18:03 / 25 марта 2014

ТОP-10 уникальных мэров

Безымянный

Мэры, кардинально преобразившие города, в рейтинге журнала tmn.

«Какой ты, такой и город» – фраза, которую к ним можно применить буквально. Они не гнались за почестями и не ждали наград – просто делали свою работу. Неусыпно трудясь на благо городов, возглавляемых ими, эти люди за рекордно короткие сроки добились колоссальных результатов.

1. Антанас Мокус

мэр Боготы с 1995 по 1997 и с 2001 по 2003 год

Страна: Колумбия
Год рождения: 1952
До мэрства: философ, математик

Город Богота, печально известный своим криминальным прошлым (только за 1993 год в нем произошло 4352 убийства), совершенно преобразился с приходом Антанаса Мокуса в 1995 году. Талантливый лектор и отчасти мечтательный философ, он, тем не менее, прославился как «созидательный и эффективный хозяйственник». Вдохновленный идеей сплотить горожан, Мокус поручил 420 мимам выйти на дороги и смеяться над грубыми водителями. Чтобы снизить количество ночных

«Я езжу на работу на велосипеде, чтобы сохранить свою целостность и индивидуальность»

автоаварий и пьяных драк, он постановил закрывать бары и ночные клубы в час ночи. Однако для уменьшения агрессии на улицах города этого было недостаточно. Поэтому мэр открыл горячую линию для детей, страдающих от домашнего насилия, а для искоренения преступности внутри городских районов были созданы гражданские патрульные группы. Как следствие, уровень коррупции снизился, к тому же Мокусу удалось убедить богатых горожан платить больший налог в бюджет Боготы. Эти деньги тут же были пущены в оборот: на них мэр организовал революционную перестройку разрушенных дорог и бедных гетто-районов. Благодаря этим прогрессивным мерам преступность в Боготе уменьшилась на 70%, а количество автоаварий – на 50%.

 

2.  Энрике Пеналоса

мэр Боготы с 1998 по 2001 год

Безымянный2

Страна: Колумбия
Год рождения: 1954
До мэрства: политик

«Наиболее важный элемент инфраструктуры города, который отличает развитый город от отсталых, – это не метро и не шоссе, а качественные тротуары. И по возможности – защищенные велодорожки», – полагает Пеналоса. Сказано – сделано. Всего за три года мэрства Энрике полностью преобразовал систему общественного транспорта. Тротуары освободились от парковавшихся там ранее машин, а меры по ограничению их использования привели к тому, что 40% автомобилей находится вне дорог и улиц

«Нам нужен город, удобный для самых уязвимых жителей: бедных, престарелых, детей»

в течение двух пиковых часов утром и двух вечером. Создание выделенных защищенных велодорожек увеличило количество велосипедистов в Боготе на 5%. Организованная для велосипедистов и пешеходов 24-километровая улица шириной в 50 метров проходит через наиболее бедные районы города. Это самая длинная пешеходная улица в Латинской Америке и место отдыха для 3 млн жителей, которые проводят выходные именно здесь. Каждый день в Боготе около 400 000 человек садятся на велосипеды, чтобы доехать до работы. Также много денег было инвестировано в создание парков, библиотек, а транспортная система TransMilenio стала настоящим прорывом и бюджетным эквивалентом метро.

 

3. Мартин О’Мэлли

мэр Балтимора с 1999 по 2007 год

Безымянный3

Страна: США
Год рождения: 1963
До мэрства: музыкант, полицейский

«Лучший молодой мэр страны», как журнал Esquire назвал О’Мэлли в 2002 году, больше всего желал на своем посту изменить политику взаимодействия власти и народа, сделав их общение непосредственным. В первый же год работы мэр усовершенствовал систему ведения статистики. Новая программа называется CitiStat и позволяет контролировать все ключевые инфраструктурные процессы в Балтиморе: учреждения, общественные работы, вопросы аренды недвижимости, транспорт и полицию. Оценка деятельности городской администрации также включена в функции программы и проходит каждые две недели.

