13:02 / 25 февраля 2013

Backstage: правила делового дресс-кода

759c83

Одежда подает сигналы, и лучше мы воспринимаем те, что звучат на одной частоте с нашей. Дресс-код – то, что делает индивидуальность частью целого, или правило хорошего тона?

Бренд всегда остается брен­дом. Если репутация его основателя «запятнана» исключительно славой, он может производить под своим именем что угодно: компьютеры, домашние тапочки – все обречено на успех. Иначе чем объяснить по­пулярность линии одежды Ferrari? Модники всего мира относятся к ней так же любовно, как автолюби­тели – к безупречным гоночным автомобилям. Мало равнодушных осталось и к Martini Gold by Dolce & Gabbanа, который предприимчи­вые дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана прорекламиро­вали при участии Моники Белуч­чи. А в России политик, писатель, общественный деятель Ирина Хакамада вывела на подиум моде­лей в одежде собственного лейб­ла – «ХакаМа». В основном работы адресованы деловым женщинам, занимающим высокий пост в по­литике. Может быть, корпоратив­ный стиль ОАО «Газпром нефть», ставший известным в результате широкого обсуждения в Интер­нете строгих рамок дресс-кода компании, всего лишь очередное творение рук модельера? Только имидж – ничего личного.

ПИДЖАКИ И НЕФТЯНИКИ

Еще три года назад в Интернет попала брошюра, рассказывающая о фирменном стиле ОАО «Газпром нефть». Шаг смелый и заслужива­ющий уважения – открыто заявить о своей корпоративной культуре и гардеробе. Кроме общих правил делового стиля, которые действу­ют, например, и в ОАО «ЛУКОЙЛ», создатели презентации от «Газ­пром нефти» учли ряд тонкостей: не рекомендуется носить громозд­кие украшения – приветствуют­ся простые и лаконичные, форма ногтей сотрудниц должна быть округлой, не более 3–5 мм, яркий лак запрещен. Обладательницам длинных волос не посчастливи­лось: носить их распущенными в офисе нельзя, а длину лучше ров­нять один раз в два месяца, также не допускается нефиксированная форма прически. В брошюре про­писаны даже марки, одежду ко­торых предлагается приобретать сотрудникам, ну а бренды ранжи­рованы по цене – от каждого по возможностям. Проработанный элегантный стиль не заставит себя скомпрометировать и не вызовет лишних вопросов. В «ЛУКОЙЛе» подобной строгости нет, однако на свитеры, кроссовки, джинсы и всю одежду из джинсовой ткани нало­жено табу. Стиву Джобсу, предпо­читавшему именно эти вещи всем прочим, вход в офис компании оказался бы закрыт. В жаркое время года работники «ЛУКОЙЛа» могут не надевать пиджак и даже снимать галстук, но если в кабинет вошел руководитель или вы появились на его пороге, то эти предметы гар­дероба необходимы. И мужчины, и женщины должны иметь сменную обувь независимо от времени года; чистить туфли нужно регулярно. Демократичный стиль одежды не отвлекает от работы, дисципли­нирует и является универсальным при ведении деловых переговоров практически любого уровня.

ВЛАСТЬ ЗАДАЕТ ТРЕНД

Властные структуры не остают­ся в стороне. «Работникам адми­нистрации города Тюмени надле­жит иметь безупречный внешний вид», – говорится в распоряжении главы города Тюмени от 18 мая 2007 года. Ниже эта безупречность разъясняется подробно: не пере­усердствовать с косметикой, не ис­пользовать яркие лаки для ногтей, отдавать предпочтение классиче­ским моделям в одежде; женщинам не допускается носить «слишком короткие юбки, подол (разрез) ко­торых заканчивается выше десяти сантиметров над коленом». Разу-меется, никаких глубоких деколь­те, компрометирующих прозрач­ных или обтягивающих блузок. Самое интересное – это запрет на обувь, у которой есть завязки на щиколотках. А вот в Тюменской городской думе официальных рас­поряжений по поводу одежды ни­когда не отдавалось. По словам ру­ководителя пресс-службы Сергея Путильцева, каждый сотрудник думы отдает себе отчет в том, что работает в государственном уч­реждении, и, составляя гардероб, руководствуется самоцензурой. Пока нарушений делового стиля там не наблюдалось.

Для работников служб поряд­ка форма всегда была предметом особой важности, ведь по одежке узнают. В Кодексе профессиональ­ной этики сотрудника внутрен­них дел прописано, что мужчина «должен быть всегда опрятно и со вкусом одет», а женщине следует «соблюдать скромность в исполь­зовании косметики и ношении украшений».

