we-enter
14:03 / 14 Март 2016

Главное — человеческие ценности

Главное — человеческие ценности

Интервью с Василием Алексеевичем Юрочкиным, основателем одной из крупнейших строительных компаний Тюмени — «Сибстройсервис».

we-enter

Мы слышали историю о том, что у вас в кармане было 20 копеек, когда вы впервые приехали в Тюмень из армии.

Василий Юрочкин: Точнее, 27 копеек. На 15 копеек я сходил в баню, а на остальные купил два пирожка. И пошел искать работу. (Смеется.)

В декабре «Сибстройсервису» стукнуло уже 23 года. С какого события началась жизнь компании?
До «Сибстройсервиса» существовала компания «Главзапсибжилстрой». Строили жилье и ежегодно сдавали по 500–600 тысяч квадратных метров площадей. А потом наступил 1991 год. Все перевернулось вверх дном. Правила поменялись, изменились механизмы управления на уровне государства. Следом нас лишили рабочего помещения.

Этап рождения компании пришелся на непростое время. Никто не знал, что будет после распада Советского Союза. Вся страна была в состоянии хаоса. И мы прекрасно понимали, что действовать в таких условиях необходимо решительно и осмысленно.

Тогда я собрал весь коллектив, а нас было 400 с лишним человек, и спросил: «Что делать будем?». И мне ответили: «Что делать – как строили, так и будем строить». На последние деньги купили башенный кран и стали строить здание на улице Воровского. Рассчитывали построить офисное здание для себя. Достроили до четвертого этажа и встали. Кончились материалы и средства. Начали продавать здание в таком виде, никуда не денешься. Закончить стройку помогла компания «Гермес». Им и досталось в итоге это здание. Тогда я впервые увидел, что значит много денег. В их офисе стояли сундуки, буквально до краев набитые сторублевками. Меня рассчитали, и я с этими деньгами пошел в свою контору. Хорошо помню этот момент.

1

Успех для предприятия – это публичность. «Сибстройсервис» работает 23 года, и за это время у нас нет ни одного обманутого дольщика. Люди знают об этом. Неважно, кризис есть или его нет, мы всегда выполняем все свои обязательства

И что дальше?
После этого мы взяли офис в аренду и стали заниматься разнообразной деятельностью. Четкого рабочего плана не было, да и как в тех условиях можно было планировать что-то долгосрочное? Торговлю лихорадило, бизнес по всей стране делал первые шаги, что называется, вслепую. Деньгами в то время мало кто расплачивался, вместо них были зачеты и товарная линия (когда вместо денег получаешь товары). Впоследствии мы меняли их на материалы и только тогда начинали строить.

В девяностые годы на заре российского бизнеса многое приходилось делать в первый раз, мы учились на своих ошибках. Каждый шаг в итоге стал бесценным опытом. Там же еще кризис 1998 года был, ну а с приходом двухтысячных началось нормальное строительство. И расчет тогда стал производиться настоящими деньгами. Спрос на недвижимость полетел вверх.

До 2009–2010 года, пока не грянул новый кризис, в строительной отрасли была стабильность, развитие. Тот кризис ударил нас хорошенько. Но мне повезло с командой. Работники «Сибстройсервиса» до кризиса получали по 70–80 тысяч рублей, работяги… а тогда я не мог им платить такую зарплату. Всех собрал и сказал, что смогу платить 10–15 тысяч рублей – потолок. Понимаете? И ни один из работников не ушел и даже не возразил. Все всё понимали. Я до сих пор уверен в своих работниках.
 

А почему? Это же из области невозможного. Кто станет работать за зарплату в пять раз меньше?
Я всегда хранил в компании семейные отношения. Сам лично отдаю все силы на процветание компании, этой большой семьи, и хочу, чтобы каждый сотрудник вел себя так же. И люди отвечают мне взаимностью. Благодаря этому компания и развивается.
 

2

Я всегда хранил в компании семейные отношения. Сам лично отдаю все силы на процветание компании, этой большой семьи, и хочу, чтобы каждый сотрудник вел себя так же. И люди отвечают мне взаимностью. Благодаря этому компания и развивается

Вы работали в строительной отрасли при социализме и при капитализме. Скажите, в чем заключается отличие двух эпох в работе?
У нас при социализме не было социализма. Был государственный капитализм, когда средства производства принадлежали государству, а распоряжался ими, по сути, кто сумеет. Нет, государство осуществляло контроль, но мы с вами знаем, что это был за контроль.

Основное отличие эпох друг от друга в принципах организации работы, разумеется. Практически на всех этапах. При социализме нужно было сделать, а как – это уже другой вопрос. Ты сделай, а потом разберемся, кто, что и как. Вспоминаются слова японских коллег о том, что мы, русские, сами создаем себе трудности. Вы сначала город постройте, а потом комбинат. А у нас всё наоборот, мы сначала строили комбинат, мерзли в бытовках, гробили себя и окружающих… Главное ведь, ребята, сердцем не стареть. Главное дело делать. А при капитализме необходимо сначала обеспечить производство и только потом заниматься этим самым производством. Как обеспечишь, так дело и пойдет.

