещи. У голландцев совершенно иной склад ума в отношении дизайна. Я присутствовала на фабрике, когда для них делали обои, и я понимала, что это отличается от всего, мне известного. И сейчас я этим увлекаюсь, меня притягивает необычный дизайн и умение преподнести его потребителю, функциональность и безумная дизайнерская мысль.

initura

tmn: Многие люди любят красивые вещи, но не все обладают дизайнерскими навыками. Что нужно учитывать, чтобы со вкусом подобрать необходимые предметы? Как оставаться в тренде?

Виктория: Красивые вещи и тренды – это не всегда одно и то же. Если задача быть модным, оставаться в тренде – то лучше обращаться к профессионалу. Если же человек создает что-то для души, то ориентироваться следует только на себя, свои ощущения и потребности, – именно это позволит выбрать по-настоящему красивые вещи.

Анна: Мода меняется, самое главное – слушать себя. Если тебе комфортно, так и нужно делать. Если хочется быть модным, можно следить за информацией в журналах, интернете, но ее всегда необходимо перерабатывать применительно к себе и выбирать то, что ближе. Нужно помнить: все, что нас окружает сегодня, когда-то было мечтой. Поэтому давайте мечтать!

Константин: Обратитесь к дизайнеру!

 Текст  Татьяна Шепелина

Фото предоставлены салоном Bontempi

we-enter