18:08 / 18 августа 2015

Разговорный английский: ученики и учителя

1

Интервью директора языковой студии A-Level Кристины Завадецкой.

Скоро сентябрь, начало учебного года. Учатся не только школьники и студенты. Взрослые и самостоятельные люди тоже повышают квалификацию, работают над собой… наконец, изучают иностранные языки.

 

1tmn.ru: Кристина, с чего начинается изучение иностранного языка?

Кристина Завадецкая: С честного ответа на вопросы:

     •    Для чего мне знать иностранный язык?
     •    Где и когда я собираюсь применять свои знания?
     •    Как я пойму, что успех достигнут?
     •    Что я готов сделать прямо сегодня?

Это вопросы на мотивацию. Взрослые, в отличие от детей, с трудом учатся впрок. Ребенок естественным образом впитывает информацию. Взрослый же должен осознавать потребность.

Когда вы понимаете, каким образом иностранный язык поможет вам стать лучше в профессии, расширить важный круг общения, стать эффективнее в ежедневных делах, вы готовы работать и добиваться результата. Вы с нетерпением ждете следующего занятия и сами ищете встреч с языком: читаете, смотрите фильмы, общаетесь. Узнавать иностранный язык нескучно, на него не жалко тратить время.

И наоборот: если вы не представляете, как знание, полученное сегодня, поможет вам завтра, то избегаете уроков как чего-то лишнего, ленитесь и, конечно, не видите прогресса.

Наша задача – помочь ученикам развить мотивацию, заинтересовать процессом обучения и постоянным прогрессом. Помочь пройти от «надо» к «могу» через «хочу» и «интересно».

 

Можно ли быстро выучить язык?

Секретов здесь нет. Можно быстро выучить язык, если заниматься много и часто.

На интенсивных курсах занятия идут ежедневно и по пять-восемь часов. Это утомительно, зато через пару месяцев вы «прыгаете» на следующий уровень. Такой режим подходит для быстрого старта, когда вы серьезно ограничены во времени. Но нужна сильная мотивация, потому что на этот период вы полностью перестраиваете свой график.

Правда, быстро полученные знания так же быстро и теряются. Знаете, как студенты сдают сессию? Три дня зубрежки, а через месяц уже ничего не помнишь. Для долгосрочного результата нужна продолжительная практика, вырабатывающая привычку.

 

Какая методика обучения используется в вашей школе?

Методика – это свод правил и принципов преподавания. Хороший преподаватель знаком с разными методиками и совмещает их для достижения цели ученика. Мы считаем, что наиболее важное – научить наших студентов использовать английский язык в жизни.

Методически хороший урок отвечает двум главным критериям:

1. От простого к сложному
Не имеет смысла познавать редкие слова и выражения, не зная основ: вы не примените эти знания. Начинать стоит с простого, не забегая вперед. Использовать свежие знания, постепенно превращая их в навык.

2. Баланс
Если на уроках вы только переводите, либо только выполняете упражнения и тесты – это крайности. Для эффективного усвоения языка нужно разнообразие: немного читаете, немного пишете, немного слушаете… а главное – говорите.

Этим критериям отвечают «оксбриждские» методики (сокр. от Оксфорд+Кембридж). Они сбалансированы и практичны. Результат будет виден уже через полгода, если вы занимаетесь два раза в неделю, даже если вы раньше не изучали этот язык. Поэтому в нашей школе за основу мы берем именно их.

Ресурсов в интернете действительно много, но за результат никто не отвечает. Практика показывает: как только у человека появляется конкретная цель и сроки, он приходит к учителю.

Можно ли выучить язык самостоятельно? В интернете масса бесплатных ресурсов.

Не стану утверждать, что самостоятельно изучить язык невозможно. Однако за десять лет работы преподавателем я ни разу не встретила того, кто достиг успеха таким путем.

Люди обращаются к онлайн-ресурсам, потому что нуждаются в свободном графике, экономят или уверены в собственных силах. Слова «уникальный», «быстро», «за неделю» привлекают желающих получить результат легко, как бы между делом.