 

Длина юбки или платья на сотруднице VIP-подразделения Сбербанка России не выше и не ниже чем 5–7 см до колен
Длина юбки или платья на сотруднице VIP-подразделения Сбербанка России не выше и не ниже чем 5–7 см до колен

 

СБЕРБАНК ДЕРЖИТ МАРКУ

Еще одни законодатели корпо­ративной моды – банки. В ведущем банке страны – Сбербанке России менеджер призван соответство­вать высокому статусу клиента. Специалисты VIP-подразделений формируют свой рабочий стиль сами, но держась в рамках делово­го гардероба. Например, костюм­ная пара у девушек одного цвета и одной структуры ткани. Длина юбки или платья фиксирована: не выше и не ниже 5–7 см до колен. Рукава блузки длинные или 3/4, что не противоречит особенно­стям модного тренда, блузку из прозрачной ткани можно носить только под пиджаком. Девушки-консультанты, работающие на ме­роприятиях Сбербанка для клиен­тов, одеты в элегантные и простые платья цветовой гаммы подбренда «Сбербанк 1» (Сбербанк Первый). Марки одежды руководство не рег-ламентирует.

СВОБОДНЫЙ «РОСТЕЛЕКОМ»

Специалисты крупнейшего опе­ратора связи ОАО «Ростелеком» строгого дресс-кода не придер­живаются, но свято чтят деловой стиль в одежде, впрочем, иногда отходя от него. Например, по пятницам в Тюменском филиале ОАО «Ростелеком» casual friday – костюм можно оставить дома. Традицию заложил Игорь Волков, директор Тюменского филиала ОАО «Ростелеком», предпочита­ющий проводить этот день неде­ли в формате «без галстука».

«ВЗЪЕРОШЕННЫЕ» И УМНЫЕ

Оппозицию предприятиям, применяющим тот или иной дресс-код на службе, составляют те (в их числе мировые игроки рынка), кто категорически отка­зался от униформы.

Например, Билл Гейтс позво­лял сотрудникам Microsoft при­ходить на работу в джинсах и свитерах, а компания Google по­шла еще дальше: сотрудникам разрешили приводить в офис своих собак, валяться в бесфор­менных креслах, ходить на мас­саж во время обеда… Эти ребята давно известны своим либераль­ным подходом к организации ра­бочего процесса.

 

Председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт настаивает только на одном: работник обязан быть одетым… хотя бы во что-нибудь
Председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт настаивает только на одном: работник обязан быть одетым… хотя бы во что-нибудь

 

В офисе «гуглеры» предпочита­ют работать в джинсах. Председа­тель совета директоров компании Google Эрик Шмидт настаивает только на одном: работник обя­зан быть одетым… хотя бы во что-нибудь.

Сами сотрудники обозначают свой стиль как «взъерошенный студент». Зато на корпоратив­ную вечеринку «гуглеры» вполне могут прийти в классическом ко­стюме.

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТОВ

Дизайнер Леонид Алексеев (Санкт-Петербург) считает, что большинство российских бизнес­менов одевается скучно:

— Советую различные виды дело­вой одежды: к пиджакам разного кроя можно подобрать брюки (не только классические, но и чиносы, хлопковые брюки), в результате получится не­сколько универсальных комплектов. Белые рубашки в гардеробе должны доминировать, но к ним хорошо добавить 2–3 цветные. Также не стоит прене­брегать трикотажем, кардиганами и пуловерами. Дорогая шерсть выглядит презентабельно. Галстуки могут быть хлопковыми, шерстяными или мато­выми. В костюмах для крупных сове­щаний и деловых обедов лучше избегать черного цвета, а выбирать графитовые или темно-синие оттенки. Часы в гар­деробе бизнесмена – главный фетиш. Представьте, что передадите их по наследству через 20 лет, – настолько ценными они должны быть.

Примеров для подражания в российской бизнес-среде доста­точно: Денис Свердлов, Аркадий Новиков, Олег Тиньков и, конеч­но, Владислав Доронин, который в 2009 году занял второе место в рейтинге самых стильных мужчин России по версии журнала GQ. Они не всегда отдают предпочтение классическому серому костюму, а миксуют предметы делового гар­дероба, позволяя себе самовыра­жаться.

 

Художник-модельер Алёна Дубровина (Тюмень) говорит о том, что XXI век частично разрушает стереотипы в костюме. Как тренд – уход от рациональной строгости и обращение к широкой цветовой палитре:

— В XIX веке деловые люди об­лачались в униформу буржуазного английского костюма, он нес код эле­гантности, консерватизма без явных признаков сезонной моды. В XX веке этот костюм носили в качестве по­вседневной одежды бизнесмены, слу­жащие и клерки в банках, называя его «деловой костюм»: знак рационализма, практичности, самоконтроля. Дресс-код создает позитивный имидж пред­приятия, определяет место работни­ка в иерархической системе. Однако в 2000 году европейское законодатель­ство отменило право работодателей принуждать своих сотрудников соблю­дать строгие правила в одежде на том основании, что такой диктат нару­шает права человека. Для послушного конформиста немного возможности самовыражения в деталях, но если все будут соблюдать правила, не будет изобретаться ничего нового.

P.S. НЕ ОСТАВЛЯЯ ВОПРОС ОТКРЫТЫМ

Корпоративные правила стиля созданы для того, чтобы объеди­нять людей в рамках общего дела, а при разработке дресс-кода (даже если его суть в отсутствии любого регламента) обязательно учтены правила хорошего тона и доброго отношения к окружающим.

 

 

Текст: Татьяна Паласова