09:10 / 30 октября 2013

Почем бензин, соседи?

3b1268

Россиянам, жителям нефтяной державы, литр 95-го бензина обходится в среднем в 31,56 рубля (на момент написания материала). Много это или мало? Пожалуй, лучше всего можно определить, сравнив российские реалии с ценой на бензин у наших соседей по СНГ.

Следует на берегу заметить, что структура цены на автомобильное топливо помимо стоимости нефти включает еще и затраты на переработку, прибыль оптовых и розничных дистрибьютеров и различные налоги и акцизы. Именно последний пункт является решающим для России: в цене отечественного бензина он составляет более 50% (к примеру, в США в цене 1 литра всего 11% налогов). Поэтому о налоговых условиях в основных добывающих странах СНГ: Казахстане, Азербайджане и Туркменистане – поговорим в том числе.

Казахстан – 31,38 рубля

До недавнего времени бензин в Казахстане был одним из самых дешевых в СНГ. Если по данным 2011 года литр АИ-95 в стране стоил 130 тенге, что соответствовало примерно 28 российским рублям, то летом 2013-го его цена уже составила 145 тенге, или 31,38 рубля, а это немногим ниже среднероссийского показателя.

Существенный рост цены на автомобильное топливо в среднеазиатской стране аналитики связывают с вхождением Казахстана в Таможенный союз вместе с Россией и Беларусью. Отсутствие экономических границ и таможенных сборов заставляет наших южных соседей держать цены на уровне российских, в противном случае демпинг грозил бы Казахстану дефицитом топлива, которое в массовом порядке вывозилось бы из страны с целью перепродажи в соседних российских регионах.

Увеличение цены – мера государственная, поскольку именно правительство республики регулирует стоимость топлива.

Рост цен на бензин тем обиднее для казахского потребителя, что Казахстан является одним из старейших мировых нефтедобытчиков: нефть в стране начали добывать намного раньше, чем, скажем, в Кувейте или Саудовской Аравии

Однако само государство от подорожания бензина выигрывает немного: дело в том, что в Казахстане доля акцизов и налогов в цене бензина составляет менее 30%, так что основная прибыль, образовавшаяся после подорожания, «осядет» в карманах добытчиков, переработчиков и продавцов нефти и продуктов из нее.

Рост цен на бензин тем обиднее для казахского потребителя, что Казахстан является одним из старейших мировых нефтедобытчиков: нефть в стране начали добывать еще в 1899 году – намного раньше, чем, скажем, в Кувейте или Саудовской Аравии. Поскольку Казахстан не импортирует нефть, он в меньшей степени зависит от стоимости этого продукта на мировом рынке и имеет возможность сохранять довольно низкий уровень цен на бензин.

Залогом «нефтяного благополучия» республики являются разведанные запасы в размере от 30 до 40 млрд баррелей, чего при нынешних темпах добычи должно хватить на 60 лет. Для сравнения: российские запасы оцениваются в 74 млрд баррелей, которые закончатся через 20 лет.

Добытую в Казахстане нефть есть где перерабатывать: в стране действуют три крупных НПЗ – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский, – суммарная мощность которых составляет около 20 млн тонн нефти в год.

Кстати, в ближайшем будущем республика Казахстан способна ворваться в ТОП-5 нефтедобытчиков мира за счет промышленной добычи в Кашагане – супергигантском нефтяном месторождении на севере Каспийского моря, открытом в 2000 году и содержащем 4,8 млрд тонн сырой нефти. Разработка «супергиганта» обещает до 75 млн тонн сырой нефти в год в пиковые периоды добычи.

Как видно из вышесказанного, относительно низкая налоговая составляющая, государственное регулирование, развитая нефтедобыча и переработка – все это позволяет держать цены на бензин, как минимум, ниже российских. Однако Таможенный союз сыграл с казахскими автолюбителями злую шутку – в итоге, по данным казахских СМИ, даже владельцы авто премиум-сегмента не гнушаются заправляться 92-м бензином, цена на который существенно ниже – 110 тенге, или 23,88 рубля.

Азербайджан – 25,30 рубля

Главный город Азербайджана Баку долгие годы оставался «нефтяной столицей» Российской империи. Да и в Советском Союзе до открытия «большой тюменской нефти» именно Азербайджан считался основным нефтедобывающим регионом. Неслучайно гитлеровское наступление на Сталинград имело своей целью «отрезать» южные советские земли, в том числе и нефтеносный Азербайджан.

Добыча нефти в Азербайджане уходит корнями в глубокую древность: первое упоминание о «земляном масле» здесь относят еще к X веку, а настоящий нефтяной бум пришелся на 70-е годы XIX столетия, когда от нефтяных скважин к нефтеперерабатывающим заводам в Баку был проложен первый в России нефтепровод. В 40-х годах прошлого века в Азербайджане добывали до 70% всей советской нефти. 

