О результатах трехлетней работы Тюменского концертно-театрального объединения рассказала его руководитель Юлия Шакурская.
В рейтинге работодателей журнала tmn Тюменское концертно-театрального объединение выступило в качестве единственного крупнейшего работодателя в сфере культуры региона. Наш сегодняшний разговор с генеральным директором ТКТО Юлией Валерьевной Шакурской не ограничился только обязательствами работодателя в отношении коллектива. Он не мог не задеть творческие струны и планы на будущее главных тюменских театров и концертных залов Тюменской области.
Юлия Валерьевна, с какой целью в Тюменской области было создано концертно-театральное объединение? Мы пошли проторенной дорогой, следуя какой-то общероссийской тенденции, или проявили уникальность?
Мы точно были, и по сей день остаемся единственным подобным объединением в России. В таком формате данная идея не реализовывалась нигде. Где-то объединяли два театра, филармонию с концертным залом, не более. Такого опыта не было ни у кого ранее, он остается уникальным в настоящее время. Когда принималось решение о создании объединения, цель была одна – полная интеграция всех ресурсов, имеющихся как у театров, филармонии, так и Дворца культуры «Нефтяник», который в то время находился на реконструкции. Прежде всего, я говорю о совместных проектах. Например, театральная труппа или часть актерского состава, интегрируется с симфоническим оркестром, либо они начинают выступать с джазовым коллективом. Объединившись, мы расширили потенциал использования всех наших площадок и имущественного комплекса (света, звука, мультимедийных и иных технологий). При этом все подразделения каждый по-своему подходят к формированию труппы, афиши, оформлению залов и т.д. Сегодня у нас много общих тем и планов, но каждый сохранил уникальный творческий почерк.
Как бы вы охарактеризовали корпоративную культуру новой организации?
Сохраняя – приумножаем. У каждого нашего коллектива своя история, у многих перешагнувшая полувековой рубеж, а у Тюменского и Тобольского драматических театров истории, имеющие еще более глубокие корни. Мне лично очень импонирует открытый, отзывчивый на изменения характер наших учреждений. Такой у нас лозунг – не забываем свои истоки, но готовы двигаться вперед и приумножать наши успехи.
Сколько у вас сотрудников?
В штате более 800 человек. Однако специфика ТКТО такова, что состав привлеченных артистов, музыкантов, ведущих мероприятий – в разы превышает основной. Ежегодно к нам присоединяются до двух тысяч специалистов. Зрители хотят видеть разные лица, разное обрамление мероприятий. Мы, конечно, откликаемся на этот запрос, задействуем для его исполнения ресурсы нашего института культуры, активных ведущих, актеров и т.д.
Мы были, и по сей день остаемся единственным подобным объединением в России. В таком формате данная идея не реализовывалась нигде. Где-то объединяли два театра, филармонию с концертным залом, не более. Такого опыта не было ни у кого ранее, он остается уникальным в настоящее время
Каков средний возраст?
40–43 года. Таким образом, костяк коллектива образуют люди достаточно опытные, в том числе в плане творческой, административной деятельности. Но мы постоянно пополняем труппу молодыми кадрами. Отрадно, что среди них всё больше тюменских ребят, выпускников института культуры, колледжа искусств. В этом году, например, Тюменский драматический театр взял в труппу трех молодых артистов, двое из который из Тюмени.
Изменилась ли с создания объединения заработная плата?
К этому мы стремились при создании ТКТО, и благополучно достигли своей цели: за три года зарплата творческих работников выросла на 33%. Средняя заработная плата по объединению сегодня составляет 39 400 руб. Артисты получают больше, что закономерно и понятно. Благодаря им, к нам идут зрители и слушатели.
Мы используем как материальные, так и нематериальные способы мотивации сотрудников. Хотя для творческих людей деньги – не главное, гораздо важнее признание, полный зрительский зал, искренние овации. Особое восхищение – общественное признание, премии в области театрального и музыкального искусства, которые более ценны, чем денежные. А творческие встречи со зрителями, посвященные, например, 15-летию на сцене, дороже путевки в санаторий. При этом у нас, естественно, развита система премирования – по итогам месяца, квартала, полугодия и года. Здесь важно выдержать некий баланс, мы к этому стремимся.
Трудно ли вам, как руководителю, взаимодействовать с творческим коллективом?
С учетом моего предыдущего опыта работы нет (18 лет Юлия Валерьевна работала на ГТРК «Регион-Тюмень. – Прим. ред.). Работники телевидения во многом не менее, а в некоторых вопросах даже более сложные натуры. Но приведу конкретный пример. Актер может выйти с 5-минутным опозданием на сцену, его с удовольствием, может быть, даже с овациями подождут. Театр и музыка – это живое искусство – оно рождается вместе со зрителем, тут есть возможность для импровизации. Прямой же эфир на телевидении начинается минута в минуту, и здесь недопустимы эмоции – всё строго. Коллектив там тоже большой, и разные поколения – телевидения советского, переходного и современного. Везде свои нюансы, свои проблемы и пути решения. Нет невыполнимых и нерешаемых задач.
Что дало объединение зрителям и слушателям?
