we-enter
12:04 / 10 Апрель 2014

Душа Севера – его люди

Душа Севера – его люди

Интервью с губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным

we-enter

Север воспитывает человека. Дело лучше любых слов, природа – это мать, а не источник благ, твой ближний – любой человек на Земле. Жизненный опыт здесь лежит в основе всего, но источником прогресса становится молодость. О том, как все это связано с политикой, журналу «Тюмень» рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

«Тюмень»: По кремлевскому рейтингу российских губернаторов, где главы регионов получают за свою работу оценки, вы уже три года – круглый отличник. Наверное, непросто удерживать планку на протяжении нескольких лет? Какие проекты помогли вам сделать это и какие из них наиболее значимые?

Дмитрий Кобылкин: Непросто, да. Вообще быть первым всегда сложно. И даже не потому, что работы действительно очень много. Главная сложность, на мой взгляд, – в огромном грузе ответственности за людей, за благополучие ямальцев, за весь округ, за его будущее. И все проекты, которые мы вместе генерируем и воплощаем в жизнь, направлены на это. Они на слуху, о них много говорят, а выбрать из них более значимые, считаю, невозможно. Что важнее – проложить в округе нормальные дороги, что мы делаем с опережением графика в рамках проекта «Северный широтный ход», или построить для северян достойное жилье? До 2015 года мы, кстати, запланировали ввести в строй более миллиона квадратных метров и только в этом году сдадим свыше 220 тысяч квадратных метров. Такой планки Ямал еще не брал. Или все силы бросить на медицину, ведь по здравоохранению ввиду разных причин у моих земляков очень много вопросов?.. Или львиную долю внимания уделить экологии, ведь известно, что Крайний Север ошибок не прощает? Очевидно, что все эти направления – критически важные. Но все они и многие другие обоснованно и оправданно ложатся в одну канву – освоение Арктики. Наши предки пришли сюда в незапамятные времена, эта территория – родина не только коренных народов Севера, но и наших детей. Работать на благо Ямала, России – честь для меня.

На международной конференции в рамках визита на Ямал делегаций российских и международных представителей Арктического совета вы заявили о необходимости создания «единых правил игры» для всех арктических территорий. Каким стандартам, прежде всего, должна соответствовать любая организация, начинающая работу в Арктике?

Высочайшим стандартам экологической безопасности – причем в самом широком смысле – и стандартам социально ответственного бизнеса. Без четкого понимания хрупкости северной природы, без осознания того, что от твоей деятельности зависит благополучие немногочисленного народонаселения Ямала, здесь делать нечего. Наши давние партнеры – «Газпром», «НОВАТЭК», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» – это понимают… А новым партнерам мы это объясняем.

Если говорить подробно, то при продвижении за Полярный круг, в морскую акваторию, следует придерживаться трех ключевых принципов. Первый – применять передовые технологии, препятствующие «растеплению» вечномерзлых пород, предохраняющие от техногенных ЧП, и всячески стимулировать разработку таких технологий. Второй принцип – осуществлять всеох-ватный глубокий мониторинг почв, вод и атмосферы, организовывать тщательное научное сопровождение строительно-монтажных, буровых, транспортных работ – на всех этапах. Третий – ради бережного освоения большой Арктики консолидировать усилия регионов и государств циркумполярного мира. Это должны быть согласованные правила поведения, взаимовыручка, в первую очередь при ликвидации аварий, совместные исследования в сфере состояния и защиты окружающей среды, климатологии. По этим направлениям и работаем. 

До 2015 года мы запланировали ввести в строй более миллиона квадратных метров и только в этом году сдадим свыше 220 тысяч квадратных метров. Такой планки Ямал еще не брал

В СМИ сегодня идут активные дискуссии по поводу экологической безопасности в Арктике. В своих выступлениях вы неоднократно подчеркивали необходимостьвнедрения ресурсосберегающих технологий, работающих без вреда для природы. Создана ли комиссия по контролю экологической безопасности в ЯНАО, какая работа ведется в этом направлении?

