we-enter
17:08 / 9 Август 2016

Высший пилотаж

Высший пилотаж

О фигурах высшего пилотажа рассказал чемпион Тюменской области по высшему пилотажу на поршневых самолетах Алексей Самоловов.

we-enter
1

Алексей Самоловов,

заместитель генерального директора по развитию ЗАО «НПП «Сибтехноцентр», летчик-спортсмен, чемпион Тюменской области по высшему пилотажу на поршневых самолетах, высококлассный авиационный инженер и руководитель проекта по созданию нового российского пилотажного самолета.

 

1tmn.ru: Алексей, вы член совета Федерации самолетного спорта Тюменской области и действующий чемпион области по высшему пилотажу. Расскажите, пожалуйста, об этом виде спорта.

Алексей Самоловов: Высший пилотаж, пожалуй, самый захватывающий и экстремальный вид самолетного спорта, год от года набирающий всё большую популярность среди деловых людей не только Тюменской области, но и всей России. Прежде всего, немного расскажу о том, что вообще такое высший пилотаж с точки зрения строгих спортивных определений. Каждая фигура пилотажа – это совокупность различных линий (горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых и частей окружностей в прямом и перевернутом полете) и вращений (штопоров, управляемых, фиксированных и штопорных положительных и отрицательных бочек).

Например, вираж с бочками представляет собой разворот на 360º в горизонтальной плоскости (вираж) с одновременным вращением самолета вокруг продольной оси (одна бочка – 360º); бочек может быть от двух до четырех, они должны быть выполнены с постоянной угловой скоростью и равномерно расположены по виражу.
 
 

Оказывается, за поэзией воздушных фигур стоит длинный перечень спортивных требований.

Да, разумеется. Высший пилотаж – это не только самый зрелищный, но и самый технически сложный вид самолетного спорта, в котором как от летательного аппарата, так и от летчика требуется использование своих предельных возможностей. Чемпионаты Европы, мира, Всемирные воздушные игры – это всегда экстремальные соревнования и в самообладании, и в физической выносливости, и в мастерстве пилотирования, и в летных качествах самолетов.

На соревнованиях летчики-спортсмены демонстрируют судьям выполнение нескольких комплексов фигур высшего пилотажа, каждый комплекс выполняется отдельным полетом

При этом до недавнего времени два комплекса – обязательный и произвольный, – спортсмены тренировали в течение сезона, а третий и четвертый – так называемые «темные», – летали «с листа», без предварительных тренировок. С этого сезона только один комплекс известен спортсменам заранее, а три остальных – выдаются судьями незадолго перед полетом.

Если учесть, что чистота различных эволюций самолета оценивается судьями с точностью до градуса, все фигуры должны быть выполнены в очень небольшом, четко размеченном пространстве, а пилот испытывает в процессе исполнения комплекса серьезные перегрузки, то становится очевидным, что высший пилотаж – это спорт для людей сильных как телом, так и духом. Это спорт настоящих бойцов – людей отважных и рисковых. И вместе с тем – это спорт для тех, кто умеет мгновенно оценивать обстановку, быстро принимать решения и сохранять хладнокровие, не теряя азарта погони. Образно говоря, высший пилотаж соединяет в себе интеллектуальный вызов шахмат со спортивной яростью «Формулы-1».
 
 

34354

 

Отвага, самообладание, здоровый авантюризм, готовность к риску и мгновенному принятию решений, пожалуй, это роднит летчиков-пилотажников и успешных бизнесменов. Не в этом ли секрет растущей популярности этого дорогого и престижного вида спорта среди деловых людей всего мира?

Да, пожалуй. Есть и еще один аспект. Бизнес-успех, увы, зачастую имеет оборотную сторону – стресс. Но стоит вам подняться в облака и взглянуть, как писал Антуан де Сент – Экзюпери, «на нашу прекрасную Землю» сверху, вам словно открывается подлинный мизерный масштаб всех наших тревог, проблем и волнений перед эйфорией абсолютной свободы, которую можно испытать только в небе, только управляя во всем тебе послушной крылатой машиной… В этом смысле – высший пилотаж не только прекрасный способ поддержания отличной физической формы, не только по-настоящему увлекательный спорт, но и замечательное средство «прочистки мозгов», восстановления душевных сил, обретения поистине дзенского покоя.
 
