Одежда подает сигналы, и лучше мы воспринимаем те, что звучат на одной частоте с нашей. Дресс-код – то, что делает индивидуальность частью целого, или правило хорошего тона?
Бренд всегда остается брендом. Если репутация его основателя «запятнана» исключительно славой, он может производить под своим именем что угодно: компьютеры, домашние тапочки – все обречено на успех. Иначе чем объяснить популярность линии одежды Ferrari? Модники всего мира относятся к ней так же любовно, как автолюбители – к безупречным гоночным автомобилям. Мало равнодушных осталось и к Martini Gold by Dolce & Gabbanа, который предприимчивые дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана прорекламировали при участии Моники Белуччи. А в России политик, писатель, общественный деятель Ирина Хакамада вывела на подиум моделей в одежде собственного лейбла – «ХакаМа». В основном работы адресованы деловым женщинам, занимающим высокий пост в политике. Может быть, корпоративный стиль ОАО «Газпром нефть», ставший известным в результате широкого обсуждения в Интернете строгих рамок дресс-кода компании, всего лишь очередное творение рук модельера? Только имидж – ничего личного.
ПИДЖАКИ И НЕФТЯНИКИ
Еще три года назад в Интернет попала брошюра, рассказывающая о фирменном стиле ОАО «Газпром нефть». Шаг смелый и заслуживающий уважения – открыто заявить о своей корпоративной культуре и гардеробе. Кроме общих правил делового стиля, которые действуют, например, и в ОАО «ЛУКОЙЛ», создатели презентации от «Газпром нефти» учли ряд тонкостей: не рекомендуется носить громоздкие украшения – приветствуются простые и лаконичные, форма ногтей сотрудниц должна быть округлой, не более 3–5 мм, яркий лак запрещен. Обладательницам длинных волос не посчастливилось: носить их распущенными в офисе нельзя, а длину лучше ровнять один раз в два месяца, также не допускается нефиксированная форма прически. В брошюре прописаны даже марки, одежду которых предлагается приобретать сотрудникам, ну а бренды ранжированы по цене – от каждого по возможностям. Проработанный элегантный стиль не заставит себя скомпрометировать и не вызовет лишних вопросов. В «ЛУКОЙЛе» подобной строгости нет, однако на свитеры, кроссовки, джинсы и всю одежду из джинсовой ткани наложено табу. Стиву Джобсу, предпочитавшему именно эти вещи всем прочим, вход в офис компании оказался бы закрыт. В жаркое время года работники «ЛУКОЙЛа» могут не надевать пиджак и даже снимать галстук, но если в кабинет вошел руководитель или вы появились на его пороге, то эти предметы гардероба необходимы. И мужчины, и женщины должны иметь сменную обувь независимо от времени года; чистить туфли нужно регулярно. Демократичный стиль одежды не отвлекает от работы, дисциплинирует и является универсальным при ведении деловых переговоров практически любого уровня.
ВЛАСТЬ ЗАДАЕТ ТРЕНД
Властные структуры не остаются в стороне. «Работникам администрации города Тюмени надлежит иметь безупречный внешний вид», – говорится в распоряжении главы города Тюмени от 18 мая 2007 года. Ниже эта безупречность разъясняется подробно: не переусердствовать с косметикой, не использовать яркие лаки для ногтей, отдавать предпочтение классическим моделям в одежде; женщинам не допускается носить «слишком короткие юбки, подол (разрез) которых заканчивается выше десяти сантиметров над коленом». Разу-меется, никаких глубоких декольте, компрометирующих прозрачных или обтягивающих блузок. Самое интересное – это запрет на обувь, у которой есть завязки на щиколотках. А вот в Тюменской городской думе официальных распоряжений по поводу одежды никогда не отдавалось. По словам руководителя пресс-службы Сергея Путильцева, каждый сотрудник думы отдает себе отчет в том, что работает в государственном учреждении, и, составляя гардероб, руководствуется самоцензурой. Пока нарушений делового стиля там не наблюдалось.
Для работников служб порядка форма всегда была предметом особой важности, ведь по одежке узнают. В Кодексе профессиональной этики сотрудника внутренних дел прописано, что мужчина «должен быть всегда опрятно и со вкусом одет», а женщине следует «соблюдать скромность в использовании косметики и ношении украшений».
