we-enter
14:11 / 2 Ноябрь 2016

Век нефти закончился вчера

Век нефти закончился вчера

Владимир Левченко рассказал, почему российская экономика является стабильной, а курс рубля переоценен.

we-enter

18 октября известный российский финансовый аналитик Владимир Левченко выступил на финансовой конференции, организованной инвестиционной компанией «БКС Премьер». В личном интервью порталу 1tmn.ru эксперт рассказал, куда лучше инвестировать и кто виноват в сложившейся обстановке.
 

Досье


Владимир Левченко

известный российский финансовый аналитик; на российском фондовом рынке уже более 10 лет; с 2009 года является биржевым экспертом Бизнес-FM и ведет персональный сайт.

1tmn.ru: Владимир, как в целом вы оцениваете экономическую ситуацию у нас в стране?

Владимир Левченко: Пока что она напоминает болото. Такое, в котором идут процессы гниения, они экзотермические. Поэтому хуже особо не будет, а лучше не будет, потому что никто этого не хочет.
 

Никто – это кто?

Прежде всего – это те, кто принимают решения, да и люди рядовые не хотят. Они хотят, чтобы кто-нибудь пришел и что-нибудь им дал, раздал. Не удочку, а рыбу.
 

Если брать краткосрочные периоды. Аналитики придерживаются мнения, что в следующем году ситуация нестабильности продлится.

Нет на самом деле никакой нестабильности, есть стабильность стагнации. Посмотрите на весь этот год: что-нибудь произошло? В реальной экономике ничего и не произошло. Она в прошлом году достаточно серьезно упала, и вот так там и лежит. Ей там комфортно, она с этого дивана подниматься отказывается.
 

Будет ли она выравниваться хотя бы до прежних уровней?

В этом-то и вся проблема: нужно смотреть вперед. Но все хотят вернуться куда-то в прошлое и жить вчерашним днем. У наших регулирующих органов слово «завтра» отсутствует. До тех пор, пока мы будем сидеть ровно на одном месте, вместо того, чтобы занять место в глобальной цивилизации, ничего не изменится.
 

Что необходимо сделать для этого?

Вместо того чтобы выпадать из глобального разделения труда, чем занимаются в последние два года наши экономические ведомства, нужно, наоборот, туда максимально внедряться. Да, мы где-то потеряем, но очень много приобретем, потому что у нас действительно есть такие способности с колоссальными конкурентными преимуществами. Если совсем просто и афористично, то англичане и американцы (это те люди, которые создали всю мировую экономику) говорят: если вам необходимо сделать 10 одинаковых вещей, поручите это китайцам, но никогда не давайте русским – они сделают 10 разных. Если надо сделать что-то сложное, пусть это сделают немцы, или японцы, но немцы лучше. А если нужно сделать что-то невозможное, это сделают только русские. Мы умеем придумывать то, что нам самим не нужно, но потом находятся те, кто применяет это. Нам нужно грамотно уметь продавать наши возможности, создавая что-то такое невозможное. Мы же наоборот пытаемся конкурировать с роботами и с китайцами, но это большая глупость. Нужно перестать бояться внедрятся в мировую экономику. Мы что-то импортируем, но мы можем и экспортировать много, помимо сырья. Например, высокотехнологичную продукцию. Чтобы здесь был центр прибыли, нужно сделать очень простую вещь: создать условия, в которых люди, думающие «по-русски», не хотели уезжать из страны.
 

Если нужно сделать что-то невозможное, это сделают только русские. Мы умеем придумывать то, что нам самим не нужно, но потом находятся те, кто применяет это

Как вы думаете, какие действия со стороны государства, да и вообще населения, могут привести к окончанию кризиса?

Со стороны государства очень просто: нужно создавать некие инфраструктурные решения и внедрять принципы финансово-денежной экономики достижения в реальную жизнь. Один из примеров это многофункциональные центры. Раньше невозможно было обслуживаться комфортно в паспортном столе, а сейчас это работает как часы. Общение рядового человека с государственными службами стало хорошим, а это казалось нереальным. Эту процедуру надо внедрять дальше: в бизнес, в налоговые органы. Нужно уменьшать предельные издержки в экономике. У нас они колоссальные, это одна из причин низкой производительности труда в России по сравнению с другими странами.
 

Вы говорили, мы можем много чего производить. По вашему мнению, на сегодняшний день реально Россия может двигаться по пути импортозамещения?

А зачем? Какова цель импортозамещения? Давайте что-нибудь экспортировать, зачем замещать. Я прекрасно понимаю, какие у нас климатические условия, какие расстояния. У нас всё равно предельные издержки будут выше в любом случае. Введение ограничений, которые сделаны, например, на молочную продукцию, курсом рубля вы легко добиваетесь того, что здесь должно быть выгодней, чем везти откуда-то, а у нас вводят заградительные пошлины: цена вырастает, и все равно молоко дороже, чем в Европе.
 

_IMG_0902

Вы считаете, что мы вообще не должны заниматься никаким замещением?

Должны, но другими методами, это нельзя называть импортозамещением.
 

Хорошо. А в каких отраслях мы можем и должны это делать?

У нас уже есть налаженная инфраструктура по производству зерновых: Россия одна из крупных производителей зерна. Давайте больше экспортировать зерна и на эти деньги покупать другое продовольствие. Разделение труда великая вещь, рынок России очень маленький, мы – маленькая экономика. Есть закон размера рынка. Вы никогда мобильный телефон в России не сделаете. Мы потеряли этот рынок. Для этого нужна направленная государственная программа, с выстраиванием научных городков. Для этого нужно приглашать сюда лучших профессоров, а в нынешних условиях они не поедут.

Нам нужно встраиваться в цепочку разделения труда. Сейчас мир настолько глобален, что бессмысленно пытаться говорить, что мы у соседа не хотим покупать, если сосед делает лучше. Есть вещи, которые мы делаем лучше. Нужно заниматься высокотехнологичным производством. Например, у Boeing в Москве огромное конструкторское бюро, и люди работают здесь, и им платят деньги. Вот это надо развивать. Нужно вкладывать деньги в высокую науку. Если мы посмотрим по нашей истории, где мы делали прорывы, то это были серьезные научные фундаментальные исследования. Так давайте снова это делать, и добавленная стоимость здесь гораздо выше, чем в производстве каких-то станков.
 

Поговорим о валюте. На сегодняшний день мы видим снижение курсов. Как вы считаете, что нам в ближайшее время ждать от доллара, и стоит ли ожидать новых скачков?

Рубль, я считаю, переоценен на сегодняшний день по многим параметрам. У нас и бюджетный дефицит нарастает количеством производительных расходов. При таком курсе рубля идет всплеск импорта достаточно большой. Торгово-платежный баланс у нас сжимается, так что здесь особенных вариантов нет, и резервов фондов различных: правительственных и в виде повышения налогов. Они близки к исчерпанию. Мы только говорили о сельском хозяйстве: все уже давно дороже стоит, чем в Европе. И смотрите, что происходит: выпадение хотя бы на одну, на две ступени из системы мирового разделения труда приводит к падению производительности труда здесь, а это падение уровня жизни и, соответственно, падение курса валюты.
 

Нужно вкладывать деньги в высокую науку. Если мы посмотрим по нашей истории, где мы делали прорывы, то это были серьезные научные фундаментальные исследования

Вы говорите, что он переоценен? Какова его реальная стоимость?

Процентов на 20 сегодняшний день рубль переоценен точно.
 

Исходя из этого, возможны ли дальнейшие скачки доллара?

С долларом вообще всё хорошо, потому что американские компании самые технологичные. Мы наблюдаем окончание большого тридцатилетнего периода развития мировой экономики через развитие экспортных производств по всему миру. Этот период закончился, и динамика мировой торговли говорит об этом совершенно однозначно. Почему нефть упала в 2014-м году? Потому что до этого мировая торговля встала, просто дальше спрос на товары, которые, экспортируют периферийные экономики, замер и начал снижаться. Количество долларов, которые получают эти экономики, падает, и доллар оказывается в дефиците. И чем больше доля экспорта валового внутреннего продукта страны, тем больше будет проблем у такой экономики. У нас за последние два года усилиями экономических регуляторов доля экспорта ВВП выросла, мы потеряли в производительности труда и повысили зависимость от внешнего рынка. Таким образом, мы потеряли доступ к каким-то технологиям, то есть у нас экономика стала менее технологична. Огромное количество высокооплачиваемых людей уехало, потому что они себя здесь уже не находят. И мир постепенно уходит от зависимости от сырьевых товаров.

Начиная с 1970 года в каждом новом долларе мирового ВВП всё меньше и меньше сырья. То есть век нефти закончился уже вчера. Чем больше мы будем упираться в данную модель, тем более плачевные последствия будут, возможно, не завтра, но лет через пять мы их точно будет ощущать и понимать, что это серьезно и долгосрочно. И на каком-то более высоком серьезном уровне об этом только Герман Греф говорит на самом деле.
 

