we-enter
13:09 / 27 Сентябрь 2016

Плоды культурного единства

Плоды культурного единства

О результатах трехлетней работы Тюменского концертно-театрального объединения рассказала его руководитель Юлия Шакурская.

we-enter

В рейтинге работодателей журнала tmn Тюменское концертно-театрального объединение выступило в качестве единственного крупнейшего работодателя в сфере культуры региона. Наш сегодняшний разговор с генеральным директором ТКТО Юлией Валерьевной Шакурской не ограничился только обязательствами работодателя в отношении коллектива. Он не мог не задеть творческие струны и планы на будущее главных тюменских театров и концертных залов Тюменской области.
 

IMG_1438
 

Юлия Валерьевна, с какой целью в Тюменской области было создано концертно-театральное объединение? Мы пошли проторенной дорогой, следуя какой-то общероссийской тенденции, или проявили уникальность?

Мы точно были, и по сей день остаемся единственным подобным объединением в России. В таком формате данная идея не реализовывалась нигде. Где-то объединяли два театра, филармонию с концертным залом, не более. Такого опыта не было ни у кого ранее, он остается уникальным в настоящее время. Когда принималось решение о создании объединения, цель была одна – полная интеграция всех ресурсов, имеющихся как у театров, филармонии, так и Дворца культуры «Нефтяник», который в то время находился на реконструкции. Прежде всего, я говорю о совместных проектах. Например, театральная труппа или часть актерского состава, интегрируется с симфоническим оркестром, либо они начинают выступать с джазовым коллективом. Объединившись, мы расширили потенциал использования всех наших площадок и имущественного комплекса (света, звука, мультимедийных и иных технологий). При этом все подразделения каждый по-своему подходят к формированию труппы, афиши, оформлению залов и т.д. Сегодня у нас много общих тем и планов, но каждый сохранил уникальный творческий почерк.
 

Как бы вы охарактеризовали корпоративную культуру новой организации?

Сохраняя – приумножаем. У каждого нашего коллектива своя история, у многих перешагнувшая полувековой рубеж, а у Тюменского и Тобольского драматических театров истории, имеющие еще более глубокие корни. Мне лично очень импонирует открытый, отзывчивый на изменения характер наших учреждений. Такой у нас лозунг – не забываем свои истоки, но готовы двигаться вперед и приумножать наши успехи.
 

Сколько у вас сотрудников?

В штате более 800 человек. Однако специфика ТКТО такова, что состав привлеченных артистов, музыкантов, ведущих мероприятий – в разы превышает основной. Ежегодно к нам присоединяются до двух тысяч специалистов. Зрители хотят видеть разные лица, разное обрамление мероприятий. Мы, конечно, откликаемся на этот запрос, задействуем для его исполнения ресурсы нашего института культуры, активных ведущих, актеров и т.д.
 

Мы были, и по сей день остаемся единственным подобным объединением в России. В таком формате данная идея не реализовывалась нигде. Где-то объединяли два театра, филармонию с концертным залом, не более. Такого опыта не было ни у кого ранее, он остается уникальным в настоящее время

 

Каков средний возраст?

40–43 года. Таким образом, костяк коллектива образуют люди достаточно опытные, в том числе в плане творческой, административной деятельности. Но мы постоянно пополняем труппу молодыми кадрами. Отрадно, что среди них всё больше тюменских ребят, выпускников института культуры, колледжа искусств. В этом году, например, Тюменский драматический театр взял в труппу трех молодых артистов, двое из который из Тюмени.
 

Изменилась ли с создания объединения заработная плата?

К этому мы стремились при создании ТКТО, и благополучно достигли своей цели: за три года зарплата творческих работников выросла на 33%. Средняя заработная плата по объединению сегодня составляет 39 400 руб. Артисты получают больше, что закономерно и понятно. Благодаря им, к нам идут зрители и слушатели.
Мы используем как материальные, так и нематериальные способы мотивации сотрудников. Хотя для творческих людей деньги – не главное, гораздо важнее признание, полный зрительский зал, искренние овации. Особое восхищение – общественное признание, премии в области театрального и музыкального искусства, которые более ценны, чем денежные. А творческие встречи со зрителями, посвященные, например, 15-летию на сцене, дороже путевки в санаторий. При этом у нас, естественно, развита система премирования – по итогам месяца, квартала, полугодия и года. Здесь важно выдержать некий баланс, мы к этому стремимся.
 

Трудно ли вам, как руководителю, взаимодействовать с творческим коллективом?

С учетом моего предыдущего опыта работы нет (18 лет Юлия Валерьевна работала на ГТРК «Регион-Тюмень. – Прим. ред.). Работники телевидения во многом не менее, а в некоторых вопросах даже более сложные натуры. Но приведу конкретный пример. Актер может выйти с 5-минутным опозданием на сцену, его с удовольствием, может быть, даже с овациями подождут. Театр и музыка – это живое искусство – оно рождается вместе со зрителем, тут есть возможность для импровизации. Прямой же эфир на телевидении начинается минута в минуту, и здесь недопустимы эмоции – всё строго. Коллектив там тоже большой, и разные поколения – телевидения советского, переходного и современного. Везде свои нюансы, свои проблемы и пути решения. Нет невыполнимых и нерешаемых задач.
 

Что дало объединение зрителям и слушателям?

Прежде всего, удобство. Сейчас человек, придя в кассу, может приобрести билет в любое из наших учреждений. То же самое относится к электронным билетам. У нас появились общие абонементные программы, общие мероприятиях, общие стратегии. Например, условно говоря, по абонементу «Семейный» муж с женой могут сходить на вечерний концерт, бабушка с ребенком – на дневной спектакль и т.д. В ближайшее время внедряем в работу единую бонусную карту. Сейчас как раз завершаем объединение всех баз, благодаря чему сможем «читать» портрет нашего общего зрителя. Мы будем лучше понимать, чем интересуется он сам, его близкие, дети, их возраст, социальную группу, а значит, сможем работать с аудиторией адресно. Объединившись, мы можем решать комплексно общие слабые стороны каждого учреждения. А зритель, как потребитель конечного продукта, всегда останется в выигрыше.
 

37348969011_4d364ffb19_b

Сейчас человек, придя в кассу, может приобрести билет в любое из наших учреждений. То же самое относится к электронным билетам. У нас появились общие абонементные программы, общие мероприятиях, общие стратегии

 

Какое из учреждений культуры, вошедших в объединение, со времени его создания совершило наибольший рывок?

Объединение было одинаково хорошо для всех. Но на этом фоне особенно подтянулся Тобольский драматический театр, значительно расширивший свои возможности с вводом нового здания, которое долгое время находилось на реконструкции. Они стали чаще приезжать в Тюмень, активно выступают сегодня в Югре и на Ямале. Однако у всех наших учреждений изначально, я подчеркну, была высокая планка. Они все были в лидерах. Кукольный театр, десятилетиями воспитывал свою аудиторию. Тюменская филармония, имеющая одну из самых ярких афиш в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, теперь имеет собственный симфонический оркестр. Тюменский драматический театр, значительно улучшивший свой репертуар с появлением нового здания. Замечательный Дворец культуры «Нефтяник», завершивший реконструкцию, теперь имеет уникальное для России оборудование. Объединение позволило им стать еще интереснее, сильнее на рынке услуг. И теперь работая все вместе они учатся друг у друга – у кого-то сильный маркетинг – другие это перенимают и внедряют. У кого-то – хорошо отлажена работа со зрителем и обратная связь, у кого-то гастрольная политика. Слабые стороны подтягиваем – делимся имеющими наработками. В то же время постоянно ставим новые задачи для всех. Так постепенно и улучшаем работу каждого учреждения.
 

Какие премьеры нас ждут этой осенью?

