Один итальянец создал серию из четырех портретов «патриархов» мирового дизайна: Александра Родченко, Владимира Татлина, Казимира Малевича, Лазаря Лисицкого. Все они россияне, но прочитать о них долгое время можно было в основном в зарубежной литературе.
То же самое с архитектурой. Великие российские архитекторы Константин Мельников, Илья Голосов и тот же Лисицкий у нас не известны большинству граждан. Когда они творили, перед СССР стояли совершенно другие задачи – нужно было решать насущные проблемы: строить жилье, давать образование населению, 80% которого было безграмотным. Сегодня, сделав ставку на эффективность, голую экономику без красоты и души, мы уехали со своей архитектурой в сторону, далекую от остального мира. Идя за цивилизованным человечеством, мы поменяли направление относительно него.
Руководители страны нам говорят о гражданском обществе и профессиональной активности. А я не совсем понимаю такие призывы, ведь в России процессы определяет центральная политика. Я, например, занимаюсь дизайнерским образованием и наблюдаю, что область центральных и региональных решений не соответствует профессиональным проектам и инициативам, исходящим от мастеров. Дизайн, архитектура, искусство выпали из приоритетов развития страны.
Великие российские архитекторы у нас не известны большинству граждан. Когда они творили, перед СССР стояли совершенно другие задачи
В этом году мне довелось побывать в Финляндии и с головой погрузиться в ее жизнь. Здесь в очередной раз убедился, что образование является реальным приоритетом, поскольку оно бесплатное, а Финляндия тратит на него столько же, сколько и Россия. Если вы приедете в Хельсинки и, как я, прогуляетесь по коридорам легендарного Университета Aalto – поймете, что такое дизайн, ставший частью инновационной экономики. Причем финское государство, которое обычно сдает имущество в аренду, в данном случае реконструировало и передало здания учреждению в вечное пользование. Aalto был образован путем слияния трех университетов – технического, предпринимательского, дизайнерского, и главная его цель отныне одна – быть мотором инноваций, центром большого креативного района Хельсинки. Высокотехнологичное оборудование, производственные цеха – все направлено на исполнение этой задачи. Вуз давно сотрудничает с венчурными фондами и передовыми компаниями, которые «делают лицо» финской экономики. Еще более фантастичный университет такого же типа будет запущен в 2015 году уже в Отаниеми.
Наши российские вузы к подобной роскоши доступа, к сожалению, не имеют. Вижу только, как ужесточаются проверки, все более формальные. А в знаменитой «Мухинке» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. – Прим. ред.) явку педагогов фиксируют видеокамеры – другого способа контролировать творческие коллективы почему-то не нашлось. Но креативный человек очень плохо «строится». Его роль – изобретать новое, а для этого нужна соответствующая среда. Именно поэтому на место традиционного менеджмента пришли сетевые сообщества.
Почему Microsoft и Apple вырвались так далеко вперед? Это все – сообщества людей, разделяющих общие цели, ценности, правила игры. Креативные ребята создали бизнес со ставкой на себе подобных и творческую инициацию. Не так важно, когда и в чем ты пришел на работу, ты должен к определенному сроку получить результат, а как ты его достигнешь – второй вопрос.
Западные теории управления давно доказали, что «эффективный менеджмент» на деле неэффективен: он губит инициативу. И я задаюсь вопросом: а что вообще такое менеджмент отдельно от профессии, к которой он применяется? Ведь управлять коллективом дизайнеров – значит досконально знать, что такое дизайн. В Aalto основной профиль магистров – стратегическое управление. В бакалавриате дизайнеры учатся проектировать и изучают рабочие навыки. А если какая-то школа выпускает вообще менеджеров, не знаю, благом ли будет, когда они придут, например, в сферу музыки. Мы, кстати, все с вами знаем, что лучший в нашей области музыкальный управленец – директор филармонии Михаил Бирман. В первую очередь он музыкант и заслуженный артист России.
Дизайн, архитектура и искусство выпали из приоритетов развития страны
Когда образовательная политика проводится без оглядки на существо вещей и психофизику профессий, получается как раз наша система, где показателем эффективности вуза считается его соответствие чиновничьим нормативам. Везде в мире показателем эффективности высшего учебного заведения признаются профессиональные компетенции выпускников! Как и когда их сформирует учреждение – это его ноу-хау. Еще раз в пользу финского образования назову цифру – 62%. Именно столько приезжих студентов (а иностранцы учатся в Финляндии так же бесплатно) остается жить в Финляндии, причем после выпуска дизайнеры-магистры в основном становятся заместителями руководителей предприятий по стратегическому развитию.
Здесь, в своем государстве, я наблюдаю, как все больше людей искусства уходят из профессии и начинают интенсивно решать бытовые проблемы, то есть ведут себя как простые обыватели, а не профессионалы. Но вижу и других – тех, кто упорно занят развитием архитектуры и дизайна вопреки внешним обстоятельствам. Внутри меня живет определенный «исторический» оптимизм (по одному из образований я историк): Россия видела разные исторические полосы, они неуклонно сменяют друг друга. Сегодня в стране колоссальный разрыв между теми, кто думает о настоящем и будущем страны, и теми, кто озабочен личным потреблением. Когда в обществе будет достигнута экономическая справедливость (а это – общий вектор цивилизованных государств), тогда больше появится людей, готовых работать для других, – не только потому, что им платят за это, а потому, что они будут готовы думать об общем благе.
Тюменская филармония открывает новый юбилейный 60-й концертный сезон