we-enter
11:11 / 25 Ноябрь 2019

Есть ли жизнь после факапа: как потерять клиентов и репутацию, но двигаться дальше

Есть ли жизнь после факапа: как потерять клиентов и репутацию, но двигаться дальше

we-enter

Я Михаил Семёнов, основатель первой в России франшизы по застройке мероприятий, объектов ритейла и HoReCa под названием QBIK. Два года назад моя компания была в шаге от закрытия. В 2017-м я потерял 50 миллионов рублей. Мой экс-ведущий менеджер по бизнесу, уходя скопировал производственные технологии и пытался увести клиентов. Сейчас я спокойно вспоминаю эту ситуацию. Я перезапустил бизнес, вернул и даже увеличил доходы, доверие к нашему продукту. А в сентябре объявил о запуске своей франшизы в российских городах.

 
 


 
 

С чего всё началось

В 2015 я поступил в Московскую школу управления «Сколково» с грантом на обучение. Я был на эмоциональном подъеме. Моей компании QBIK всего 2 года, она классная. Всё получается, бизнес развивается, продукт всем очень нравится. Тогда в школе нас учили, что нужно диверсифицировать риски, уходить от сезонности. Так как мой бизнес больше сезонный, я думал, чем же мне закрыть месяцы просадки, например, после Нового года до весны, чтобы уйти от спада.

На учебе я познакомился с ребятами, которые занимались развитием территории курорта «Роза Хутор», и мы даже съездили туда отдохнуть. Всё это время я задавался вопросами: «Где люди зарабатывают деньги зимой? Где их тратят?» Ответ пришел быстро: «Там, где отдыхают – в горах». Поэтому я подумал, что нужно там организовывать какой-то бизнес. Собрал все силы, придумал проект JINJI – гастрономическая деревня в горах в китайском стиле. 2017-й был годом красного петуха, поэтому мы решили сделать именно такую концепцию. По замыслу в JINJI люди могли купить бургеры, сувениры, перекусы, фрукты. Выстроить деревню мы планировали из наших деревянных домиков – кьюбиков. Я пригласил в партнеры хорошего креативщика, который должен был придумать концепцию. На тот момент мне говорили про сомнительный бэкграунд этого человека, но я думал, что поступлю умнее – просто не буду подпускать его к финансам.

Я влез в долги, кредиты, заложил машину в банк, словом, испытал все прелести кризиса в бизнесе

 
 


 
 

Как всё развивалось

И вот мы залезли в эту историю. Вложили 15 миллионов рублей в производство огромной конструкции. В суматохе я доверил партнеру заниматься сбором денег с потенциальных арендаторов. Он продавал места торговли, если так можно сказать. Я допустил первую ошибку, потому что в какой-то момент партнер исчез с собранными 10 миллионами рублей. Он был опытным игроком гастрономического рынка и знал все нюансы санитарно-эпидемиологических норм и правил, пожарных обработок, технических требований по организации работающей площадки, например, куда сливать воду. Я был далек от этого, поэтому остался без денег с запущенной площадкой, злыми арендаторами, которые уже заплатили деньги, и в полном неведении, как всем этим управлять. Дело было под Новый год.

Но я еще горел своей идеей, верил, что получится, что сейчас после праздников мы отобьем деньги, и решил продлевать проект. Это моя вторая ошибка. JINJI нужно было закрывать.

 
 


 
 

Вот это поворот

Итак, что я сделал дальше? Я взял деньги из работающего бизнеса QBIK и вложил в JINJI, чтобы доделать проект, запустить его, нанять туда людей. Следующие три месяца – январь, февраль, март – гастродеревня работала на средства кьюбика. Я был уверен, что верну деньги, везде выиграю и закрою долги. В 2018-м планировал открыть гастродеревни на всех пересадках горнолыжного курорта. Но не тут-то было! Приходила санэпидстанция и закрывала нас несколько раз, потом были проблемы на самой площадке.

Мы пропустили высокий сезон в январе и, естественно, совсем не заработали денег. Арендаторы стали волноваться, некоторые – съезжать. Я продолжал спасать бизнес JINJI, привлекая новых арендаторов, но полностью отключился управления QBIK. К марту проект гастродеревни прекратил свое существование. Я закрыл договоры, кое-как вывез с площадки оборудование, подсчитал убытки и понял, что у меня минус 30 миллионов рублей. Я влез в долги, кредиты, заложил машину в банк, словом, испытал все прелести кризиса в бизнесе.