 

Алексей, вы уже несколько раз упоминали о том, что высший пилотаж – это соревнование не только летчиков-спортсменов, но и самих самолетов. Не могли бы вы поподробнее остановиться на этом аспекте самолетного спорта вообще и высшего пилотажа в частности?

Высший пилотаж – действительно в высшей степени технологичный вид спорта. Ведь каким бы незаурядным мастерством пилотирования не обладал летчик-спортсмен, если мы посадим его на тяжелую и неповоротливую махину с маломощным двигателем и хлипкой, не выдерживающей серьезных перегрузок конструкцией, толку от его навыков и умений будет немного. Здесь снова весьма уместно будет сравнение с гонками «Формулы-1» – за успехами пилота гоночного болида стоит и конструкторский гений, и инженерное чутье, и ловкость механиков всей «конюшни»… Разумеется, чтобы выжать из супер-болида всё, на что он теоретически способен, нужен талантливый пилот, способный работать на пределе человеческих возможностей. Но и супер-гений не выиграет ни одной гонки на «трахоме». То же справедливо и для высшего пилотажа. Да, роль пилота велика. Это особенно ярко демонстрируют чемпионаты, на которых все летчики-спортсмены соревнуются на самолетах одного типа, например, классике советского и российского самолетного спорта – Як-52. Но чем выше класс соревнований, тем выше «вклад» техники в совокупные возможности «дуэта» летчик – самолет. Так, в соревнованиях класса advanced (продвинутый – англ.) и unlimited (без ограничений – англ.) можно видеть большое разнообразие летательных аппаратов.

3435
 

Усложнение программ соревнований заставляет конструкторов постоянно работать над совершенствованием самолетов, что, в свою очередь, позволяет еще более усложнить и разнообразить пилотаж

Таким образом, соревнования по высшему пилотажу – это соревнования не только летчиков, но и конструкторов. Это большой бизнес. Советская и российская национальные команды до недавнего времени летали только на отечественных самолетах фирм Яковлева и Сухого, принимая непосредственное участие в их создании. Самолеты Су-26 и Су-31 благодаря современным технологиям и широкому применению композиционных материалов позволяют летчикам выполнять программы соревнований с перегрузками ± 12g и выше по праву считаются одними из лучших пилотажных самолетов в мире. (Величина перегрузки показывает во сколько раз сила, вжимающая (+) или вытягивающая (-) летчика из кабины, превышает его вес).
 
 

Выходит, за ярким фасадом невообразимых фигур, выписываемых в небе отважными летчиками, стоят высокие технологии, вдохновенные поиски все более совершенных материалов и конструкций, новых возможностей и новых пределов пилотирования…
Да, именно так.
 
 

567

Exif_JPEG_420
 

Алексей, вы и сами не остаетесь в стороне от этих поисков и инноваций. Впрочем, для высококвалифицированного авиационного инженера с двадцатью годами международного опыта это, наверно, вполне предсказуемо… Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте создания нового российского пилотажного самолета. Как вы пришли к мысли о вложении, надо думать, немалых средств в этот проект? Что это будет за машина? Какие цели вы перед собой ставите? Чем вдохновляетесь? Кто работает в вашей команде?

Начать, пожалуй, следует с того, что некогда всеохватный ДОСААФ, в советское время привлекавший в ряды летчиков-спортсменов десятки молодых людей, мало – помалу по тем или иным объективным и субъективным причинам, рассматривать которые мы здесь не станем, от самолетного спорта фактически самоустранился. С годами обветшал и утратил летную годность практически весь парк спортивных самолетов – главным образом Як-52 и Як-55, находившихся в распоряжении ДОСААФ. Ведущее место государства в развитии самолетного спорта в целом и высшего пилотажа в частности заняли многочисленные частные клубы и общественные федерации самолетного спорта, объединяющие летчиков – спортсменов страны. На смену государственной собственности на пилотажные самолеты пришла собственность частная.

Спрос рождает предложение – учит нас экономическая теория

Но не тут-то было. Пилотажных самолетов в должном техническом состоянии и за приемлемые деньги в России не так уж и много: Як-52 и ЯК-55 больше не производятся, да и конструктивно уже не отвечают современным требованиям безопасности и экономичности. Увы, в прошлом осталось и производство таких замечательных самолетов как Су-26, 29 и Су-31. Знаете, у китайцев есть проклятие: «Жить тебе в эпоху перемен». Можно сказать, что этой «троице» КБ Сухого на редкость не повезло со временем появления на свет: пик их освоения пришелся на период политического и экономического кризиса конца 1980-х, развал страны, «лихие» 1990-е. В России осталось совсем немного «живых» экземпляров этих самолетов, некогда переданных в распоряжение ДОССАФ. Со сворачиванием сколько-нибудь значимого государственного заказа, было прекращено и единичное выполнение частных, в основном зарубежных заказов – дело в том, что и конструкция и технология изготовления этих самолетов была «заточена» по массовое производство на основе госзаказа. Кроме того, Су-26 и Су-31 – самолеты, для совладания с которыми требуется огромный опыт и настоящее мастерство, они не подходят и для «середнячков», не говоря уж о тех, кто только начинает свой путь в самолетном спорте. Разумеется, очевидный выход – импорт иностранной техники, благо, что за рубежом есть немало фирм, десятилетиями специализирующихся на разработке и производстве спортивных самолетов.

7
 

Но мне больно смотреть на то, как теряются славные традиции отечественного самолетостроения, как исчезает, можно сказать, целая его отрасль…

Это тем более обидно, если учесть, что у нас есть всё, чтобы достичь успеха на поприще создания пилотажной техники: высококвалифицированные инженерные кадры, сосредоточенные в основном в Самаре, Москве, Жуковском, опытные летчики-пилотажники, способные оказать весь комплекс консультационных услуг, есть отличные отечественные разработки в сфере новейших композитных материалов, в области бортовых систем спасения, есть, наконец, когорта лучших летчиков-испытателей и, разумеется, есть потенциальный рынок, не ограничивающийся только территорией нашей страны. Моя мечта, как бы пафосно и дерзко это не звучало – вернуть России славу ведущей авиационной державы не только в сфере военного авиастроения, но и в сфере авиастроения спортивного. Согласитесь, любой россиянин гордился бы, если бы задумываясь о приобретении пилотажного самолета, летчик-спортсмен в любой точке планеты в первую очередь рассматривал бы варианты российских конструкторских бюро.
 
 

Несомненно. Если не секрет, кого из конкурентов вы хотите обойти?

Я буду считать свою миссию выполненной, если нам удастся превзойти американский Zivko-Edge или MXS, а то, чем черт не шутит, и знаменитый немецкий Extra (улыбается). Для начала, наш проект можно считать «ответом Глену Деллу» – конструктору из ЮАР, строящему недорогие самолеты из композитов, успешно выступающих в классе intermediate.
 
 

Алексей, расскажите немного о вашем первом детище. В Жуковском близятся к завершению работы по подготовке ко второму этапу летных испытаний созданного при вашем участии базового учебно-пилотажного самолета…

Совершенно верно. Наша команда сейчас работает над созданием базовой модели пилотажного самолета из современных композитных материалов с интересным, на мой взгляд, крылом, с современными бортовыми системами обеспечения безопасности и большим потенциалом последующей модернизации базовой модели вплоть до класса unlimited. Пока построен опытный образец самолета для начального уровня подготовки – так называемой 3-й лиги, говоря «правильным языком» – 3-го уровня сложности класса с ограничениями. Но это только начало, хотя эту модель уже можно будет использовать и как двухместный прогулочный, и как учебный и как пилотажный самолет для отработки базовых фигур высшего пилотажа. Прекрасный выбор для начинающих летчиков-спортсменов. И отличная основа для разработки целой линейки пилотажной техники.
 
 

43546

5w4456
 

Звучит как начало большого бизнеса. Это ваш сольный проект или вы открыты для потенциальных бизнес-партнеров?

В единении – наша сила. Буду рад, если проектом заинтересуются как готовые вложиться в создание новой легенды российского авиастроения мои коллеги – пилотажники, так и просто сочувствующие авиации и авиастроению патриоты России. Любой проект нуждается в инвесторах. Мой – не исключение. Солидному инвестору, кстати, наша команда готова сделать особый подарок – увековечить в названии самолета его имя.

Алексей
Самоловов

тел: +7 912 923 3390
e-mail: [email protected]

 

we-enter