we-enter
17:04 / 26 Апрель 2015

Логика прорыва

Логика прорыва

Второй инвестиционный форум «Инвестиции. Индустриализация. Регионы. Логика прорыва».

we-enter

Форум прошел в Тюмени 18 февраля 2015 года, побил множество рекордов прошлогоднего мероприятия. Но, по признанию экспертов, главным отличием нынешнего тюменского бизнес-события года стал ряд прорывных идей, высказанных спикерами. Особый интерес вызвал доклад губернатора Тюменской области Владимира Якушева.

Своеобразный день открытых дверей для российских и зарубежных инвесторов собрал в Тюмени более 800 участников из России, США, Франции, Германии, Венгрии и ряда других стран. Обсудить экономическую ситуацию в целом, определить пути выхода из кризиса и перспективы инвестирования средств в российские регионы – с этой целью в Тюмень приехало множество видных деятелей политики и экономики как из зарубежных стран, так и из России. Среди них – председатель Государственной думы Сергей Нарышкин, генеральный директор агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, председатель Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье.

Последний, кстати, весьма негативно высказался о санкциях, введенных в отношении нашей страны. По мнению главы ассоциации, антироссийские санкции нанесли серьезный ущерб торгово-экономическим связям между Россией и Евросоюзом. «Экономические запреты, введенные против России, неэффективны и бьют прежде всего по европейским компаниям», – убежден Пегорье.

Но, несмотря на серьезный урон от санкционных действий западных стран, главной темой форума в Тюмени стали не экономические запреты, а инвестиционный потенциал российских регионов, которые могут стать настоящим спасательным кругом для страны. «Тиражирование опыта Тюменской области было бы крайне полезно для многих территорий. Это признанный центр экономической активности, – оценил достижения тюменцев председатель российской Государственной Думы Сергей Нарышкин.Область показывает впечатляющие результаты по привлечению инвестиций, и прошлый год не стал исключением».

Несмотря на серьезный урон от санкционных действий западных стран, главной темой форума в Тюмени стали не экономические запреты, а инвестиционный потенциал российских регионов, которые могут стать настоящим спасательным кругом для страны

Более подробно о жизни региона рассказал в своем выступлении губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Его речь произвела сильное впечатление на участников форума. Так, президент «Деловой России» Алексей Репик отметил, что изложенные тезисы могут стать основой структурных реформ российской экономики.

«Некоторые идеи, которые я услышал от губернатора Владимира Якушева, даже более смелые и более революционные, чем те, которые деловое сообщество на федеральном уровне пытается сгенерировать в своей среде», – отметил президент «Деловой России». Журнал tmn публикует выдержки из этого выступления.

DSC_2243-22

Владимир Якушев:

— …От того, каков будет инвестиционный климат в регионах, зависит и то, как в целом будет развиваться страна, потому что Россия – это регионы. Цель этого форума – выработка законодательных инициатив, направленных на решение проблем в экономике Тюменской области и других регионов, а значит, и всей страны.

Для развития малого и среднего бизнеса за последние 10–15 лет было сделано немало, но далеко не все, и поэтому сегодня я остановлюсь на некоторых вопросах государственного регулирования предпринимательства. В декабре 2008 года принят федеральный закон, который нормирует проведение проверок и ограничивает полномочия контрольно-надзорных органов. Недавно президент России поручил разработать типовую модель контрольно-надзорной деятельности, где не только сократить сами проверки, но и исключить дублирующие их функции. Мы считаем, что необходимо ввести еще и понятие контрольно-надзорного оптимума – то есть определить необходимый минимум проверок.

Мы предлагаем ввести прямую ответственность должностных лиц за неправомерные действия в отношении предпринимателя, если они привели к прямому ущербу либо потере бизнеса (такое, к сожалению, бывает). Эта ответственность должна выражаться и в финансовой форме, и в пожизненной дисквалификации тех, кто допустил подобную ситуацию осознанно и преднамеренно. Здесь уже нужно смотреть и на наличие коррупции.

Еще один аспект – это аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда. Считаю, что нужно перенести срок вступления в силу данного закона в отношении малого и среднего предпринимательства до 2018 года и потом, возможно, к этой теме вернуться. Это помогло бы малому и среднему бизнесу в нынешних условиях сэкономить достаточно приличные деньги.