Первое, что я сделал, — обзвонил и лично встретился со всеми экс-клиентами. На тот момент их было около 400

 
 


 
 

Вдруг со дна постучали

Параллельно я всё еще учился в «Сколково», в Гонконге. Я находился в другой стране с разницей во времени в 7 или 8 часов, когда стал замечать странное поведение своего основного менеджера, который вел все мои проекты. Я увидел непонятные движения на почте: пересылки писем на личные адреса, незапланированные отгрузки оборудования. У нас были неприятные телефонные разговоры с менеджером, но я всё еще верил, что, вернувшись в Москву, я смогу вместе с командой перезапустить JINJI и всё будет хорошо.

Прихожу в офис, сажусь перед компьютером и вижу: все запросы переправлены на личную почту менеджера. Оказалось, что он вывез часть оборудования со склада, чтобы скопировать технологию на другом производстве, скачал все чертежи, базу данных клиентов, переманил ключевых сотрудников и стал моим конкурентом. Новая компания начала с демпинга. Они заявляли: «Мы сделаем дешевле, чем QBIK», хотя это было ниже себестоимости. Я не мог поверить в происходящее. Но потом начал получать обратную связь от клиентов: «Ой, а мы думали вы закрылись! Нам говорили, что у вас старое сломанное оборудование, а вот открылась новая компания, и у них всё новенькое, чистое и свежее». Некоторые клиенты туда ушли – менеджер успел за спиной начать реализовывать проекты через чужое ИП. Первые три месяца после этого возвращения – март, апрель и май – я работал в ноль. Апрель 2017-го я встречал абсолютно один. На рынке с моим же оборудованием и технологиями работал конкурент, бизнес JINJI был уже закрыт. Я думал, это конец.

 
 


 
 

Спасительный апгрейд

Я закрылся, перестал доверять людям. После того случая я часто набирал и увольнял сотрудников. Полностью сменил около трех коллективов. С первыми обходился достаточно жестко: контролировал каждый процесс. И это было сложно, поскольку всё было завязано на мне. Первое, что я сделал, – обзвонил и лично встретился со всеми экс-клиентами. На тот момент их было около 400. Мы написали официальные письма о том, что материалы попали не в те руки и у нас всё хорошо, приезжайте к нам на склад, смотрите на оборудование. Начали делать клиентские мероприятия.

Есть ли жизнь после факапа: как потерять клиентов и репутацию, но двигаться дальше

Сегодня у нас в планах открывать сеть и увеличить оборот QBIK в десять раз

На самом деле вся эта ситуация только подтолкнула нас к тому, где мы сейчас находимся. Либо ты сгоришь, либо выживешь. Я год ходил к психотерапевту, так как испытывал панические атаки. А так посмотришь со стороны – ничего страшного не произошло, никто не умер. Я только недавно прорабатывал случившуюся ситуацию и меня наконец-то окончательно отпустило.

Есть ли жизнь после факапа: как потерять клиентов и репутацию, но двигаться дальше

Есть ли жизнь после факапа: как потерять клиентов и репутацию, но двигаться дальше
 

ЧТО Я ПОНЯЛ И СДЕЛАЛ ПОСЛЕ ФАКАПА:

1. Набрал команду и перестал менять людей;
2. Начал снова видеть и ценить потенциал людей;
3. Мы с ребятами переделали 100% оборудования, сделали новое и улучшили конструктив;
4. Стали более активно общаться с клиентами и благодаря этому удвоили годовой оборот компании;
5. Стали контролировать качество;
6. Так как появились первые конкуренты, мы стали внимательно слушать пожелания клиентов,
7. Стали выводить на рынок новые продукты;
8. Начали развивать PR, маркетинг, наняли более грамотный технический персонал;
9. Мы выросли в три раза, стали реализовывать вдвое больше проектов;
 

А еще я стал пунктуальным и больше времени уделяю своему здоровью и семье – раньше был немного занят для этого. Всё это вдохновляет меня и мою команду продолжать расти и развиваться. Теперь у нас в планах открывать сеть и увеличить оборот QBIK в 10 раз.

 
 

Фото из личного архива

 

we-enter