we-enter
12:06 / 5 Июнь 2012

Стив Джобс и новый дух капитализма

Стив Джобс и новый дух капитализма

Десятые годы XXI века станут началом иного предпринимательства.

we-enter

Какое главное событие 2011 года в мире бизнеса?

Похоже, что смерть Стива Джобса как символ конца американского этапа развития предпринимательства. В начале прошлого века Генри Форд внедрил конвейер и застолбил за Америкой предпринимательское лидерство. Через сто лет Стив Джобс всей своей яркой судьбой подвел под ним черту. Целый век – нормальный срок для того, чтобы о чем-то сказать миру и уступить место другим...

Что сказал миру американский предприниматель?

Он выучил сам и преподал другим уроки начальной школы предпринимательства. Например, как относительно добровольно собрать в одном месте тысячи людей, раздробить их труд на тысячи операций и благодаря кооперационному эффекту и стандартизации достичь небывалого уровня выпуска продукции с минимальными удельными затратами. Или как управлять массовым спросом с применением тотальной маркетинговой пропаганды и столь же тотального кредита.

Источник побед Джобса в том, что он был внимателен не к «массовому потребителю», а к конкретному и живому лицу – в том числе к самому себе

Все это сейчас не работает?

По меткому выражению Питера Друкера, к концу XX века «мы научились делать дела правильно. Осталось научиться делать правильные дела». В этом одна из главных причин современного кризиса: мы создали мощные инструменты работы с природным материалом и с самими собой, но по большей части не научились направлять их на нужные дела. Человек бьет этой производственной дубиной куда ни попадя с одной целью – повыбивать из всего окружающего побольше денег. Стив Джобс попытался с некоторым успехом неправильно делать правильные дела, потому он и стал очень важной переходной фигурой на рубеже нового этапа развития предпринимательства...

В чем выражается «неправильность» в делах Стива Джобса?

Например, говорят, все его маркетинговые исследования заключались в вопрошании существа, которого он каждый день видел в зеркале, делал ли бы он сегодняшние дела в последний день своей жизни? Как вариант: купил бы я вот эту создаваемую мной штуковину умирающему другу? Вопрос, который средний американский предприниматель вряд ли
поймет...

Возможно, Джобс тоже не понял бы, если б не его смертельная болезнь...

От которой у него хватило духа не прятаться – он включил ее в число своих главных учителей. Эта, как говорят христиане, память смертная легко убивает все наши выдумки и стремление к смешному величию. Когда у тебя в запасе несколько дней жизни – каждая мелочь приобретает вес. Источник побед Джобса в том, что он был внимателен не к «массовому потребителю», а к конкретному и живому лицу – в том числе к самому себе. И мечтал не о мировых переворотах в бизнесе, а об изяществе изгибов айфоновских иконок. Такая «мелочность» и есть главное условие успеха: так сегодня делаются правильные дела.

В чем величие внимания к «изгибам иконок»?

Тотальное господство в Apple формы над содержанием и дизайнеров над менеджерами – это, видимо, интуитивно найденное Джобсом верное понимание природы человека. Человек есть раб красоты и мифа. Если что-то по-настоящему прекрасно или хотя бы красиво – это покоряет даже самого бестолкового циника. Работа на «Маке» приводит мысли в порядок и даже утешает сердце, могу лично засвидетельствовать это. Хотя с технической позиции – ничего особо выдающегося, просто добротно сделанная вещь. Вся соль – «в изгибах иконок».

Почему американские предприниматели не смогут сохранить лидерство? Стив Джобс – стопроцентный американец...

Джобс показал, что условиями успеха в ближайшие лет двести будут умение понять простого человека и внимание к мелочам жизни. Это подтверждает и опыт компании Starbucks: «Кофе без людей не бывает» – строгое следование этой простой мысли превратило ее в мировую империю. Однако Apple и Starbucks – это приятные, но исключения: американцы в массе своей ничего не понимают в людях, не говоря уже о том, что они не способны опуститься с имперских высот до мелких переживаний простолюдина. Чтобы разобраться в человеке, им, как минимум, не хватило времени: вся Америка, как заметил Дмитрий Рогозин, на четыре года младше конезавода графов Орловых в селе Хреново Воронежской области… (из беседы протоиерея Димитрия Смирнова с известным российским политическим и государственным деятелем, представителем РФ при Организации Североатлантического договора (НАТО) в Брюсселе Дмитрием Рогозиным. – Прим. ред.).

Тотальное господство в Apple формы над содержанием и дизайнеров над менеджерами – это, видимо, интуитивно найденное Джобсом верное понимание природы человека

Этих двухсот лет американцам хватило, чтобы достичь упомянутых «имперских высот»...

Может, потому им и некогда было задуматься о по-настоящему важных вещах? Какой, например, следует сделать вывод из идей американского гуру Дугласа МакГрегора, разбившего всех людей на ленивых и бестолковых («теория Х») и трудолюбивых и умных («теория Y»)? «Х» – это черная шляпа и плохой парень. «Y» – белая шляпа и хороший парень. Все по-ковбойски, без лишних сложностей...

Зато моделью американца Маслоу все менеджеры пользуются при разработке схем мотивации...

Суть иерархии Маслоу задолго до него выразил Фёдор Достоевский: сначала накорми и утешь меня, а потом требуй добродетелей. По этой теории, скажем, солдаты не пойдут в атаку, пока их досыта не попотчуют и до слез не обласкают… Но проблема не в критике этих теорий, а в том, что в стране Достоевского, герои которого по несколько раз на дню шатались между небесами и преисподней, профессора бизнес-школ рассовывают людей по полочкам иерархии Маслоу. В этом чудовищном гуманитарном одичании нашей культуры – еще один источник наступающего перелома-кризиса. Мы перестали понимать, кто такой человек: вслед за «смертью Бога» в XIX веке умирает сам человек, во всяком случае, тот, каковым он был всю свою историю. Нынешние люди, по несчастью, проектируются, и потому главный вопрос – кем: «ковбоями» или теми, кто хоть как-то причастен к древней гуманитарной традиции...

Джобс открыл какую-то свою «теорию о человеке»?

Стив Джобс разобрался в людях глубже только потому, что жизнь заставила его всерьез разобраться в себе. Но он стал всего лишь символом конца определенной культуры предпринимательства, показавшим, что старое уже не работает. Но как должно работать новое? Никакого «учения» он не оставил. И не мог оставить, так как опыт Джобса не был встроен в традицию. Как говорят профессора бизнес-школ – «уникальный кейс».

В какую традицию он не был встроен?

В традицию понимания человека. Разумеется, понимания не его анатомии или психических расстройств. Вся европейская культура тысячелетиями мучилась вопросами более серьезными: о происхождении и природе человека, о назначении его жизни. Особенно терзались ими русские: вся наша философия, не говоря уже о Православии, – о судьбе человека и смысле человеческой истории. Это и есть традиция, которой не хватает американской предпринимательской культуре.

В чем суть нового этапа в развитии предпринимательства?

Крупные компании базовых отраслей, созданию которых нас научил американский менеджмент, уходят «в основание» экономики. «Поверх» них формируется то, что Люк Болтански в своем «Новом духе капитализма» назвал проектным градом: разветвленные сети относительно кратковременных отношений людей, создающих друг для друга ценности. Ценность же самого человека в «проектном граде» определяется его способностью включаться в сети отношений. Он должен уметь делать две самые важные вещи: самоопределяться и устанавливать связи с людьми. Наступает «время простого живого человека», умеющего, подобно Стиву Джобсу, задать себе честный вопрос: «Для чего ты хочешь прожить этот день и что сегодня ты можешь дать людям?».

Очень много во всем этом «быта». И мало науки...

Менеджмент XX  века «по науке» научился превращать живых людей в сеть производственных функций и сегменты покупательной силы. Но с «функцией» нельзя выпить и облобызаться, а «покупательной силе» нельзя в случае чего дать по физиономии. Нет личных отношений, и потому сеть рвется, проектный град рушится. Нужно вернуть простому человеку его лицо. Можно ли это сделать «по науке»?

Но почти вся литература по менеджменту последнего десятилетия именно об этом...

Это правда: авторы книг по менеджменту кричат про «лидерство», «внимание к личности», о чем-то там «правополушарном» и тому подобном. Но, к сожалению, все это большей частью сводится к призывам стать простому человеку титаном и преобразователем неизвестно чего, иной раз – «целого мира». Но тот же Джобс делал все наоборот: он приближал великое к простому и обыденному, а не пыжился придать простому дутое величие. Повторимся: суть нового предпринимательства в том, что время великих дел, от которых наша земля скоро уже лопнет, проходит. Новый предприниматель – это тот, кто способен разобраться в смыслах своей отнюдь не величественной жизни и умеет договориться о совместных не величественных делах с такими же, как он. Это философия малых, но бесчисленных добрых дел...

Это такой «философский прогноз» на наступающий год?

Отношение к прогнозам зависит от того, кто на кого наступает: год на нас или мы – на него. То есть это мы движемся вперед во времени, выдумываем свои цели и изменяем мир под них? Либо время движется на нас и само говорит нам, что мы должны делать? В первом случае мир и люди – это только ресурс для достижения наших целей. Во втором случае мы должны успокоиться и просто вслушаться в жизнь. Миллиардер Росс Перо все свои успехи объяснял тремя правилами: слушай; слушай; слушай клиента...

Стив Джобс слушал свой внутренний голос, Росс Перо – клиента, это уже традиция...

Знаю только, что в нашей культуре есть традиция удивительной добродетели – послушания. Это не глухая покорность самодурству начальника, а умение услышать голос мира, людей, природы, времени, тишины… Если кто желает поменять мир по своим лекалам, то прогнозами о будущем кишит Интернет – выбирай, какой по душе. А желающим развить в себе послушание никакой советчик не нужен, им обо всем скажет сама жизнь. Может, это и есть главный рецепт выхода из кризиса: не греметь на весь мир новыми великими планами, а вслушаться в то, о чем уже камни вопиют: в простые (а не выдуманные маркетологами!) нужды простого (а не спроектированного политиками!) человека... 

Автор текста: Олег Банных, преподаватель Русской Школы Управления,

автор методологии системного проектирования предприятия «Куб управления»

we-enter