СБЕРБАНК ДЕРЖИТ МАРКУ
Еще одни законодатели корпоративной моды – банки. В ведущем банке страны – Сбербанке России менеджер призван соответствовать высокому статусу клиента. Специалисты VIP-подразделений формируют свой рабочий стиль сами, но держась в рамках делового гардероба. Например, костюмная пара у девушек одного цвета и одной структуры ткани. Длина юбки или платья фиксирована: не выше и не ниже 5–7 см до колен. Рукава блузки длинные или 3/4, что не противоречит особенностям модного тренда, блузку из прозрачной ткани можно носить только под пиджаком. Девушки-консультанты, работающие на мероприятиях Сбербанка для клиентов, одеты в элегантные и простые платья цветовой гаммы подбренда «Сбербанк 1» (Сбербанк Первый). Марки одежды руководство не рег-ламентирует.
СВОБОДНЫЙ «РОСТЕЛЕКОМ»
Специалисты крупнейшего оператора связи ОАО «Ростелеком» строгого дресс-кода не придерживаются, но свято чтят деловой стиль в одежде, впрочем, иногда отходя от него. Например, по пятницам в Тюменском филиале ОАО «Ростелеком» casual friday – костюм можно оставить дома. Традицию заложил Игорь Волков, директор Тюменского филиала ОАО «Ростелеком», предпочитающий проводить этот день недели в формате «без галстука».
«ВЗЪЕРОШЕННЫЕ» И УМНЫЕ
Оппозицию предприятиям, применяющим тот или иной дресс-код на службе, составляют те (в их числе мировые игроки рынка), кто категорически отказался от униформы.
Например, Билл Гейтс позволял сотрудникам Microsoft приходить на работу в джинсах и свитерах, а компания Google пошла еще дальше: сотрудникам разрешили приводить в офис своих собак, валяться в бесформенных креслах, ходить на массаж во время обеда… Эти ребята давно известны своим либеральным подходом к организации рабочего процесса.
В офисе «гуглеры» предпочитают работать в джинсах. Председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт настаивает только на одном: работник обязан быть одетым… хотя бы во что-нибудь.
Сами сотрудники обозначают свой стиль как «взъерошенный студент». Зато на корпоративную вечеринку «гуглеры» вполне могут прийти в классическом костюме.
ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТОВ
Дизайнер Леонид Алексеев (Санкт-Петербург) считает, что большинство российских бизнесменов одевается скучно:
— Советую различные виды деловой одежды: к пиджакам разного кроя можно подобрать брюки (не только классические, но и чиносы, хлопковые брюки), в результате получится несколько универсальных комплектов. Белые рубашки в гардеробе должны доминировать, но к ним хорошо добавить 2–3 цветные. Также не стоит пренебрегать трикотажем, кардиганами и пуловерами. Дорогая шерсть выглядит презентабельно. Галстуки могут быть хлопковыми, шерстяными или матовыми. В костюмах для крупных совещаний и деловых обедов лучше избегать черного цвета, а выбирать графитовые или темно-синие оттенки. Часы в гардеробе бизнесмена – главный фетиш. Представьте, что передадите их по наследству через 20 лет, – настолько ценными они должны быть.
Примеров для подражания в российской бизнес-среде достаточно: Денис Свердлов, Аркадий Новиков, Олег Тиньков и, конечно, Владислав Доронин, который в 2009 году занял второе место в рейтинге самых стильных мужчин России по версии журнала GQ. Они не всегда отдают предпочтение классическому серому костюму, а миксуют предметы делового гардероба, позволяя себе самовыражаться.
Художник-модельер Алёна Дубровина (Тюмень) говорит о том, что XXI век частично разрушает стереотипы в костюме. Как тренд – уход от рациональной строгости и обращение к широкой цветовой палитре:
— В XIX веке деловые люди облачались в униформу буржуазного английского костюма, он нес код элегантности, консерватизма без явных признаков сезонной моды. В XX веке этот костюм носили в качестве повседневной одежды бизнесмены, служащие и клерки в банках, называя его «деловой костюм»: знак рационализма, практичности, самоконтроля. Дресс-код создает позитивный имидж предприятия, определяет место работника в иерархической системе. Однако в 2000 году европейское законодательство отменило право работодателей принуждать своих сотрудников соблюдать строгие правила в одежде на том основании, что такой диктат нарушает права человека. Для послушного конформиста немного возможности самовыражения в деталях, но если все будут соблюдать правила, не будет изобретаться ничего нового.
P.S. НЕ ОСТАВЛЯЯ ВОПРОС ОТКРЫТЫМ
Корпоративные правила стиля созданы для того, чтобы объединять людей в рамках общего дела, а при разработке дресс-кода (даже если его суть в отсутствии любого регламента) обязательно учтены правила хорошего тона и доброго отношения к окружающим.
Текст: Татьяна Паласова