В 40-х годах прошлого века в Азербайджане добывали до 70% всей советской нефти. На фото: Добыча нефти глубинным насосом
В 40-х годах прошлого века в Азербайджане добывали до 70% всей советской нефти. На фото: Добыча нефти глубинным насосом

 С обретением Азербайджаном независимости в 1991 году нефть стала его основным источником доходов, а нефтяная отрасль – ведущим сектором экономики. В среднем в стране добывается около 320 млн баррелей нефти в год, разведанные нефтяные запасы составляют порядка 7 млрд баррелей. Самым крупным нефтяным месторождением Азербайджана является Азери-Чираг-Гюнешли в южной акватории Каспийского моря: его общие запасы оцениваются в 930 млн тонн. Однако наличие столь серьезной скважины омрачаетсятем фактом, что на Азери-Чираг претендует Туркменистан. Основной аргумент – к берегам Туркменистана месторождение на 60 км ближе. Впрочем, пока Азербайджан все претензии игнорирует, опираясь на карты советского периода.

Отпавшая необходимость снабжать нефтью «большого русского брата» естественным образом благоприятно отразилась на богатстве республики, которое с созданием в 2001 году Государственного нефтяного фонда справедливо распределяется между населением страны. По крайней мере, на бумаге. Кстати, по прогнозам в ближайшие 20 лет государство должно получить около 200 млрд долларов США прибыли от добычи и экспорта нефти и газа.

Для конечного потребителя Азербайджана свалившееся на него «нефтяное счастье» вполне ощутимо: цена на АИ-95 в республике по данным на август 2013 года составляет 0,6 маната, или 25,30 рубля, что достигается как раз за счет перераспределения «нефтяных долларов» между населением через государственные дотации и искусственное сдерживание цен.

С 2008 года в Туркменистане действует программа бесплатной выдачи бензина по специальным купонам. Согласно программе «дармовое» топливо получают владельцы легковых автомобилей массой не более 3,5 тонн из расчета 120 литров в месяц

К слову, это самая низкая цена на бензин в Европе – вот уж действительно рай для автолюбителя! Следует только помнить, что средняя заработная плата в Азербайджане почти вдвое ниже российской (510 долларов против 900). С учетом того, что в России в настоящее время проживает около 3 млн граждан Азербайджана (треть населения республики!), дешевый бензин выбирают далеко не все.

Туркменистан – бесплатный бензин

Нефтяная отрасль Туркменистана в советское время существенной роли не играла: разведанных запасов хватало лишь на обеспечение самой республики. После получения независимости доставшаяся новому государству нефть оказалась существенным подспорьем в поддержании экономики – из 10 млн тонн добывающейся нефти 65% идет на экспорт, обеспечивая Туркменистан стабильной прибылью.

Этим доходом туркменские власти распоряжаются, пожалуй, справедливее всех в СНГ. С 2008 года в стране действует программа бесплатной выдачи бензина по специальным купонам. Согласно программе «дармовое» топливо получают владельцы легковых автомобилей массой не более 3,5 тонн из расчета 120 литров в месяц. Мотоциклисты могут рассчитывать на 200 литров бензина ежемесячно. Обязательным условием обретения заветных купонов является использование бензина только для личных нужд. Так, обладатели грузовиков и автобусов получают бензин по рыночным ценам, хотя последние – одни из самых низких в мире: литр 95-го бензина в Туркменистане стоит 22 цента, или 7,20 рубля. За эти же деньги приобретается и бензин, потребляемый сверх установленной государством нормы.

Очевидно, что стоимость туркменского автомобильного топлива зависит только от воли руководства государства. Кстати, помимо бензина, согласно президентской программе, вплоть до 2030 года граждане Туркменистана могут бесплатно пользоваться газом, водой и солью. Продлится ли «бензиновое счастье» после указанной даты – неизвестно. Несмотря на официальные заявления Ашхабада о том, что страна располагает подтвержденными запасами нефти в 20 млрд тонн (видимо, с учетом спорных территорий в Каспийском море), есть все основания сомневаться в этом. Так, по данным российской компании «ЛУКОЙЛ» доказанные запасы нефти в Туркменистане оцениваются в 400 млн тонн (то есть в 50 разменьше декларируемых туркменским правительством!). Примерно такую же оценку (в 500 млн тонн) дает British Petroleum.

Буровая платформа «Iran Khazar» на шельфе Каспийского моря
Буровая платформа «Iran Khazar» на шельфе Каспийского моря

 Отсюда вывод

Как следует из вышесказанного, цена на бензин напрямую зависит в большей степени от интеграции страны в мировую экономику, нежели от запасов или темпов добычи нефти. Так, например, один из лидеров мировой нефтедобычи – Норвегия – может «похвастаться» самым дорогим бензином в Европе: здесь литр АИ-95 стоит около 70 рублей. Россия и Казахстан, идущие по пути интеграции в мировое сообщество, вынуждены подтягиваться к общим показателям, относительно закрытые экономики Азербайджана и Туркменистана же имеют возможность держать искусственно заниженные цены за счет государственных дотаций.

Интересно, изменится ли ситуация уже в обозримом будущем в связи с сокращением мировых запасов нефти и выходом на ведущие роли в экономике природного газа? Если относительно Туркменистана, с его 4-м местом в мире по запасам (7940 млрд м3), сомневаться в бесплатной раздаче ресурсов почти не приходится, то перепадет ли от национального богатства России (43 300 млрд м3 газа, 1-е место в мире по запасам) ее обывателям? К сожалению, об этом можно лишь гадать.

Кстати, и остальные наши соседи окажутся в «газовом мире» отнюдь не на периферии: Казахстан занимает в мировом рейтинге 14-е место с запасами в 2407 млрд м3 природного газа, а солнечный Азербайджан – 19-е (2000 млрд м3).

Текст: Афанасий Никитин

Loading...