В результате человек получает доступ к информации. Однако эту информацию еще нужно уметь переработать в знания, знания – в навык, навык – в привычку. Здесь и нужен опытный преподаватель, который потратил годы, доводя это умение до профессионализма.

Ресурсов в интернете действительно много, но за результат никто не отвечает. Практика показывает: как только у человека появляется конкретная цель и сроки, он приходит к учителю.

Изучение языка подобно занятиям спортом: чтобы добиться результатов, нужно менять стиль жизни.

Выходит, всю жизнь придется ходить на курсы?

Англичане говорят «use it or lose it» – поддерживайте навыки или их потеряете.
Изучение языка подобно занятиям спортом: чтобы добиться результатов, нужно менять стиль жизни.

В самом начале требуется постоянное присутствие учителя. Как только вы приблизитесь к уровню носителя языка, ходить на курсы необязательно. Читайте, смотрите видео, общайтесь – иначе навык утратится, как мышцы ослабевают без физической нагрузки.

 

2

 

Реально ли выучить язык в поездках за границу?

Да, если пробыть там не менее года. При условии, что вы, разумеется, активно общаетесь с местными жителями! Некоторые мастерски умудряются избегать устной речи, пользуясь языком жестов.

Но даже после насыщенного общения за границей понадобится посещать занятия, чтобы говорить и писать без ошибок. Один мой ученик столкнулся с необходимостью посещать языковую школу после возвращения в Россию, хотя и отучился в канадском вузе. Он прекрасно говорил по-английски, но ему пришлось потрудиться, чтобы сдать экзамен CAE.

Тот, кто пожил за рубежом, часто говорит на иностранном языке бегло, но очень редко – грамотно. Мы с детства говорим по-русски, однако все же изучаем правила русского языка в школе. Выезжайте за границу не вместо, а вместе с посещением занятий.

Учитель – не тот, кто хочет учить, а тот, у кого хотят учиться.

Как выбрать преподавателя?

Понять, компетентен ли преподаватель, можно по плавности урока, отсутствию русского акцента и умению поддерживать зрительный контакт. Если учитель ведет себя спокойно и уверенно, красиво говорит и постоянно проверяет, понимаете ли вы его – это признаки профессионала.

После пробного урока оцените: появилось ли желание учиться? Хороший преподаватель непременно вызовет симпатию. Учитель – не тот, кто хочет учить, а тот, у кого хотят учиться.

И еще: хороший учитель не занимает собой весь урок. Постепенно он ведет вас к тому, чтобы говорили прежде всего вы.

 

Можно ли обойтись без изучения грамматики, если нужен только разговорный английский?

Майкл Винс, автор многочисленных учебников по изучению английского языка, вместо «А сейчас мы будем изучать грамматику» говорит: «А сейчас мы будем изучать язык».

По сути, грамматика – это и есть сам язык. Его принципы, строй, нить, на которую нанизываются слова. Изучать английский язык, не получая грамматической основы – все равно что пытаться говорить по-русски, не используя падежи и спряжения.

Опасно и обратное: «Мы долго изучали грамматику, но использовать ее так и не удалось». Вместо того, чтобы отдать грамматике пятую часть урока, некоторые преподаватели занимаются только ею. В результате ученикам трудно заговорить по-английски даже после нескольких лет обучения.

Или даже такое: год за годом люди учатся, им весело, они проходят учебник за учебником, переходя от уровня к уровню. По тестам они действительно «тянут» на озвученный уровень, вот только совсем не говорят. Иными словами, вполне можно «натаскать» ученика на выполнение тестов, но не помочь ему заговорить. Вроде бы результат есть (тест пройден), но есть ли навык владения языком?

 

Кристина, давайте подведем итог разговора. Что самое главное?

Знания не особенно ценны без навыков. Учить язык стоит для того, чтобы его использовать.

Решайтесь изучать новое – и выбирайте надежных попутчиков, чтобы обучение превратилось в увлекательное путешествие.

Более подробно познакомиться со студией A-Level
можно на официальном сайте компании

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика