15:06 / 4 Июнь 2019

Режиссер как капитан корабля

Режиссер как капитан корабля

Сергей Захарин о премьере в Тюменском драматическом театре, особенностях профессии и главных именах в театральном искусстве

В рамках Года театра tmn опубликует серию интервью с актерами и режиссерами, людьми, чьи судьбы неразрывно переплетаются с театром. Режиссер Сергей Захарин рассказал нам о своей профессии в преддверии премьеры спектакля «Испанская баллада», которая намечена на 14 июня в Тюменском Большом драматическом театре.
 
 

СЕРГЕЙ ЗАХАРИН


Режиссер, актер, хореограф
 
Закончил Ульяновский хореографический колледж с красным дипломом, актерский факультет Театрального института при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова с красным дипломом, получил режиссерское образование в РАТИ ГИТИС (мастерская Валерия Беляковича).
 
С 2011 года — актер театра Романа Виктюка (занят в спектаклях «Венецианка», «Федра», «Коварство и любовь», «Саломея»).
 
С 2012 года — актер театра-студии «Откровение», в настоящее время — главный режиссер театра.
 
Как режиссер-постановщик, хореограф, режиссер по пластике работал в Театре Луны, Театре на Юго-Западе, Доме музыки, Мариинском театре, Новосибирском государственном театре оперы и балета, Тамбовском театре драмы, Омском театре «Галёрка», Академическом театре драмы им. А.В. Луначарского (Пенза), Мичуринском театре драмы, Тюменском драматическом театре, Саратовском театре драмы им. И.А. Слонова.

tmn: Какие качества нужны, чтобы стать хорошим режиссером?

Сергей Захарин: На мой взгляд, как для хорошего актера, так и для режиссера важны три качества: внимание, воля, воображение.

Внимание – это умение видеть в жизненных ситуациях истории, которые могут возникнуть на сцене и впитывать истории жизни сквозь призму своего восприятия. Это уметь читать между строк пьесу или драматургический материал. Внимание к деталям постановки (костюмы, мизансцены, актерские работы), умение видеть концепцию спектакля целиком – это очень важно.

Воля – это умение настраиваться на работу в любое время. А воображение – умение создавать из пустоты спектакль.
 

Лучший совет, который вы когда-либо получали как режиссер?

Доверять своей интуиции.
 

Что предпочитаете: классическую драматургию или современную?

Мне нравится классическая драматургия. Это произведения, которые проверены временем, но в которых можно найти современное, актуальное. Но я не умаляю заслуг современных драматургов. Есть очень хорошие, талантливые пьесы современных авторов.
 

Режиссер как капитан корабля

С каждым годом Тюменский драматический театр становится всё ближе, а актеры — роднее

 
 

Какие имена и явления в театральном искусстве вам интересны сегодня?

Я преклоняюсь перед великими мастерами сцены и учусь у них многому. Это, конечно же, Роман Виктюк. Несомненно – Юрий Бутусов. Обожаю спектакли Эймунтаса Някрошюса, а фаворитом в режиссерском и актерском мастерстве для меня – Джеймс Тьерри. Он умеет создавать космические спектакли, не сказав ни единого слова.
 

Поделитесь планами на ближайшее будущее?

После премьеры спектакля «Испанская баллада» в Тюменском драматическом театре я возвращаюсь в Москву и сразу же приступаю к репетиции спектакля «Зойкина квартира» в театре «Откровение».
 

Режиссер как капитан корабля

Сколько спектаклей вы уже поставили в ТБДТ?

Как режиссер в драмтеатре я поставил четыре спектакля: «Снежная королева», «Сказки 1001 ночи», «Царевна Лягушка» и премьерная «Испанская баллада». Но еще был режиссером по пластике в спектакле «Обыкновенное чудо».
 

Расскажите подробнее об этих спектаклях.