Я не хочу сказать, что раньше было хуже. Раньше было по-другому. Это касается и морали общества. Тогда людей воспитывали, направляли. Сегодня многие ругают мораль тех лет, осуждают ее. Но в то время люди были скромнее, напоказ не выставляли свои не самые лучшие стороны, как сейчас. Ели все из одной тарелки, и простой работяга, и секретарь горкома. Ну, может быть, кто-то там, «под одеялом», чуть больше себе выделял, но в целом в обществе было по-другому. А сегодня размер кошелька считается главным достижением. Думаю, что это временное явление.
 

Банковский сектор имеет огромное влияние на сферу строительства. Многие компании строят свои средства за счет банковских кредитов. Как вы относитесь к этой тенденции?
Не буду говорить о том, что банки паразитируют на обществе. Дикий процент на банковские кредиты не выдерживают многие компании: 15–20% годовых – это нереально, ни в одной стране такого нет. Нормальный процент на кредит от 2 до 5%. Введи сегодня такие кредиты, и Россия станет развиваться сверхстремительно.

Такое кредитное положение ведет к тому, что все малые компании в отрасли строительства будут задавлены. А ведь они составляют около 40–50% от всей отрасли. Останутся только большие, сильные компании, которым кредиты уже не нужны, поскольку они на самообеспечении. Так что банковский кредит в нашей системе – это тупиковая дорога. Перспектива одна – собственные оборотные средства, только на них строить. А строить надо, недвижимость востребована и будет востребована еще не один десяток лет. Молодежь стремится иметь отдельное жилье. К счастью, есть льготные программы и поддержка со стороны государства.
 

Каждый, кто занимается бизнесом, имеет свои причины этим заниматься. Какие они у вас?
Бизнес увлекает, как спорт. Здоровый азарт и соревновательный дух. Можешь выиграть и быть на вершине, а можешь проиграть и упасть. Сильнее здесь тот, кто постоянно идет к своей цели и сохраняет хладнокровие. Бизнес не цель, бизнес – это игра. Цели в жизни другие, главная цель – здоровая семья. А в бизнес нужно играть и хотеть выигрывать.
 

4

Важной составляющей успеха является мотивационная система для работников. Мы поддерживаем своих работников в социальной сфере. Человек, честно проработавший в компании 5 лет, получает право на квартиру от компании по себестоимости и пятилетнюю рассрочку платежа

Приходилось ли вам проигрывать?
Такое случается. Я и говорю, что бизнес – это игра. Ты ведь не можешь всегда выигрывать, если играешь. Но я продолжаю играть, в этом секрет успеха.

Самый страшный период был в 1997–1998 годах. Тогда творилась натуральная смута. Кризис прижал так, что мне нечем было выдать зарплату работникам под Новый год. В голове, помню, были страшные мысли, что рабочим будет элементарно нечего есть в праздники. (В этот момент у него появились слезы на глазах.)

Терять деньги для бизнесмена – нормальное дело. Я терял деньги. Вот и сейчас могу потерять деньги при падении рынка. Но я не выйду из игры. Деньги – это всего лишь бумага, качественная, украшенная бумага. Или золото – это просто яркий металл. Их ценности создаются искусственно, путем внушения. Когда осознаешь это, становятся понятнее правила игры. Нет необходимости концентрировать внимание на этом, главные ценности – душа и тело. Потерять их действительно страшно.
 

Можно ли сказать, что деньги лишают человека спокойствия?
Деньги – двигатель прогресса. Но что это будет за прогресс, когда во главе встанут деньги? Не факт, что это будет хороший прогресс. Общество нужно воспитывать, направлять в нужное русло, чтобы человеческий фактор был во главе. И чтобы мысли в головах у людей были правильные. А мысли, как мы знаем, материальны. Как будешь думать, так и пройдет жизнь.
 

Чем отличается работник вашей компании от работника любой другой компании?
У нас каждый работник знает, что работая на компанию, он в первую очередь работает на себя. Поэтому все наши работники трудятся на совесть. Думаю, что сейчас так в большинстве организаций. Время диктует свои условия, зачастую эти условия идут на пользу.

Вот пример. Недавно я отправил внука на объект работать электриком и наказал бригадиру, чтобы никаких поблажек. А бригадир мне ответил: «Василий Алексеевич, у нас в бригаде на фамилию не смотрят, пришел работать – работай. Никто не будет работать за другого. Поэтому даже в мыслях не было делать кому-то поблажки». Вот так вот.
 

Что необходимо строительной компании для успеха?
Успех для предприятия – это публичность, чтобы об этой компании знали. «Сибстройсервис» работает 23 года, и за это время у нас нет ни одного обманутого дольщика. Люди знают об этом. Неважно, кризис есть или его нет, мы всегда выполняем все свои обязательства.