Эта комиссия создана два года назад. Она постоянно действующая, участники собираются один раз в квартал для обсуждения и принятия решений по самым актуальным для региона вопросам.

Кроме того, у нас на Ямале развернута территориальная система экологического мониторинга. Наблюдения ведутся с 12 полигонов. На будущий год планируем увеличить их число до 15. Задача – выявить степень загрязненности земель, рек, озер. Причем в этот процесс вовлечены и компании-недропользователи. Постановлением окружного правительства введено положение, Эта комиссия создана два года назад. Она постоянно действующая, участники собираются один раз в квартал для обсуждения и принятия решений по самым актуальным для региона вопросам. Кроме того, у нас на Ямале развернута территориальная система экологического мониторинга. Наблюдения ведутся с 12 полигонов. На будущий год планируем увеличить их число до 15. Задача – выявить степень загрязненности земель, рек, озер. Причем в этот процесс вовлечены и компании-недропользователи. Постановлением окружного правительства введено положение, согласно которому предприятия предоставляют данные экологического мониторинга в границах своих лицензионных участков. Эти данные заносятся в информационную базу, позволяющую оперативно отслеживать ситуацию в целом и в отдельных зонах, делать сравнительный анализ. В случае возникновения очевидных либо потенциальных угроз окружающей среде мы оперативно принимаем решение о проведении мероприятий по их ликвидации.

Не так давно у нас состоялось интервью с Юрием Шафраником, где он подчеркнул важность научного исследования Арктики. Особенную актуальность такие исследования получают сегодня, в период активного освоения территории. ЯНАО можно назвать выходом в «заповедную зону». Какая научная деятельность разворачивается в округе? Может быть, уже есть ее результаты?

Я убежден: наука должна не догонять, а опережать промышленное освоение. Мы действительно много внимания уделяем укреплению научной базы на Ямале. Буквально на днях завершится вторая экспедиция «Ямал-Арктика – 2013». Первую, если помните, мы провели в прошлом году совместно с Росгидрометом. Впервые в постсоветскую эпоху отдельно взятый регион инициировал, организовал и приступил к широкому исследованию состояния прибрежных материковых, островных территорий, морской акватории. Чрезвычайно важно знать состояние флоры и фауны в арктических акваториях: насколько природа справляется с загрязнением, поступающим в том числе со стоками Оби. Как сказывается потепление климата, обмеление рек, какова степень деградации вечномерзлых пород. В экспедиционном отряде – биологи, гидрологи, геофизики, метеорологи, океанологи, представители других научных направлений из федеральных НИИ, институтов РАН, университетов, ямальского центра изучения Арктики. Сейчас ждем результатов. Эта информация позволит нам полнее понимать и контролировать ситуацию, а в дальнейшем – искать пути ее улучшения. Арктика – очень взаимосвязанный и взаимозависимый регион. Техногенное воздействие в той или иной ее точке аукается на всей планете. Мы это понимаем, как никто другой. Потому любой шаг дальше на Север выверяем более чем тщательно.

Каковы задачи III Международного арктического форума «Арктика – территория диалога»?

Они обоснованы темой форума – «Экологическая безопасность в Арктике». До сегодняшнего дня ни одна страна не предложила единого подхода, одной общей программы по безопасному развитию Арктики. Поэтому такие мероприятия крайне важны для определения общей для всех позиции, общих правил для всей территории циркумполярного региона, ну и, безусловно, для нашего округа. Ведущие эксперты обсудят и примут решения по таким темам, как изменение климата, охрана окружающей среды при освоении и использовании ресурсов Арктики, сохранение биоразнообразия региона, поддержка коренного населения. Главная наша задача – получить максимально объективную картину того, что сейчас происходит в Арктике и куда и как двигаться дальше. При проведении прикладных исследований в местах непосредственного применения технологий это позволит нам максимально быстро отобрать наиболее эффективные из них.

