19:04 / 28 апреля 2012

Правила бизнеса от Юрия Завьялова

Человеку свойственно искать образцы для подражания, и порой исторические личности в этом поиске пользуются не меньшей, а большей популярностью, чем живые современники.

Успешные личности интересны всегда, впрочем, и у них есть свои герои, чьи мысли стали для них правилом или открытием. Директор компании «СибАйр» Юрий Завьялов в бизнесе опирается на опыт прошлого,  цитируя то крылатые выражения, то Альберта Эйнштейна. На деле оказывается, что это выверенная стратегия поведения, которая сама может стать руководством к действию.

Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого.

Джон Дэвисон Рокфеллер

А я могу! Мы всегда работали честно, никого не обманывали, ничего не захватывали, ни на кого не наезжали, не использовали государственные органы и даже не пытались! Наша фирма десять лет назад начинала с нуля. Да, у нас были первые денежные средства, на которые мы приобрели партию кондиционеров, продали ее и закупили новую. Ничего сложного здесь нет, все так начинают. Начать не сложно, сложно продолжить.

Просто кто-то сразу тратит весь доход на себя, заработав, отправляется в магазин за новыми джинсами или кроссовками, а мы, аккумулировав средства, инвестировали их в свой бизнес, приобрели вторую партию товара – и такая операция повторялась многократно. Правда, так и живем без джинсов. Но зато мы никогда не шли криминальным путем и все деньги, которые получали тогда и потом, были заработаны только честным путем.

Даже богу нужны колокола…

Французская поговорка

Если человек начал свой бизнес, он «на каждом углу» должен говорить о нем. Потребители, клиенты не должны забывать о нашем существовании. Для меня это было очевидно. И первые заработанные деньги мы в значительной степени тратили на рекламу.

Я не читал умные книги о том, как должен развиваться бизнес, не ходил на курсы и тренинги, до всего доходил своим умом. Сегодня с большой долей уверенности могу сказать, что из всех климатических компаний мы самая рекламируемая, однако по-прежнему значительные средства тратим на рекламу. И за десять лет этому принципу ни разу не изменили.

Менялись только акценты рекламных кампаний. Если на первом этапе мы стремились привлечь максимальное количество потребителей и говорили: придите, купите у нас, у нас дешевле, то сегодня уже не используем такую стратегию. Любая компания после такого этапа в развитии отказывается от демпинга и переходит к работе с рентабельностью, позволяющей инвестировать в собственное производство.

Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.

Альберт Эйнштейн

Действительно, не нужно спешить получить доход как можно быстрее и растолкать его по карманам! Руководствуясь этим принципом, уже к пятилетию компании мы имели собственную производственную базу, а все свободные средства тратили на покупку нового оборудования, позволяющего автоматизировать труд и повышать производительность. Это дало возможность быть независимыми от поставщиков и выполнять самим весь комплекс услуг – от изготовления до монтажа. Сегодня могу сказать, что мы достаточно независимая от обстоятельств и известная климатическая компания.

Делай, что должен, и будь, что будет.

Авторство фразы приписывают Катону Старшему, Марку Аврелию, Льву Толстому, считают французской поговоркой и одним из принципов Карма-йоги.

Всегда следует поступать по совести. И, если довелось попасть в трудную ситуацию, то необходимо делать то, что считаешь правильным, быть упорным и целеустремленным, и тогда реализуется то, что задумал, но результат будет соответствовать твоим усилиям.

Если начальник пытается произвести впечатление на подчиненных знанием деталей, он теряет из виду конечную цель.

Правило Готлиба

Помните принцип В. Зигерта и Л. Ланга: кто производит – не управляет, кто управляет – не производит. Это к тому, что есть два типа руководителей – «менеджер» и «производственник».

«Производственник» как можно больше работы стремится сделать сам, не доверяя ее подчиненным. Руководитель ничего не делает сам. Ему полностью соответствует простое определение процесса управления: «делать что-либо руками других».

Руководитель-менеджер всегда делегирует часть своих функций и этим отличается от «производственника», который все стремится сделать сам, поскольку у него нет главного умения – он не может создать условий для роста других.

Эта цель остается основной задачей руководителя – создать такие побудительные стимулы для человека, при которых у него возникает желание содействовать достижению целей организации.

Если ты берешься за другие задачи или функции, то не исключено, что по этим задачам и функциям ты превращаешься из руководителя в простого исполнителя.

Но нужно уметь делегировать полномочия. Я, например, однозначно отношу себя к руководителям типа «менеджер», хотя могу работать и руками.

Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам.

Стив Джобс

Естественно, что подчиненный способен делать какую-то работу или справиться с какой-либо задачей лучше, чем руководитель. Этого не нужно бояться, а следует поощрять и культивировать. Хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.

Приглашенные издалека специалисты всегда кажутся лучше доморощенных.

Теорема о подборе кадров Лофтуса

Для меня это особая тема, про нее можно говорить бесконечно. Нашей специальности нигде не учат, поэтому приходиться учиться самому и обучать других. Все, кто работает в фирме, имеют различные дипломы, есть даже свой агроном. Я сам инженер-механик по сооружению трубопроводов и нефтебаз. Особенно тяжело было на первом этапе, когда мы не обладали специальными знаниями и любой человек, имеющий какие-то навыки и опыт по монтажу систем кондиционирования и вентиляции, был для нас ценен.