Мне кажется, про спектакли рассказывать не имеет смысла, так как их нужно видеть вживую. Ведь спектакль – это особая атмосфера, это дыхание актеров, яркие живые впечатления.

Могу только сказать, что каждый из спектаклей отличается своей стилисткой, в каждом – своя мысль. Но главная, объединяющая – любовь творит чудеса. Это чувство, ради которого стоит жить.
 

Какие спектакли ставить легче: детские или взрослые?

Каждый спектакль – это колоссальная работа, независимо от того, детский он или взрослый. Поэтому я не могу сказать, что для меня легче.
 

Режиссер как капитан корабля

Внимание — это умение видеть в жизненных ситуациях истории, которые могут возникнуть на сцене и впитывать истории жизни сквозь призму своего восприятия

 
 

Чем вы руководствуетесь при выборе пьесы?

Здесь много моментов. Это и актуальность пьесы, и пожелания руководства театра, и возможности актерской труппы. Но самое главное – тема.
 

Расскажите о команде, с которой вы выпускаете спектакли.

В первую очередь хочу рассказать о художнике, с которым поставили уже несколько спектаклей. Это очаровательная Евгения Шутина. Она безгранично талантлива, профессиональна. С ней очень легко работать. Женя очень внимательно относится к моим задумкам по спектаклю и в то же время предлагает множество своих идей. Вот так, дополняя друг друга творческими мыслями, мы рождаем идею и стилистику спектакля. Мы можем и в час ночи написать друг другу свои соображения по поводу той или иной сцены или костюма.
 

Репетиция спектакля «Испанская баллада» в ТБДТ

 
 

А как работается с тюменской труппой?

С каждым годом Тюменский драматический театр становится всё ближе, а актеры роднее. И все «приключения» в процессе постановок сделали нас только сильнее и сплоченнее. Актерская трупа театра невероятно профессиональная, талантливая, творческая. Не зря же один из их последних спектаклей был номинирован на всероссийскую премию «Золотая маска». Я благодарен театру за то, что мы так плодотворно сотрудничаем. Ведь каждая постановка – это новый опыт и новые впечатления, как для меня, так, думаю, и для актеров.
 

Чем планируете зрителей удивить в новой постановке «Испанская баллада»?

Спектакль поставлен по мотивам романа Лиона Фейхтвангера «Еврейка из Толедо». Это история о трагической любви. В спектакле будет много пластики.
 

«В театре режиссер – Бог, но актеры, увы, атеисты» – эта фраза принадлежит Жарко Петану. Что нужно для наибольшего взаимопонимания актера и режиссера?

Самое главное – любить актера! Театр – это коллективное дело, совместное творчество. Режиссер выступает капитаном на корабле под названием «Спектакль». Он ведет всех за собой, но в одиночку справиться не сможет.
 

Режиссер как капитан корабля

Рассказывать про спектакли не имеет смысла, их нужно видеть. Это особая атмосфера, дыхание актеров, яркие живые впечатления

 
 

Вы не только режиссер, но еще и хореограф. Хореографией занимаетесь с актерами лично?

Всё верно.
 

Насколько много свободы даете актеру для импровизации на сцене?

Вместе с актерами на репетиции спектакля мы намечаем путь персонажа: он может быть прямым, может быть витиеватым, но это тот путь, за которым следит зритель. И не свернуть с намеченного пути для меня очень важно. Импровизация бывает вполне уместной, и не редко из этих импровизированных моментов рождаются дополнительные смыслы и краски образа. Но порой, актер, забывая о роли, атмосфере и концепции спектакля, начинает импровизировать, как говорится, «не в ту степь». Тогда это печально. Ведь импровизировать надо уметь.
 

Что бы вы пожелали Тюменскому драматическому театру?

Больше спектаклей, больше зрителей и насыщенной творческой жизни!

 
 

Режиссер как капитан корабля
 
 

 

Текст: Елена Селивёрстова
Фото: Полина Секисова и из личного архива