Важной составляющей успеха является мотивационная система для работников. Мы поддерживаем своих работников в социальной сфере. Человек, честно проработавший в компании 5 лет, получает право на квартиру от компании по себестоимости и пятилетнюю рассрочку платежа. Это существенный стимул. Кроме того, мы предоставляем своим работникам бесплатные обеды, следим за коллективным отдыхом. Производственные ценности идут рядом с человеческими ценностями.
 

5

Что вы ждете в новом, 2016 году? Чего ждать от компании «Сибстройсервис»?
Мне бы хотелось, чтобы Россия оправилась от экономического потрясения, которое обрушилось на нее в 2015 году. Окрепла и продолжила развиваться. Чтобы показала и доказала всему мировому сообществу, что мы великая, независимая держава.

Что касается «Сибстройсервиса», в прошлом году мы сдали 32 тысячи м2 площадей. На 2016-й запланирована сдача 55 тысяч м2, есть и дальнейшие планы на 2017-й – 70–80 тысяч м2; 70–80 – это по старым меркам трест первой категории.
 

Попробуйте сравнить современное поколение 20–25-летних молодых людей и вспомнить себя в этом возрасте.
Сам по себе человек за последние 1000 лет не поменялся. Человек несет отпечаток своего времени, но сущность его остается неизменной. Тогда мы были молодые и так же, как современная молодежь, любили и ощущали жизнь. Сегодня больше возможностей для самоопределения или выбора занятия, но энергия осталась все та же, что и полвека назад.

Сегодня молодежь часто смотрит на Запад. Старается подражать, равняться. Считаю, что этого не нужно делать. Между нами и Европой огромная разница. Главным образом, в ментальности. Ее нельзя не брать в расчет, просто взять и перепрыгнуть эту пропасть. Как нельзя взять и перепрыгнуть из понедельника в четверг. У Европы свои ценности, и они ушли в противоположном направлении от нас очень далеко. У нас свои ценности, и нам следует держаться за них.

Еще современная молодежь, имея так много всего и в техническом, и в научном смыслах, не задумывается о том, как всё это им досталось. Через что прошли предыдущие поколения, чтобы построить существующий мир.

Современная Россия – молодое государство. Общество должно поделиться на классы, и каждый класс должен занять свое место. Тогда будет баланс. В наше время такой баланс был создан за счет мощнейшей идеологии. Каждый знал, где его место и в чем его предназначение.
 

6

Важно прислушиваться к мнению общества. Мы, например, делаем мощеные дорожки там, где сначала люди протопчут тропинку. Нам, строителям, просто необходимо прислушиваться к коллективному разуму, тогда всем будет хорошо

Чему, прежде всего, вы учили своих детей?
В первую очередь я учил своих детей быть порядочными людьми, пытался развивать их нравственность, тому, что каждое слово нужно держать и подтверждать делом.

В плане профессии учил тому, что сам умею делать хорошо. И прежде всего – управлять людьми. Считаю, что отец должен учить детей тому, что сам умеет, и тем самым передавать знания и сохранять их.

Сегодня многие говорят, что нет работы, тогда почему к нам едут гости со всего СНГ, чтобы заработать денег?
 

Есть для вас компания, которую вы бы могли назвать примером для подражания?
Мне нравится австралийская строительная компания Meriton, глава которой потомок русских эмигрантов Гарри Тригубов. (Далее в разговор включается Павел Юрочкин, исполнительный директор «Сибстройсервиса», присутствующий на встрече.) Его считают королем недвижимости в Австралии, всего он построил уже более 60 000 квартир (больше любой другой местной компании) и входит в десятку богатейших людей Австралии.
 

Есть высокая планка у компании «Сибстройсервис»?
Я хочу, чтобы наша фирма могла вступить в конкурентную борьбу за стройку кварталов за рубежом, например в Дубае. Мне сейчас 72 года, думаю, до 75 постараюсь успеть.
 

Что бы вы мечтали построить в Тюмени в ближайшее время?
Гостиницу Hilton на Минской. Это одна сторона, вторая – увлекаюсь народной медициной. Всем известно, что официальная медицина вышла из народной. Но сегодня официальная медицина не хочет соединяться с нетрадиционной. Моя мечта построить в Тюмени квалифицированный Центр профилактики здоровья, где сочетались бы методы официальной и народной медицины.
 

Чего, по вашему мнению, не хватает Тюмени?
Больше культовых объектов, где могли бы собираться и общаться люди. В центре и микрорайонах. Недавно я был в Геленджике и заметил, что там в каждом дворе есть спортивная зона со снарядами. И знаете, я не видел там ни одной молодежной компании, которая бы сидела по лавочкам и распивала алкогольные напитки, потому что вся молодежь в Геленджике занимается на спортивных площадках.

Важно прислушиваться к мнению общества. Мы, например, делаем мощеные дорожки там, где сначала люди протопчут тропинку. Нам, строителям, просто необходимо прислушиваться к коллективному разуму, тогда всем будет хорошо.
 


*источник: журнал tmn №27 (декабрь–январь 2016)


Беседовали: Мурат Нурпеисов,
Валерий Гут, Павел Юрочкин

Текст: Иван Селиванов
Фото: Владимир Семёнов

we-enter