15:05 / 13 мая 2014

«Джоконда» в 3D-формате

ml

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи может быть признана первой 3D-картиной.

Леонардо да Винчи может стать первым художником, создавшим картину с 3D-эффектом, утверждают ученые. Вспомним  загадки и гипотезы, связанные с самой знаменитой картиной художника.

Самая известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»), которая сейчас выставлена в Лувре, возможно, была частью эксперимента художника с объемным изображением, сообщает Discovery. Чтобы это доказать, ученые изучили саму картину и ее близкую копию в музее Прадо в Мадриде. Если про луврскую картину сомнений нет — она принадлежит кисти великого художника, то полотно в Прадо, возможно, писал и не сам Леонардо, а один из его учеников.

Тем не менее немецкие ученые Клаус Кристиан Карбон из Университета Бамберга и Вера Хесслингер из Университета Майнца сравнили две картины и обнаружили, что различий между ними очень мало и сводятся они в основном к разнице в отображении перспективы. Иначе говоря, обе картины как будто писали художники, находящиеся рядом и видящие натурщицу под немного разным углом.

Компьютерный анализ двух полотен показал, что расстояние между углами зрения обоих художников составили всего 69 мм, что примерно соответствует расстоянию между глазами человека. Если мы посмотрим на мир сначала одним глазом, потом другим, картины окажутся немного разными, пишут ученые, наш мозг обрабатывает две картинки и соединяет их в одну — трехмерную. Вот примерно то же самое сделал Леонардо да Винчи с «Джокондой»: по мнению ученых из Германии, он написал две картины так, как видят его глаза по отдельности.

Ученые просто соединили два полотна и получили 3D-картинку с объемной Моной Лизой.

С «Джокондой» Леонардо да Винчи связано много загадок, мистификаций и всевозможных научных исследований. Недавно, например, снова выясняли, кто же именно изображен на картине в Лувре в образе «Моны Лизы». Идей на этот счет много.

Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал. Но поскольку сам Вазари в своем описании ссылается на первого анонимного биографа Леонардо, современные ученые не склонны полностью доверять его словам. Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца д’Авалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины.

По одной из гипотез, Леонардо да Винчи нарисовал собственный автопортрет (это вроде бы подтвердил компьютерный антропометрический анализ) или же некоего юношу в женской одежде, например своего ученика Салаи.

Кстати, именно Салаи и унаследовал картину после смерти художника.

Современные достижения науки, возможно, позволят поставить точку в нелегком деле определения, кто же она, загадочная Джоконда.

Ученые собираются сделать анализ ДНК из фамильного склепа Франческо дель Джокондо и найти останки той самой мадонны Лизы, чтобы понять, действительно ли она изображена на картине да Винчи.

Другая группа загадок связана с лицом женщины на картине и, в частности, с ее улыбкой. Так, например, долгое время ученые не могли понять, почему у Джоконды нет ни бровей, ни ресниц, а темные пятна в уголках глаз и на подбородке позволяли даже предполагать, что натурщица страдала избытком холестерина в организме.

Однако французский исследователь Паскаль Котте, который изобрел мультиспектральную фотокамеру и сделал множество снимков «Моны Лизы» в разных цветовых спектрах, доказал, что брови и ресницы художник рисовал, но со временем масло и лак на картине выцвели, а пятна на лице — результат повреждения лакового покрытия.

Еще Котте выяснил, что изначально улыбка Джоконды была более четкой и выразительной.

До сих пор не очень понятно, как Леонардо да Винчи добился такой многозначительной улыбки на лице Моны Лизы.

Вероятно, дело в его уникальной технике сфумато, когда художник писал свои картины мельчайшими мазками в доли миллиметра, используя практически прозрачную жидкую краску и, скорее всего, лупу.

Технику да Винчи разгадал художник и реставратор Жан Франк. Благодаря такой манере письма художник добивался эффекта прозрачности, многослойности и взаимопроникновения различных фактур и предметов на картинах. Возможно, именно поэтому улыбка женщины столь загадочна.

Впрочем, по данным других исследований, проведенных с помощью компьютерного анализа, Джоконда на 83% счастлива, на 9% испытывает отвращение, на 6% боится и на 2% злится. Что неудивительно, когда о тебе говорят уже 500 лет.

По материалам сайта www.gazeta.ru

Loading...