Когда человек приходит к нам, мы беседуем, смотрим в глаза, если он адекватный и инициативный, то берем. Считаю, с человеком достаточно поговорить несколько минут, чтобы понять – кто перед тобой. Не важно, кем он был до этого – хоть продавцом. Можно нанять человека без специальных знаний, но с энтузиазмом.

Мы постоянно размещаем объявления в газетах: требуется высококвалифицированный специалист. Но найти такового очень сложно. Все, кто есть, уже где-то работают, а новых – никто не подготавливает. Из конкурирующих компаний принципиально никого не переманиваем. Мы берем людей, только если фирма по какой-то причине распалась, но смотрим, может ли этот человек подойти нам.

Настоящий бизнесмен должен быть удачливым. Я встречал много людей умнее и талантливее себя, но почему-то им никогда не везло в бизнесе

А переманивать – это не наш стиль. Зачем? И если ты пообещал кому-то большие деньги и этот кто-то прибежал, он также и убежит, когда ему пообещает кто-то другой на пару процентов больше. Я не люблю таких людей. Надо работать на одном месте и всегда добросовестно выполнять любую работу, и это будет оценено.

У нас многие сотрудники выросли как специалисты. Случалось, что приходили и говорили: я ухожу, потому что хочу открыть свой бизнес. Мы расставались в прекрасных отношениях, продолжали общаться, поддерживали, подсказывали.

Были, конечно, другие случаи, когда человек «с трещиной в душе» копировал нашу базу, затем звонил клиентам, придумывал: «СибАйр» развалился, а я предлагаю вам те же услуги, но дешевле». Вот с такими приходилось даже бороться.

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.

Шарль де Голль

Да, для меня моя компания была трудным путем. Мы начинали заниматься делом, о котором на первоначальном этапе не имели четкого представления. До всего приходилось доходить своим умом, учиться на ходу. На практике никогда не отказывались от сложных объектов, даже если не хватало опыта и знаний. Учились, обращались к московским партнерам за помощью, что-то делали совместно.

Наш профессионализм рос вместе с этажами больших офисных центров и производственными корпусами на месторождениях. Сегодня нам десять лет и у нас есть опыт проектирования и возведения объектов любой сложности.

Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу.

Фрэнсис Бэкон

Это вкратце о себе и личной жизни, потому что независимо ни от чего – выспался – не выспался, есть температура или нет – надо вставать и идти на работу. Наверное, это называют ответственностью. Жить приходится всегда с оглядкой на производство – отпуск не более двух недель, в офисе до 8 вечера. У меня жена тоже имеет собственный бизнес – и у нее похожий график. Получается, что вся семья собирается лишь на два часа вечером. Но выходные – это святое. В выходные принципиально не работаю. Никогда. Это время для семьи, для детей. Этим нельзя пренебрегать. Есть те, кто в субботу и воскресенье работают, но у меня всегда такое ощущение, что они просто прячутся от проблем в семье.

Сотрудникам, конечно, проще. У них есть четко определенные обязанности, и, если они правильно распланируют свой день, зачем им задерживаться и работать в выходные? Я сам дисциплинированный и хочу, чтобы люди, которые меня окружают, были такими же. Я требовательный руководитель, но жизнь не ограничивается только работой – когда сотруднику необходимо отлучиться, я иду навстречу. Мало ли какие обстоятельства в жизни случаются, если нужно срочно уехать или взять отгул, то никогда не отказываю.

Мы должны освободить себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре.

Аристотель Онассис

Работать надо в тех условиях, которые есть. В той реальности, которая нас окружает. В России вообще «не скучно работать» и если не будешь встроенным в систему – не будет работы. Другими словами, будешь принципиальным, но бедным. Я не вижу смысла бороться с ветряными мельницами. И за десять лет нам приходилось «плавать при сильном ветре», и чаще всего он был встречный.

Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе.

Джон Дэвисон Рокфеллер

С лучшим другом открывать бизнес не стоит. Я не пробовал, но не уверен, что нужно рисковать дружескими отношениями.

Этот бизнес я начинал с партнером и убежден, что лучше начинать с кем-то. Не зря существует поговорка: одна голова хорошо, а две лучше. Но потом, уже в процессе, мы пришли к тому, что по-разному смотрим в будущее, и разделили бизнес. Мой партнер отошел от дел, и это его устраивает. Мне бы было скучно.

Но я точно убежден, что нельзя начинать бизнес на равных условиях. Открывать бизнес с кем-то и можно и нужно, но чья-то доля должна быть больше. Иначе – затяжной конфликт неминуем. Когда доли партнеров не равны, это позволяет принять решение пусть даже и неправильное, но все равно это лучше, чем патовая ситуация.

Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на «Титанике» все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!

Уинстон Черчилль

Настоящий бизнесмен должен быть удачливым. Можно назвать несколько качеств, необходимых человеку для успешного занятия бизнесом, – это настойчивость, целеустремленность, ум и прочие. Причем эти качества можно развить. А вот удача?! Я встречал много людей умнее и талантливее себя, но почему-то им никогда не везло в бизнесе. Поэтому ловите удачу за хвост, не ждите, когда она вас поймает. 

Автор текста: Юрий Завьялов, директор компании «СибАйр»

Автор фото:  фото предоставлено компанией «СибАйр»