Прежде всего, удобство. Сейчас человек, придя в кассу, может приобрести билет в любое из наших учреждений. То же самое относится к электронным билетам. У нас появились общие абонементные программы, общие мероприятиях, общие стратегии. Например, условно говоря, по абонементу «Семейный» муж с женой могут сходить на вечерний концерт, бабушка с ребенком – на дневной спектакль и т.д. В ближайшее время внедряем в работу единую бонусную карту. Сейчас как раз завершаем объединение всех баз, благодаря чему сможем «читать» портрет нашего общего зрителя. Мы будем лучше понимать, чем интересуется он сам, его близкие, дети, их возраст, социальную группу, а значит, сможем работать с аудиторией адресно. Объединившись, мы можем решать комплексно общие слабые стороны каждого учреждения. А зритель, как потребитель конечного продукта, всегда останется в выигрыше.
Сейчас человек, придя в кассу, может приобрести билет в любое из наших учреждений. То же самое относится к электронным билетам. У нас появились общие абонементные программы, общие мероприятиях, общие стратегии
Какое из учреждений культуры, вошедших в объединение, со времени его создания совершило наибольший рывок?
Объединение было одинаково хорошо для всех. Но на этом фоне особенно подтянулся Тобольский драматический театр, значительно расширивший свои возможности с вводом нового здания, которое долгое время находилось на реконструкции. Они стали чаще приезжать в Тюмень, активно выступают сегодня в Югре и на Ямале. Однако у всех наших учреждений изначально, я подчеркну, была высокая планка. Они все были в лидерах. Кукольный театр, десятилетиями воспитывал свою аудиторию. Тюменская филармония, имеющая одну из самых ярких афиш в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, теперь имеет собственный симфонический оркестр. Тюменский драматический театр, значительно улучшивший свой репертуар с появлением нового здания. Замечательный Дворец культуры «Нефтяник», завершивший реконструкцию, теперь имеет уникальное для России оборудование. Объединение позволило им стать еще интереснее, сильнее на рынке услуг. И теперь работая все вместе они учатся друг у друга – у кого-то сильный маркетинг – другие это перенимают и внедряют. У кого-то – хорошо отлажена работа со зрителем и обратная связь, у кого-то гастрольная политика. Слабые стороны подтягиваем – делимся имеющими наработками. В то же время постоянно ставим новые задачи для всех. Так постепенно и улучшаем работу каждого учреждения.
Какие премьеры нас ждут этой осенью?
Тюменский драматический театр открыл 160-й сезон премьерой спектакля «Мирандолина», затем был представлен экспериментальный спектакль «Пушкин, Моцарт и Сальери», в октябре последует большая премьера «Господа Головлёвы», а для самых маленьких зрителей и для семейного просмотра в декабре поставят сказку «Снежная королева». Ожидается много премьер в Тобольском театре. Из них самая важная посвящена знаменитому композитору Александру Александровичу Алябьеву. Очень интересный опыт. Во-первых, мы сами пишем сценарий, что делаем крайне редко. В его основу положена реальная биография главного героя. Во-вторых, мы поставили для себя цель – качественно напитать атмосферу спектакля музыкой, чтобы каждый зритель, придя на него, понял, в чем величие творчества нашего великого земляка. Уверены, этот спектакль станет большой, уникальной премьерой, которая стала возможна, благодаря грантовой поддержке партии «Единая Россия» для театров малых городов. Нас ждет много премьер в Кукольном театре, традиционная «Алябьевская осень» в филармонии. Там же мы сейчас активно обсуждаем возобновление музыкального конкурса имени Юрия Гуляева. Зрителей также ждут гастроли – скоро Тюменский драматический театр поедет в Тобольск, а Тобольская труппа – в Тюмень.
Самое главное – мы становимся ближе к зрителю и предоставляем услуги для всех возрастов, для всех членов среднестатистической семьи, особенно – дети. Культура должна быть близка каждому жителю, с детства
Что сейчас можно назвать главным трендом в жизни объединения?
Очень много всего. Наверное самое главное – мы становимся ближе к зрителю и предоставляем услуги для всех возрастов, для всех членов среднестатистической семьи, особенно – дети. Культура должна быть близка каждому жителю, с детства. Мы нацелены сделать более насыщенной жизнь детской студии при Тюменском драмтеатре, планируем расширить кружково-досуговые направления в ДК «Нефтяник». Ребята смогут учиться там фотографии, изобразительному искусству, риторике. На дне открытых дверей, который пройдет в ДК «Нефтяник», будет представлена масса наших возможностей для тюменцев. Мы бы хотели, чтобы у нас появился официальный детский хор при хоровой капелле, детский филармонический ансамбль. Мы начинаем растить будущих артистов сами. 1 июня в этом году поставили спектакль «Щелкунчик», именно балета, чего не было в Тюмени никогда. Балетную партию исполнили студенты колледжа и института культуры при сопровождении тюменского филармонического оркестра. Увидев хороший синтез профессионального коллектива с начинающим, мы настроились всячески поощрять и развивать данное направление. Мы попробовали, например, проводить молодежные квесты. У нас есть для этого прекрасные помещения, мы способны придумывать оригинальные сценарии. Собираемся улучшить экскурсионные проекты – по тому же драмтеатру, когда завершится реконструкция площади. Как видите, большее количество людей дало возможность более высокого синтеза и креатива. Командное мышление в творческой сфере создает особенные плоды. Наработок, идей очень много. Сделано уже много, но впереди еще больше.
Текст: Антонина Борисович
Фото: Александр Зубков, Фрол Подлесный