IMG_0920

То есть вы считаете, что цена на нефть высока?

Она может и не высока, но в мировой экономике не нужно столько нефти. Допустим, какого-то рода усилиями возможно будет поддерживать такую завышенную цену, но тогда еще быстрее наступит время, когда от нефти начнут отказываться более массово. На сегодняшний день поездка на электромобиле стоит дешевле, чем поездка на современном турбодизеле. Проблемы с эксплуатацией, конечно, присутствуют, но опять же, внедрение таких технологий приведет к тому, что автомобилей будет гораздо меньше, чем сейчас. Не нужно будет столько машин. Будет меньше стали, меньше энергии для выплавки этой стали. Вы будете тратить меньше топлива, потому что это будет экономичнее, пробки на дорогах исчезнут. Мир развивается. И это нормально. Нужно идти на шаг впереди. Нужно самим создавать новые потребности. А как их создавать? Нужно понимать, что я могу улучшить в своей жизни, если мне от этого становится комфортнее, значит и другим будет также.
 

Если вернуться к нефти и доллару. Это одна из ваших тем, о чем вы говорили сегодня.

Особенно для нефтяного региона это действительно важно. Во-первых, доллар в мире будет, скорее всего, расти, потому что вот эта модель развития, которая стартовала в 1985 году, завершена, соответственно те страны, у которых больше доля экспорта в ВВП, они будут получать меньше в долларах, будет долларовый дефицит. И американцы уже постепенно выходят из программ стимулирующих, сокращают баланс американского центрального банка.

Плюс ко всему мы с вами находимся в начале цикла растущих процентных ставок. Ставки в долларах стали расти потихонечку, и они будут расти еще лет 30–35. Это стандартные временные циклы. У американцев самая низкая доля экспорта в ВВП. Если они свои границы закроют, то рядовой житель США ничего не почувствует. Они делают всё у себя и являются крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции, кроме всего прочего. Дефицит доллара будет нарастать постепенно до определенного момента. В России такой курс рубля поддерживается за счет высоких процентных ставок.
 

Будет ли расти доля американской экономики в мировой?

Я думаю, будет либо сохраняться на тех же позициях, либо увеличиваться.
 

Любая прогрессивная финансовая система должна заниматься постоянным принуждением к инвестициям в самые передовые технологии

Может ли отразиться выбор нового американского президента на мировой экономике?

Это очень серьезная ситуация, поскольку впервые за достаточно долгий период действительно важно, кто победит. В этом случае я сторонник Трампа. По моему мнению, если он победит, то будет хороший экономический подъем сначала в Соединенных Штатах, а потом и во всем мире. Избрание Клинтон, скорее, приведет к новому кризису.

Трамп – тот человек, который может немного сдвинуть тот образ развития, который существует сейчас. Это, безусловно, приведет к еще большему укреплению доллара. Клинтон пойдет по уже существующему пути, придерживаясь принципа «разделяй и властвуй».
 

Куда, по вашему мнению, российскому бизнесу следует инвестировать?

Есть такое старое выражение одного из глав американского ЦБ: любая прогрессивная финансовая система должна заниматься постоянным принуждением к инвестициям в самые передовые технологии. С демографией в мире становится хуже, соответственно все традиционные точки роста уходят. Им на смену приходят здравоохранение и биотехнологии. У нас в стране, не смотря на стагнацию в экономике, сектор платной медицины растет. Будут двигаться дальше и коммуникации. Всё это пример инвестиций как раз в те технологии, которые можно продавать по всему миру, независимо от того, где мы находимся. Это точки для роста.
 

А как вы считаете, населению страны, куда стоит вкладывать свои средства?

В нынешних условиях достаточно сложно советовать людям, куда вкладывать свои сбережения. Чего бы я точно не советовал делать, так это массово покупать квадратные метры, потому что у нас недвижимость из актива стала пассивом. Также объем ее строительства в 10 раз больше, чем было 15 лет назад, а численность населения осталась на том же уровне.

Я считаю, что какая-то часть сбережений, около 30% должна быть в твердой валюте и размещена в надежной облигации. Я говорю о долларе. Еще примерно 30% можно держать в правительственных или корпоративных облигациях и получать по ним проценты. Остальную часть можно разделить: например, иметь какие-то акции российских компаний, которые приносят нормальные дивиденды, а остальные 15–20% должны быть в высокотехнологичных компаниях. Такую структуру можно поддерживать.


Текст: Ирина Гоок
Беседовала: Вероника Мелконян
Фото: Владимир Семёнов

 

we-enter