we-enter
13:07 / 13 Июль 2013

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

Евгений Гришковец убежден, что главная ценность бренда любого города — это люди. Те, кто, как минимум, не мешает другим любить свою маленькую Родину, как максимум — помогает приблизить ее к идеалу, закрепленному в слоганах пиар-кампаний.

we-enter

​​С реалиями жизни в небольшом сибирском городе Евгений Гришковец знаком хорошо. «Стаж» проживания в Кемерово — 32 года. Да и в Иркутске известный актер и писатель — частый гость. Здесь его всегда с нетерпением ждет не только преданный зритель, но близкие друзья. На этих улицах снималась его знаменитая «Сатисфакция».

В мае Гришковец представил на сцене Иркутского драматического театра свою новую работу «Прощание с бумагой», а за полчаса до спектакля поделился с «Провинцией» своим мнением о том, что на самом деле сегодня влияет на восприятие Иркутска людьми приезжими. Со стороны оно, наверное, виднее...

О МОСКВЕ И «НЕ МОСКВЕ»

Когда люди узнают, что я живу в Калининграде, а не в Москве, они очень удивляются. Отчего-то, если человек известен или успешен, ему нужно обязательно жить в столице. Очень мало талантливых и знаменитых людей остались в тех городах, где родились. На самом деле, не везде в мире так. Есть страны централизованные и нецентрализованные. Например, для Германии Берлин совершенно не то, что Москва для России или Париж для Франции.

Брендинг территорий — это попытка вернуть провинции некую привлекательность. Вся беда нашей страны в том, что в провинциальных городах сегодня нет никаких условий для накопления человеческих ресурсов.

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

«Очень многие уехали из Сибири. По разным причинам. Я тоже оставил Кемерово. За 32 года надоело мерзнуть. Уезжая, я подарил друзьям все свои тулупы, шапки, меховые ботинки и сказал, что больше этого в жизни носить не буду.»

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

У России очень большая и климатически тяжелая территория. Из Сибири многим хочется перебраться туда, где теплее и «культурнее». Людям определенных профессий в глубинке объективно сложно. Если бы я был, скажем, геологом, мне бы, наверное, и не было большой нужды уезжать ближе к Москве. Но, если человек занимается некой культурной деятельностью, то его почти наверняка вытянет в столицу. И я, если честно, не знаю, что нужно (и возможно) изменить в провинции. Как создать в небольших городах условия, в которых люди амбициозные и талантливые захотят остаться и жить? Большой вопрос...

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

Фото: Марина Карпий

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

«Главным брендом города всегда будут люди, что в нем живут. Вспомните, как везде выставляется вперед список знаменитостей, которые не где-нибудь, а «у нас» родились, жили и провели последние годы жизни»

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

О ЛЮДЯХ С ИМЕНЕМ

Калининградцы (даже те, что не читали моих книжек) очень гордятся тем, что Гришковец обосновался в их городе. Я и сам это все время подчеркиваю. Это мой вклад в имидж Калининграда — города, где я живу, куда всегда и отовсюду возвращаюсь.

А что в Иркутске? Кто из знаменитостей живет здесь сейчас? Кто говорит об этом, прославляя город? Вы уверены, что рядовой житель Рязани знает, что Мацуев — в прошлом иркутянин?

Кто-то, парируя мне, скажет, что в Иркутске жили многие известные писатели. Но давайте будем честны перед собой: в тур по вампиловским местам поедут единицы. Этого для брендинга мало.

Между тем, публично вспоминая о своих провинциальных корнях, известные люди могли бы таким образом отдавать некий долг городу, где они родились, играли в песочнице, ходили в школу. Это несложный способ помочь месту, где живут их родители и находятся могилы предков.

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

Фото: Марина Карпий

О родном Кемерово я тоже всегда помню, пишу о нем — как минимум две моих книги посвящены этому городу, и он постоянно фигурирует во всех моих произведениях. Что я еще могу сделать?

Не скрою, Кемерово — город тяжелый, людям живется там не сладко. Сложно зарабатывать, не лучшая экология… Но это часть моей жизни. С этим городом у меня связано немало замечательных воспоминаний. И они помогают мне сохранить любовь к Родине. У меня было прекрасное детство и юность. Других уже не будет, и прошли они здесь, в России, в Кемерово.

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

«Скажем, если бы Ваня Вырыпаев жил не в Польше, а в Иркутске, это было бы более привлекательным моментом, чем десяток памятников архитектуры или наличие Байкала поблизости»

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом 

О ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ВУЗАХ И СТОЛИЧНЫХ ГОРИЗОНТАХ

Учился я в Кемеровском государственном университете, на филфаке. Университет славился нашей кафедрой теории литературы. Вот это был бренд! Фирменный знак!

