we-enter
16:12 / 1 Декабрь 2014

Юрий Эрвье

Фарман Салманов

Вера в победу

we-enter

Распространенное мнение ученых и чиновников советского времени: в Западной Сибири никакой нефти нет и быть не может. Главный геолог Тюмени Юрий Эрвье шел наперекор мнениям и даже очевидным фактам: о Самотлоре и газовых месторождениях Уренгоя речи еще не шло.

Западную Сибирь, как главную топливную базу страны, открывали люди, одержимые жаждой свершений, непоколебимые в достижении своих целей. Именно такие соратники были у Виктора Муравленко. Среди них и Юрий Эрвье, первооткрыватель тюменской нефти.

Они руководили разными управлениями: первый – Главтюменнефтегазом, второй – Главтюменьгеологией. Но работали, что называется, командой: промышленного освоения нефти не могло быть без качественной геологоразведки. В тройку управлений – столпов нефтегазовой жизни региона, созданных в 1965 году, – входил также Главтюменнефтегазстрой под руководством Алексея
Барсукова.

Сам Рауль-Юрий Эрвье родом из Тбилиси. В геологию, о которой мечтал с детства, пришел в 20 лет: не успев к приему документов в Ленинградский горный институт, он устроился в буровую партию, которая вела поиски газа в районе Мелитополя. Потом были Кривой Рог, Чернигов, Киев и Молдавия.

Эрвье утверждал, что будущее энергетики и нефтехимии страны связано с запасами нефти и газа, скрытыми в недрах Западно-Сибирской низменности, особенно в той ее части, что находится в пределах Тюменской области. При этом свой переезд в Тюмень Эрвье риском не считал. Он говорил: «Мы ехали работать». А то, что нефть пошла, что открылись крупнейшие нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири, – это награда природы для тех, кто не побоялся ступить в эти места.

И вознаграждение не заставило себя долго ждать: в июне 1960 года было открыто Шаимское месторождение – первое нефтяное в Тюменской области с первой большой нефтью Сибири, имеющей промышленное значение.

А в марте 1961-го дала «черное золото» мегионская скважина, пробуренная сургутской экспедицией под руководством Фармана Салманова. Эти открытия позволили шире развернуть поисковые работы по нефти и газу на территории Западно-Сибирской низменности и всей Сибири. Затем последовали разработки Усть-Балыкского, Ватинского, Северо-Покуровского, Западно-Сургутского и многих других месторождений.

Эрвье

 К грандиозным открытиям Эрвье относился философски: «Что открыто - то открыто. Нужно идти дальше.»

Самое главное теперь найти нефть на Уренгое». В декабре 1971 года ударил фонтан высококачественной «белой» нефти на уникальном Уренгойском месторождении на севере Тюменской области. И его показатели были сравнимы с Самотлором, главной нефтяной сенсацией тех лет.

Важнейшим качеством, необходимым каждому геологу, Юрий Эрвье считал уверенность в конечном результате, заряженность на победу. Он говорил: «Можно сомневаться, возвращаться к достигнутому ранее, переосмысливать, но нельзя сомневаться в конечном успехе – таких людей профессия не терпит».

В период 1966–1977 годов Юрий Эрвье работал начальником Главного Тюменского производственного геологического управления (Главтюменьгеологии), а с 1977 года, до ухода на пенсию, занимал должность заместителя министра геологии СССР.

Он справился с задачей, которую ставил перед собой изначально: доказать – здешние запасы настолько велики, что с ними не идут в сравнение Баку, Татария и Башкирия. Что траты, связанные с обустройством промыслов и прокладкой транспортных магистралей, окупятся раньше, чем промысел нефти и газа в этом районе выйдет на свой пик. В итоге по добыче «черного золота» Тюмень обошла бакинские промыслы, а по темпам роста – любой союзный нефтеносный район.

 

текст Наталья Фоминцева
журнал tmn №6 
(сентябрь–октябрь 2012)

we-enter