15:07 / 8 июля 2016

Возвращение домой

1

В Эрмитаже открылась первая для России выставка Романа Тыртова, известного всему миру под псевдонимом Эрте.

Ар-деко существовал задолго до момента его признания как часть высокого искусства. А возник он благодаря желанию обеспеченных людей окружать себя предметами быта, которые сами по себе могли бы стать экспонатами музеев, но оставались вещью, готовой к ежедневному практическому применению. Вот почему основной упор в ар-деко пришелся на моду и только потом на дизайн, архитектуру и искусство как таковое.

Определяющим направлением стиля стала простота линий, которая позволяет увидеть функциональность предмета при высокоэстетичном оформлении. Мода и театр стали первыми и главными заказчиками ар-деко, который, как водится в мире моды, появился в Париже в 20-е и завоевал мир в 30–40-е годы.
 

11

Пробуждение.
Для театра «Алькасар» в Марселе, 1923

 

Одним из гениальных, не меньше, представителей этого стиля был Роман Петрович Тыртов, более известный под псевдонимом Эрте. Выходец из дворянского рода, родившийся в Санкт-Петербурге, он в 20 лет эмигрировал в Европу, где плодотворно прожил свою оставшуюся жизнь.

Из более чем десятка тысяч его работ в России нет ни одной. Тем уникальнее открывшаяся в Эрмитаже выставка под названием «Эрте – гений ар-деко: возвращение в Петербург»

Замечателен тот факт, что Эрте не получил профессионального образования, если не считать частные уроки рисования в детстве и юности и кратковременное посещение частной академии Р. Жюлиана в Париже. Однако любые созданные им эскизы или иллюстрации настолько гармонично проработаны в плане цвета, линий и композиции, что становятся самостоятельными, эмоционально насыщенными произведениями искусства.

Некоторые считают этот жанр легковесным, работающим на потребу публики. Но талант исполнения еще никто не отменял. Эрте проработал с журналом Harper’s Bazaar более 20 лет, ежемесячно создавая для издания обложки и иллюстрации к предметам женского туалета.

Ведущий в мире моды журнал задавал тон в новом виде искусства и популяризировал имя Эрте. Звание театрального художника хоть и выглядит всегда более престижно, но остается для мира закулисья. К тому же Эрте приходилось иметь дело в основном с роскошными, но достаточно бессмысленными постановками в области мюзикла и бурлеска. Впоследствии, когда Роман Тыртов был приглашен для работы в Голливуд и прожил в Америке несколько лет, ситуация особенно не изменилась. Однако его рабочие рисунки для театра и журналов начали обретать вполне определенную историческую ценность. Полное мировое признание пришло к нему в 70-е годы, на волне нового интереса к ар-деко. После выставки в Нью-Йорке, организованной поклонниками искусства начала века, музей Метрополитен купил разом 170 работ художника, то есть почти всю экспозицию.
 

55

Дизайн костюма для «Манхэттенской Мэри»
(«Скандалы» Джорджа Уайта), 1927

 

22

Дизайн костюма для «Триумфа Женщины»
(«Скандалы» Джорджа Уайта), 1926

 

Одной из особенностей работ Эрте считается введение в мир моды первых символов унисекса. Это было бы справедливым, если бы не факт работы в театре, где мужские костюмы порой не уступают своей роскошью женским нарядам, а женские, в силу условности, иногда приближаются к строгости линий мужской одежды. Более интересно то, что, работая над обложками журналов, которые априори должны были вызывать интерес широкой публики, а не реакцию критиков высокого искусства, Эрте сумел в достаточно упрощенном по технике исполнения жанре выразить то, что не давалось многим маститым художникам. Он подавал образ женщины так, как она сама хотела бы выглядеть в глазах мужчины. В рисунках Эрте есть все эти эмоции: легкое высокомерие, гибкость фигуры, заигрывание в позах. Причем это нисколько не ломает классическое построение композиций, иногда строгое до полной симметрии.

Любовь к эффектным позам, а также сочетанию черного цвета с более насыщенными делают работы мастера привлекательными в широком смысле слова. Это тот редкий случай, когда творчество художника нравится как обывателю, так и специалисту с немалым багажом профессиональных знаний в области искусства.

Все рисунки Эрте не были бы столь эмоционально насыщенны, если бы не соответствовали его внутреннему миру и отношению к жизни

Даже находясь в госпитале на 98-м году жизни и зная о приближающейся смерти, Эрте собственноручно оформил приглашения на свои же похороны и создал эскиз гроба. Выставка в Эрмитаже представляет 136 работ из частной коллекции Майка Эсторика. Это в основе своей работы для журналов мод и эскизы к театральным костюмам и постановкам. Особое место занимают две всемирно известные графические серии – «Цифры» и «Алфавит». По окончании выставки семь работ, в том числе и две скульптуры, будут подарены Эрмитажу.
 

44

Держатели драгоценностей.
Фоли-Бержер, 1927

 


*источник: buro247.ru


Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика