we-enter
12:11 / 1 Ноябрь 2012

Who is mr. Muravlenko?

Who is mr. Muravlenko?

В основу этих мыслей легла история, которую мне не так давно рассказал один из постоянных авторов журнала «Эксперт» и близкий друг нашей редакции Олег Банных.

we-enter

Но о ней – в самом конце. А пока о личных наблюдениях. Как часто вы задумывались над вопросом, когда и зачем появляются герои, которых Гегель трактовал как воплощение национального духа? Хотя они всегда есть, но до поры до времени их могут не знать или попросту не замечать. А превозносить начинают лишь там, где заинтересованы в реализации действительно масштабных целей. Как живой пример незатухающегопламени «тлеющим» людям, живущим по принципу «и так сойдет». Герои действительно живут ярче и способны на абсолютно неповторимые достижения. В конечном счете они меняют мир к лучшему.

Виктор Муравленко, первый руководитель Главтюменнефтегаза, был именно тем великим человеком, признанным уже при жизни за невероятные результаты его деятельности на территории, которую даже в ЦК Компартии в начале 1960-х иначе как гиблой не называли. Пока высмеивались различные радужные мечты о миллиардах тонн нефти, строительстве на Севере городов, Муравленко работал столь же фанатично, сколь и профессионально. И даже в заместители себе брал людей, которые во многом были не от мира сего (за то, что верили в свое дело вопреки всякой логике). Ведь в то время ни у кого в мире не существовало технологии добычи нефти в условиях вечной мерзлоты, а как строить дороги и города на болотах, точно не знал еще никто...

И давайте будем откровенны: единая Тюменская область (которая сегодня дает стране почти 50% ВВП) никогда бы не была так серьезно освоена и обжита, не появись на этой земле Личность, за которой люди шли без колебаний. Было бы неправильно приписывать достижения одному человеку, но то, что он во многом задал этот неугасший до сих пор импульс, бесспорно. К его мнению прислушивались и министры, и начинающие буровики. И ему безоговорочно верили, называя за глаза не иначе как «батька». (На фотографии – несколько нынешних миллиардеров, которые воспитывались на его идеалах.)

Виктор Муравленко, первый руководитель Главтюменнефтегаза, был именно тем великим человеком, признанным уже при жизни за невероятные результаты

Сквозь скепсис окружающих он перешагивал заботой о людях, его окружавших. Сквозь незнание – окружением себя творческими учеными, искавшими решения до тех пор, пока не находили. Суровые морозы он преодолевал верой в лучшее будущее своего народа, а страх… тогда никого не останавливал: люди прошли войну.

И чем больше на них давила невозможность, тем сильнее они ликовали, когда у них получалось.

Складывается такое чувство, что сегодня мы уже не умеем так ликовать. Коллективная Гордость за собственные достижения, случившиеся вопреки, стала забытым нашей душой ощущением. Сегодня мы умеем только тихо радоваться, а вера в большие свершения вызывает у многих лишь смех и иронию. Увлеченно обсуждая китайское и сингапурское чудо, мы даже в шутку не хотим думать о чуде собственном. Хотя оно бурлило у нас всего каких-то 30–50 лет назад. На этом самом месте.

И вот что рассказал Олег Банных. В начале 2011 года он решил основать в Тюмени Школу первооткрывателей для молодых ребят, способных мыслить, творить, создавать грандиозные проекты и объединяться для их воплощения. На первую сессию пришло человек 40, почти все – студенты тюменских вузов, в том числе из ТюмГНГУ. Из зала Банных задали вопрос: «А кого вы хотите подготовить на выходе из этой школы?» Олег ответил после секундной паузы: «Я хочу, чтобы в Тюмени из молодых ребят оформился класс проектных менеджеров, способных когда-нибудь воплотить здесь же ряд серьезных проектов, возможно, мирового значения. Таких людей, как Виктор Муравленко, например. (Оглядел зал, сидящий в немом недоумении.) Вы знаете, кто такой Муравленко? (Оживленно улыбнулся в предвкушении кивков и хорового ответа.) Поднимите руки, кто знает».

Не было поднято ни одной руки.

Основатель журнала «Тюмень»

Валерий Гут

we-enter