Раньше существовало довольно много хороших провинциальных университетов. Не покидая родного города, можно было получить высшее образование, абсолютно сопоставимое с московским и питерским. Сейчас в силу многих причин провинциальное образование сильно деградировало, и молодежь рвется в серьезные университеты. Моя дочь тоже будет учиться в Москве, потому что, каким бы прекрасным ни был Калининград, по моему убеждению, человек не может получить там достойное гуманитарное образование. И вот одна из тех проблем, над которыми сегодня, нужно работать государству.

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

«Сегодня люди бегут из провинции еще раньше — не после вуза в поисках хорошей работы, а практически после школы»

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

О БАЙКАЛЕ И СЕРВИСНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Разумеется, перед Иркутском сегодня стоит задача не только удержать людей от переезда, но и привлечь в город туристов. Потому создание бренда города приобретает для Иркутска особую важность.

Вы просите меня назвать хотя бы три преимущества Иркутска, которые можно было бы выставить в качестве ценностей бренда. Отвечу — Байкал перебьет все. Но одной близости к Великому озеру недостаточно. Нужно обеспечить туристам хороший сервис.

Пока, к сожалению, Иркутск принимает гостей отвратительно и по ужасным расценкам. А хамство и непрофессионализм способны перечеркнуть любые красоты природы. Турист, который приехал на Байкал из Англии или Германии, не сможет попробовать здесь даже хорошо приготовленного омуля. Потому что, по моему убеждению, подавать эту рыбу, запеченной с луком и под сыром — это убийство вкуса.

Другая реальная ситуация. Я прилетаю в Иркутск, еду в машине и вижу кричащую рекламу «Гостиница. Номера от 2 990 рублей». Это 100 долларов за ночь в самом дешевом номере отеля. Я в нем прожил довольно долго и знаю, чего лишен «бюджетный вариант». Так вот в Калининграде самый недорогой номер в гостинице «Турист» на порядок выше уровнем и стоит 1 400 рублей в сутки. Он и в рекламе сильно не нуждается — всегда полно постояльцев. Казань, к слову сказать, тоже смогла перебороть в себе жажду скорой наживы, и теперь там от туристов отбою нет.

Еще цифры для сравнения. Стейк из лосося в иркутских ресторанах стоит в среднем не дешевле 600 рублей, то есть 20 долларов. За эти деньги я могу в Париже пообедать.

Так что подход к туристам городским заведениям явно стоит пересмотреть. Нужно учиться и работать не на авось, тогда бренд будет подкреплен реальными достоинствами.

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

Съемки «Сатисфакции». Фото: Денис Савинов

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

«Бренд должен рекламировать реальные достоинства. Иркутску еще только предстоит их создать»

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

О СВЯЗИ ПОНЯТИЙ «ЛЮБИТЬ» И «ДЕЛАТЬ ДЛЯ» 

Создавать бренд нужно в первую очередь для того, чтобы просто обеспечить горожанам и туристам достойные условия. У человека должны быть основания для гордости за Иркутск.

Пока кардинальных перемен в лучшую сторону я у вас не наблюдаю. Да, за последние два года Иркутск очень преобразился внешне. И в этом работа мэрии видна. На карте города появились новые красивые места, стало чище.

Но теперь нужно работать не только над формой, но и над содержанием городской жизни. Для этого власти придется проявить большую волю. Думаю, чиновники должны связывать свое будущее и перспективы своих детей с родным городом и регионом, а не с заграницей. Тогда каждое административное решение будет наполнено здравым смыслом. Тогда никто не усомнится: власти относятся ко вверенному им городу с любовью и не мешают другим его любить.

Однако кроме воли чиновников, городу нужно не менее заботливое, ответственное отношение каждого горожанина. Врач должен лечить, повар — восхитительно готовить, госслужащий — не воровать, а дворник — идеально подметать. Каждому надлежит делать свое дело и делать его хорошо.

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

Съемки «Сатисфакции». Фото: Денис Савинов

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

«Воспитывайте своих людей. Я когда в Кемерово приезжаю, то вижу такой плакат: „Кузбасс — родина талантов“»

Евгений Гришковец: Брендинг с человеческим лицом

 А пока получается, что иркутский бизнесмен купил китайские помидоры или яблоки, и продал их своим горожанам втридорога. Полицейский взял взятку. Кто-то что-то украл. В аптеку завезли плохие лекарства. В театре выставили высокую аренду, а заплатил ее, в конечном счете, зритель....

Вот и пожалуйста… Тяжелая атмосфера создается силами тех же горожан, которые говорят, что любят город. Как можно любить Иркутск, думая только о себе и наплевательски относясь к соседям, к землякам?.. Замкнутый круг получается. Вывод: любишь родной город — полюби своего соседа прежде всего.

Фото обложки: Марина Карпий

Материал с сайта: http://the-province.ru/people/evgenij-grishkovets-o-brende-irkutska

we-enter