«Мы ушли от старой системы, которая покровительствует политике, к новой, которая показывает реальные результаты того, что сделано»

В результате CitiStat сэкономила Балтимору около 100 млн долларов и сделала жизнь горожан комфортнее и счастливее. За время использования программы уровень прогулов в администрации уменьшился в два раза, а сверхурочные городских служащих сократились. Это изобретение принесло мэру не только приз от Гарвардского университета, но и международное признание: в 2005 году журнал Time включил О’Мэлли в «ТОП-5 мэров больших городов». Сегодня он работает на посту губернатора штата Мэриленд, в состав которого и входит Балтимор.

 

4. Жайме Лернер,

мэр Куритибы с 1971 по 1975, с 1979 по 1984 и с 1989 по 1992 год

jl

Страна: Бразилия
Год рождения: 1937
До мэрства: архитектор, инженер

Заняв пост мэра Куритибы, Лернер первым делом дал старт программе очищения трущоб. Она проводилась путем обмена мешков мусора на пакеты с едой и проездные на транспорт. Рыбаки тоже стали получать плату за любой собранный сор – и бухты чисты, и люди сыты, независимо от рыболовного сезона. Вокруг города было много пойм – долин, которые раз в год заливаются выходящими из берегов реками. Лернер решил проблему творчески и с минимальными затратами: вместо строительства дорогостоящих дамб он разбил там парки, а траву убирали естественным путем: выводили пасти овец, шерсть которых использовали для благотворительных программ.

«Ты начинаешь мыслить творчески, когда зачеркиваешь ноль у бюджета»

Кроме того, мэр полностью отверг генплан, по которому развивалась Куритиба ранее, и разработал свою систему роста города вдоль транспортных структурных осей. Многоэтажную застройку стали разрешать только в зоне пешей доступности автобусных линий – по расчетам Лернера, это наиболее экономичный и эффективный (и единственный в городе до сих пор) вид общественного транспорта. Транспортные потоки в Куритибе устроены так, что в городе нет системных заторов, а автобусы курсируют точно по расписанию. В 1994 году Жайме был избран на пост губернатора округа Парана, а в июле 2002-го его назначили президентом Международного союза архитекторов.

 

5. Кен Ливингстон,

мэр Лондона с 2000 по 2008 год

new-year-honours-ay_100508224

Страна: Великобритания
Год рождения: 1945
До мэрства: политик

Знаменитые двухэтажные автобусы, уже ставшие символом Лондона, – нововведение Кена Ливингстона. Он заменил устаревшие модели 50-х годов на автобусы Bendy, и это с его легкой руки была внедрена автоматизированная система оплаты проезда – карточки стали продаваться даже в интернете, а водители освободились от сбора платежей.

«Если бы от выборов хоть что-нибудь зависело, их бы давно отменили»

Приоритетные полосы для автобусов также появились при Ливингстоне. Проблему заторов в центре Лондона мэр решил, перекрыв центр и введя плату за въезд в него. Эта мера позволила снизить количество пробок на 20%, а вырученные средства пошли на развитие общественного транспорта. Подобные схеме «Красного Кена», как его называли за призывы к борьбе с империализмом и неолиберализмом, системы введены во многих городах мира, например Нью-Йорке.

 

6.  Майкл Блумберг,

мэр Нью-Йорка с 2001 по 2009 год

1348051032_544

Страна: США
Год рождения: 1942
До мэрства: основатель информационного агентства Bloomberg

Он известен больше как создатель одного из ведущих информационных агентств и владелец 31 млрд долларов, но кроме этого Майкл – человек, сделавший Нью-Йорк самым энергоэффективным городом США. Благодаря ему безработица в Нью-Йорке достигла рекордно низкого уровня, преступность уменьшилась на 20%, а дефицит городского бюджета сократился.

«Меня выбрали не для того, чтобы я хорошо смотрелся в опросах общественного мнения. Меня выбрали для того, чтобы я хорошо делал свое дело»

Стал действовать запрет на курение в общественных местах, была создана единая линия жалоб и предложений. С приходом Блумберга по городу было проложено более 250 км велодорожек, появилось большое количество автобусных линий. Главная улица Нью-Йорка Бродвей на некоторое время была частично перекрыта (например, в районе знаменитой Таймс-сквер). Все эти изменения принесли плоды: сегодня население пользуется в основном общественным транспортом.