В 2014 году принят федеральный закон о патентах для самозанятых, вводящий замену регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей для лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности. Это сдача жилья внаем, мелкая уличная торговля, надомные и квартирные ремонтно-отделочные работы, некоторые другие виды деятельности. Продажу патентов предлагается организовать через сеть Сбербанка, а выручку от их реализации направить в доход муниципалитетов. Система понятная: купил патент – значит, занимаешься этой деятельностью; патент закончился – либо купи новый, либо твоя деятельность будет незаконной.

Нашему сельскому хозяйству необходима мягкая индустриализация путем создания большого количества гибких современных производств, перерабатывающих основные местные ресурсы, имеющих качественную товарно-сбытовую сеть

Хотел бы остановиться еще на идеях, прозвучавших в послании президента 4 декабря 2014 года. Речь идет об установлении моратория на увеличение налогов, объявлении налоговых каникул для вновь создаваемых субъектов, о дальнейших ограничениях контрольно-надзорной деятельности. Мы считаем, что мораторий должен распространяться на весь комплекс предпринимательской деятельности, включая фискальные, контрольно-надзорные, имущественные условия. Должен быть также строго лимитирован рост тарифов, и бизнес должен понимать, что будет происходить в этом отношении. В Тюменской области мы установим мораторий на ухудшение условий. Мы сохранили 5%-ю ставку по налогу и точно так же вводим мораторий на ее поднятие. (На заседании областной думы 19 марта оба закона, анонсированные губернатором, единогласно приняты парламентариями и вступили в силу. – Прим. ред.).

Нашему селу необходима малая, или, как мы еще говорим, мягкая индустриализация – создание большого количества гибких современных производств, перерабатывающих основные местные ресурсы, имеющих качественную товарно-сбытовую сеть. Самое главное – это обеспечить село рабочими местами и помочь формированию семейного бюджета, чтобы жители сельской местности не оставались без работы, чтобы они не были получателями многих выплат из регионального и федерального бюджета и, в конечном итоге, не паразитировали на этом.

Нам предстоит решить вопрос активного стимулирования спроса на инновационную продукцию. Мы предлагаем выстроить его через ориентацию спроса со стороны государства, муниципалитетов, государственных и муниципальных организаций и учреждений, а также крупных корпораций. В этой связи предлагаю внести дополнение в соответствующие статьи 44-го и 223-го федеральных законов о приоритете инновационной продукции при размещении государственного и муниципального заказа. Конечно же, здесь необходимо делать акцент на отечественную инновационную продукцию.

Очень серьезная проблема во всех субъектах Российской Федерации – это наступление федеральных сетей, которые создают условия, при которых несетевая торговля (маленькие розничные магазины, торговля «у дома») становится экономически неинтересной. Есть опыт наших коллег из Европы, когда сетевым магазинам на законодательном уровне дается один день отдыха. Почему бы не рассмотреть эту возможность? Тогда мы могли бы сохранить достаточно большое количество рабочих мест, которые созданы малым бизнесом.

Сегодня в реестрах юридических лиц числятся тысячи предприятий, которые реально не работают. Они искажают статистику, создают большие сложности пенсионному фонду, налоговой инспекции. Мы предлагаем в качестве законодательной инициативы предусмотреть внесение депозита, чтобы в случае банкротства компании была возможность оплатить работу конкурсного управляющего.

На территории Российской Федерации находится очень много объектов, принадлежащих представителям малого, среднего бизнеса, которые, к сожалению, построены с нарушением определенных процедур. Эти объекты простаивают, они не введены в оборот. Можно было бы посмотреть процедуру, аналогичную дачной амнистии, и всетаки ввести эти объекты в оборот. Мы сохранили бы достаточно большое количество рабочих мест, и эти объекты работали бы на экономику страны.

Мы будем сейчас жить в непростых условиях. Тем не менее если бы не было государственной поддержки, если бы не было региональных и федеральных программ по субсидированию процентных ставок, по субсидированию первых взносов на лизинг оборудования, которое приобретал малый и средний бизнес, то, конечно, мы бы не смогли технически перевооружиться. Эти программы нельзя замораживать ни в коем случае.

Журнал tmn №22 (февраль – март 2015)
текст Михаил Захваткин
фото Александр Аксёнов

we-enter