До сегодняшнего дня ни одна страна не предложила единого подхода, одной общей программы по безопасному развитию Арктики
До сегодняшнего дня ни одна страна не предложила единого подхода, одной общей программы по безопасному развитию Арктики

Жителям современных городов непросто понять, как устроена жизнь на Севере. Расскажите о своем знакомстве с народами, населяющими Ямал. Что в их образе жизни ценно лично для вас?

Наверное, соглашусь с тем, что коренные северяне – люди особые. Кстати, слово «ненец» в переводе на русский – «настоящий человек». И в этом большой смысл. Такое самоуважение, чувство собственного достоинства, как у моих земляков, редко где встретишь. Еще невозможно не сказать и о такой черте, как бережное отношение к своей земле. Ни один тундровик не добудет больше рыбы, чем ему нужно, чтобы накормить семью. То же касается и охот

Главная наша задача – получить максимально объективную картину того, что сейчас происходит в Арктике и куда и как двигаться дальше

Север – это не только нефтегазоносная земля, богатая уникальной природой и самобытным укладом жизни, но, прежде всего, стихия. Как вы столкнулись с «душой Севера»? В чем ее увидели? Может быть, вспомните какой-то яркий случай из жизни?

Я бы так сказал: душа Севера – это его люди. Мы с супругой в Тарко-Сале приехали, по-честному, чтобы выжить. Приехали по сути на пустое место. Ни кола ни двора, ребенок на руках. Нас приняли, приютили с открытым сердцем, абсолютно бескорыстно. Так, кстати, принимают путника и в тундре. Разместят в лучшем, самом теплом месте в чуме, накормят-напоят. Человек человеку на Севере интересен, относятся здесь друг к другу более бережно. Наверное, сама природа так предопределила. Иначе не выжить. Климат в Заполярье все-таки суровый…

На ваш взгляд, как Север может изменить человека? И как он изменил вас?

Может. Еще как. В силу объективных географически-климатических причин здесь все более конкретно. Например, болтуны на Севере практически не встречаются. Ценятся люди дела. Поэтому все, кто приезжает в высокие широты, либо принимают правила игры и становятся настоящими людьми и крепкими профессионалами, либо быстро возвращаются назад. Для меня Север – настоящая школа. Именно здесь я стал тем, кто я есть.

Дмитрий Николаевич, вы пришли в политику из бизнеса в возрасте 31 года, став заместителем главы Пуровского района. Сегодня молодые люди все чаще заявляют о себе во властных структурах. Как вы считаете, это идет на пользу власти?

Да, я так считаю. У молодых нет зашоренности, они активны, с инициативой и нестандартным подходом все в порядке. А останавливаться в развитии региону недопустимо. Современный мир все более ускоряется, и нашей стране отставать никак нельзя. Скажу в продолжение предыдущей темы – на Ямале вообще не особо смотрят на возраст. Здесь доверяют человеку. И вот тут уже от самого человека зависит – как он себя покажет, сможет ли соответствовать ожиданиям, пойдет ли дальше или от него откажутся, как от ненадежного… Но здесь важен один момент: рядом с молодыми должен быть опытный наставник, который поможет, поддержит, вовремя подскажет. У нас происходит именно так.

В одном из ваших первых интервью, времен, когда вы были заместителем Анатолия Острягина, главы Пуровского района, вы сказали, что самое ценное для вас – дружба. Какие еще приоритеты появились в вашей жизни?

Они не появились – они выкристаллизовались, что ли, стали более емкими. Семья, благополучие земляков – приоритет безусловный. Жить и работать так, чтобы не было стыдно перед стариками и детьми. Быть полезным Родине. Делать свое дело на совесть и жить по чести. Это для меня главное.

Текст: Илья Серебрянников

Источник: журнал "Тюмень" № 13

we-enter