 

7.  О Се Хун,

мэр Сеула с 2006 по 2011 год

Безымянный7

Страна: Республика Корея
Год рождения: 1961
До мэрства: адвокат

Мэр, думающий прежде всего о дизайне города, – это про него. О Се Хун велел перестроить аэропорт Инчеон, ввел новые, технологичные станции метро, велодорожки. Компания HyundaiCard разработала автобусные остановки, а бюро Woofer – новые уличные указатели. В результате в 2010 году Сеул объявили мировой столицей дизайна.

«Я пытаюсь сделать так, чтобы дизайн города прежде всего “думал” о людях, передвигающихся пешком»

Однако мэр на этом не остановился. Кампания Seoul Human Town, начатая весной 2010 года, включает проект перестройки современных районов. Узкие улицы в старых районах были расширены за счет сноса первой линии домов, реконструированы фасады старых зданий. Таким образом появились дополнительные места для парков, зеленых насаждений и тротуаров. Согласно этой программе, электрические провода будут убраны под землю, а в пригороде Сеула появятся абсолютно новые районы.

 

8.  Хейзел Маккаллион

мэр Миссиссоги с 1978 года по сегодняшний день

Mayor-Hazel-McCallion

Страна: Канада
Год рождения: 1921
До мэрства: староста Стритсвилля

Бессменные 35 лет на посту мэра – наверное, лучший показатель эффективной деятельности управленца. Приход к власти Маккаллион по времени совпал с катастрофой: на Канадской Тихоокеанской железной дороге поезд с токсичными химикатами сошел с рельсов. Глава города сумела организовать эвакуацию горожан без паники, и жизнь более 200 000 человек была сохранена. Также по инициативе Хейзел созданы транзитные терминалы и торгово-развлекательные центры на заброшенных фермерских землях, построены новые дороги, соединившие Миссиссогу с маленькими городами и деревнями.

«Город должен работать, как бизнес»

Маккаллион избавилась от городских долгов, активно развила велосипедные пути и общественный транспорт. Именно  Миссиссога все эти годы росла самыми быстрыми темпами в Канаде, и именно ее называют одним из корпоративных и финансовых центров страны.

 

9.  Джон Со

мэр Мельбурна с 2001 по 2008 год

2551350-3x2-940x627

Страна: Австралия
Год рождения: 1946
До мэрства: профессор физики, бизнесмен

«Мировой мэр» – такую награду получил Джон Со в 2006 году (www.worldmayor.com). Это первый мэр в истории Мельбурна, который был избран народом и стал практически кумиром молодежи. За время работы Джона Со город трижды признавался журналом The Economist одним из наиболее пригодных для жизни в мире. А все потому, что Со выбрал целью становление Мельбурна как культурной и финансовой столицы страны.

«Работа мэра требует отдачи на 110% ежедневно»

Его усилиями город увеличился в два раза благодаря присоединению района Доклэндс, а рекламная кампания That’s Me!bourne работала на привлечение туристов. Около ста галерей (NGV International, Музей искусств Яна Поттера, Австралийский центр современного искусства, Центр современной фотографии и другие) было открыто в поддержку культурного развития Мельбурна.

 

 10.  Альберто Руис-Гальярдон

мэр Мадрида с 2003 по 2011 год

alcalde_Madrid_Alberto_Ruiz-Gallardon

Страна: Испания
Год рождения: 1958
До мэрства: адвокат

Самый неоднозначный мэр в нашей десятке: критики за свою деятельность он получил почти столько же, сколько и похвалы. Прогрессивные взгляды Руис-Гальярдона (он поддерживает секс-меньшинства и ратует за постоянное обновление города, иногда даже в ущерб ему) принесли мэру успех у населения. В надежде, что Мадрид победит в конкурсе на проведение летних Олимпийских игр 2012 года, он начал реконструкцию и модернизацию города.

«Мы работаем над концентрацией и близостью мест и улучшаем транспортную систему для Олимпийских игр»

Поручил построить подземную, более безопасную для автомобилистов часть скоростной кольцевой автомагистрали в районе реки Мансанарес, создать проект сохранения исторических районов и реформировать финансовую систему Мадрида. На освободившемся берегу реки была разбита зеленая зона с парками, велодорожками и трамваями. Этот проект получил
международные награды.

Loading...