Сергей Захарин о премьере в Тюменском драматическом театре, особенностях профессии и главных именах в театральном искусстве
В рамках Года театра tmn опубликует серию интервью с актерами и режиссерами, людьми, чьи судьбы неразрывно переплетаются с театром. Режиссер Сергей Захарин рассказал нам о своей профессии в преддверии премьеры спектакля «Испанская баллада», которая намечена на 14 июня в Тюменском Большом драматическом театре.
tmn: Какие качества нужны, чтобы стать хорошим режиссером?
Сергей Захарин: На мой взгляд, как для хорошего актера, так и для режиссера важны три качества: внимание, воля, воображение.
Внимание – это умение видеть в жизненных ситуациях истории, которые могут возникнуть на сцене и впитывать истории жизни сквозь призму своего восприятия. Это уметь читать между строк пьесу или драматургический материал. Внимание к деталям постановки (костюмы, мизансцены, актерские работы), умение видеть концепцию спектакля целиком – это очень важно.
Воля – это умение настраиваться на работу в любое время. А воображение – умение создавать из пустоты спектакль.
Лучший совет, который вы когда-либо получали как режиссер?
Доверять своей интуиции.
Что предпочитаете: классическую драматургию или современную?
Мне нравится классическая драматургия. Это произведения, которые проверены временем, но в которых можно найти современное, актуальное. Но я не умаляю заслуг современных драматургов. Есть очень хорошие, талантливые пьесы современных авторов.
С каждым годом Тюменский драматический театр становится всё ближе, а актеры — роднее
Какие имена и явления в театральном искусстве вам интересны сегодня?
Я преклоняюсь перед великими мастерами сцены и учусь у них многому. Это, конечно же, Роман Виктюк. Несомненно – Юрий Бутусов. Обожаю спектакли Эймунтаса Някрошюса, а фаворитом в режиссерском и актерском мастерстве для меня – Джеймс Тьерри. Он умеет создавать космические спектакли, не сказав ни единого слова.
Поделитесь планами на ближайшее будущее?
После премьеры спектакля «Испанская баллада» в Тюменском драматическом театре я возвращаюсь в Москву и сразу же приступаю к репетиции спектакля «Зойкина квартира» в театре «Откровение».
Сколько спектаклей вы уже поставили в ТБДТ?
Как режиссер в драмтеатре я поставил четыре спектакля: «Снежная королева», «Сказки 1001 ночи», «Царевна Лягушка» и премьерная «Испанская баллада». Но еще был режиссером по пластике в спектакле «Обыкновенное чудо».
Расскажите подробнее об этих спектаклях.
Мне кажется, про спектакли рассказывать не имеет смысла, так как их нужно видеть вживую. Ведь спектакль – это особая атмосфера, это дыхание актеров, яркие живые впечатления.
Могу только сказать, что каждый из спектаклей отличается своей стилисткой, в каждом – своя мысль. Но главная, объединяющая – любовь творит чудеса. Это чувство, ради которого стоит жить.
Какие спектакли ставить легче: детские или взрослые?
Каждый спектакль – это колоссальная работа, независимо от того, детский он или взрослый. Поэтому я не могу сказать, что для меня легче.
Внимание — это умение видеть в жизненных ситуациях истории, которые могут возникнуть на сцене и впитывать истории жизни сквозь призму своего восприятия
Чем вы руководствуетесь при выборе пьесы?
Здесь много моментов. Это и актуальность пьесы, и пожелания руководства театра, и возможности актерской труппы. Но самое главное – тема.
Расскажите о команде, с которой вы выпускаете спектакли.
В первую очередь хочу рассказать о художнике, с которым поставили уже несколько спектаклей. Это очаровательная Евгения Шутина. Она безгранично талантлива, профессиональна. С ней очень легко работать. Женя очень внимательно относится к моим задумкам по спектаклю и в то же время предлагает множество своих идей. Вот так, дополняя друг друга творческими мыслями, мы рождаем идею и стилистику спектакля. Мы можем и в час ночи написать друг другу свои соображения по поводу той или иной сцены или костюма.
А как работается с тюменской труппой?
С каждым годом Тюменский драматический театр становится всё ближе, а актеры роднее. И все «приключения» в процессе постановок сделали нас только сильнее и сплоченнее. Актерская трупа театра невероятно профессиональная, талантливая, творческая. Не зря же один из их последних спектаклей был номинирован на всероссийскую премию «Золотая маска». Я благодарен театру за то, что мы так плодотворно сотрудничаем. Ведь каждая постановка – это новый опыт и новые впечатления, как для меня, так, думаю, и для актеров.
Чем планируете зрителей удивить в новой постановке «Испанская баллада»?
Спектакль поставлен по мотивам романа Лиона Фейхтвангера «Еврейка из Толедо». Это история о трагической любви. В спектакле будет много пластики.
«В театре режиссер – Бог, но актеры, увы, атеисты» – эта фраза принадлежит Жарко Петану. Что нужно для наибольшего взаимопонимания актера и режиссера?
Самое главное – любить актера! Театр – это коллективное дело, совместное творчество. Режиссер выступает капитаном на корабле под названием «Спектакль». Он ведет всех за собой, но в одиночку справиться не сможет.
Рассказывать про спектакли не имеет смысла, их нужно видеть. Это особая атмосфера, дыхание актеров, яркие живые впечатления
Вы не только режиссер, но еще и хореограф. Хореографией занимаетесь с актерами лично?
Всё верно.
Насколько много свободы даете актеру для импровизации на сцене?
Вместе с актерами на репетиции спектакля мы намечаем путь персонажа: он может быть прямым, может быть витиеватым, но это тот путь, за которым следит зритель. И не свернуть с намеченного пути для меня очень важно. Импровизация бывает вполне уместной, и не редко из этих импровизированных моментов рождаются дополнительные смыслы и краски образа. Но порой, актер, забывая о роли, атмосфере и концепции спектакля, начинает импровизировать, как говорится, «не в ту степь». Тогда это печально. Ведь импровизировать надо уметь.
Что бы вы пожелали Тюменскому драматическому театру?
Больше спектаклей, больше зрителей и насыщенной творческой жизни!
Текст: Елена Селивёрстова
Фото: Полина Секисова и из личного архива