we-enter
23:05 / 1 Май 2012

Тюмень – родина буквы «Т»?

Если у города нет сложившейся визуальной легенды, ее нужно придумать, обыграть и запустить в жизнь.

we-enter

К вам в гости едут друзья или родственники из другого города или даже государства. Когда первая волна восторга от предстоящей встречи проходит, вы начинаете планировать изменения в свой жизненный график и потери бюджета после культурной программы в роли принимающей стороны. Денег не жалко, было бы на что потратить!

Душевные посиделки – само собой, и встретим, и обогреем, и напоим согласно традициям «сибирского гостеприимства» (обратите внимание – появился какой-никакой первый местный бренд). Далее по всем законам гостей положено развлекать. И тогда перед вами встает одновременно простой и очень сложный вопрос – что показать? И тут совершенно незаметно и естественно из простого обывателя вы превращаетесь в специалиста-маркетолога, который, как и многие его коллеги, занимается модной сейчас темой – брендингом города. Проще говоря – формированием позитивного образа города перед его гостями.

Термин «брендинг мест» в 2002 году ввел в обиход Саймон Анхольт, один из ведущих мировых специалистов в области брендинга. По его мнению, существует шесть элементов современного бренда территории: туризм, экспортные бренды, политика, бизнес и инвестиции, культура, люди.

Брендирование включает в себя создание нового логотипа города и современной стилистики с акцентированием внимания на традициях и достопримечательностях для дальнейшего их широкого использования в рекламных кампаниях, цель которых – туризм и привлечение инвестиций в регион. Согласитесь, что все перечисленные аспекты вы с гостями так или иначе обсудите.

«Тюмень – лучший город на земле?». Фраза, растиражированная городскими чиновниками ко Дню города, в авторском варианте Алексея Титкина звучит так: «Тюмень – лучший город на земле, потому что я здесь живу!». Слоган этот настолько глобален и, к сожалению, универсален, что замени на свое местожительство – город, поселок, страну – все будет правдой.

«Т» – это человек, распахнувший руки для объятий

«Тюмень – нефтяная столица страны?». В прошлом веке мы действительно были городом первопроходцев и покорителей недр, вся страна знала о нас из сводок новостей. Сейчас нефтяные вышки и качалки из наших дворов куда-то исчезли, а медведи, вечно спящие на улицах, разбежались. И бренд второй половины ХХ века явно начинает устаревать.

«Тюмень – столица деревень!». Это приговор, который мы до сих пор не обжаловали. Шедевр народного брендинга до сих пор живее всех живых. Уверен, что придуман он соседями как реакция на амбициозное поведение некоторых тюменцев как жителей местной столицы.

Остается вопрос: за какими впечатлениями поедет в наш город турист? Как вариант – волшебное омоложение и приобретение «сибирского здоровья» (еще один народный бренд наряду с «кавказcким долголетием»). Нам, живущим на болоте, природа подарила в порядке компенсации термальные источники.

И если строить новый Баден-Баден, Карловы Вары сибирского розлива, то тут тебе и туризм с рабочими местами, и инвестиции в регион. Но я пока не слышал ни о каких инициативах по созданию НОВОГО СПА-РЕГИОНА. Отсутствие поиска путей развития, на мой взгляд, кроется в нашем неумении осознать новые территориальные реалии и упорном нежелании оценить себя со стороны.

Согласиться назваться городом-КУРОРТОМ и отказаться от звания нефтяной столицы?! Осваивать технологию индустрии красоты и здоровья, где в основе – гость, которого надо обслужить и которому надо еще и угодить? Да у нас, столичных, собственная гордость! И пока мы свою психологию менять не готовы.

…Почему Тюмень – родина буквы «Т»? Члены одной инициативной творческой команды рассудили, как бездушные маркетологи, что, если у города нет сложившейся визуальной легенды, ее надо придумать, обыграть и запустить в жизнь. Идея приватизировать букву алфавита не нова, но, пока поисковик «Яндекс» при нажатии на букву «т» сразу после «твиттера» выбрасывает слово «тюмень», нужно успевать. И дело совсем не в конкретном визуальном символе, а в идее, стремящейся соблюсти требования современных коммуникаций, основанных на открытости и дружелюбии. Представьте, что буква «Т» – это человек, распахнувший руки для объятий! Человек, родившийся и живущий под буквой «Т», – Трудолюбивый и Творческий, – вот кто ЕСТЬ настоящий бренд Тюмени, ибо город наш такими людьми истинно богат!

Автор текста: Павел Малков, креативный директор «Компании МИР»

we-enter