Тюменский драматический театр открыл 160-й сезон премьерой спектакля «Мирандолина», затем был представлен экспериментальный спектакль «Пушкин, Моцарт и Сальери», в октябре последует большая премьера «Господа Головлёвы», а для самых маленьких зрителей и для семейного просмотра в декабре поставят сказку «Снежная королева». Ожидается много премьер в Тобольском театре. Из них самая важная посвящена знаменитому композитору Александру Александровичу Алябьеву. Очень интересный опыт. Во-первых, мы сами пишем сценарий, что делаем крайне редко. В его основу положена реальная биография главного героя. Во-вторых, мы поставили для себя цель – качественно напитать атмосферу спектакля музыкой, чтобы каждый зритель, придя на него, понял, в чем величие творчества нашего великого земляка. Уверены, этот спектакль станет большой, уникальной премьерой, которая стала возможна, благодаря грантовой поддержке партии «Единая Россия» для театров малых городов. Нас ждет много премьер в Кукольном театре, традиционная «Алябьевская осень» в филармонии. Там же мы сейчас активно обсуждаем возобновление музыкального конкурса имени Юрия Гуляева. Зрителей также ждут гастроли – скоро Тюменский драматический театр поедет в Тобольск, а Тобольская труппа – в Тюмень.
 

IMG_1311

36640159254_62f09ca007_b

Самое главное – мы становимся ближе к зрителю и предоставляем услуги для всех возрастов, для всех членов среднестатистической семьи, особенно – дети. Культура должна быть близка каждому жителю, с детства

 

Что сейчас можно назвать главным трендом в жизни объединения?

Очень много всего. Наверное самое главное – мы становимся ближе к зрителю и предоставляем услуги для всех возрастов, для всех членов среднестатистической семьи, особенно – дети. Культура должна быть близка каждому жителю, с детства. Мы нацелены сделать более насыщенной жизнь детской студии при Тюменском драмтеатре, планируем расширить кружково-досуговые направления в ДК «Нефтяник». Ребята смогут учиться там фотографии, изобразительному искусству, риторике. На дне открытых дверей, который пройдет в ДК «Нефтяник», будет представлена масса наших возможностей для тюменцев. Мы бы хотели, чтобы у нас появился официальный детский хор при хоровой капелле, детский филармонический ансамбль. Мы начинаем растить будущих артистов сами. 1 июня в этом году поставили спектакль «Щелкунчик», именно балета, чего не было в Тюмени никогда. Балетную партию исполнили студенты колледжа и института культуры при сопровождении тюменского филармонического оркестра. Увидев хороший синтез профессионального коллектива с начинающим, мы настроились всячески поощрять и развивать данное направление. Мы попробовали, например, проводить молодежные квесты. У нас есть для этого прекрасные помещения, мы способны придумывать оригинальные сценарии. Собираемся улучшить экскурсионные проекты – по тому же драмтеатру, когда завершится реконструкция площади. Как видите, большее количество людей дало возможность более высокого синтеза и креатива. Командное мышление в творческой сфере создает особенные плоды. Наработок, идей очень много. Сделано уже много, но впереди еще больше.

37348970771_311db70852_b
 
 
 

МЫ РЕШИЛИ ОБРАТИТЬСЯ И К ДИРЕКТОРАМ КАЖДОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ — РУКОВОДИТЕЛЯМ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ, И ЗАДАТЬ ИМ ШЕСТЬ ОДИНАКОВЫХ ВОПРОСОВ

 
 

_1

Сергей Осинцев
директор Тюменского большого драматического театра
(149 сотрудников)

Что для вас настоящее искусство?
Это то, что побуждает к мысли, к желанию более глубоко чувствовать мир. Настоящее искусство раскрывает душу и возвышает ее, приближая к совершенству. Это то, что позволяет раскрываться новым граням в привычном мире, воспитывает, вдохновляет, созидает и возвышает человека над суетой!
 
Как руководить творческим коллективом?
Это тонкая, мучительная, но прекрасная работа. Актеры — люди с оголенными нервами и индивидуальным восприятием действительности. Они могут не есть, не пить, не спать ночами, постигая новые роли, могут уйти в депрессию от кем-то сказанного слова. Они даже могут умереть от равнодушия. Поэтому работать с творческими людьми — словно находится в жерле действующего вулкана. К каждому нужен свой подход, доброе слово. Не нарушая индивидуальности, создавать единый организм!
 
Какая у вас и вашего коллектива глобальная цель и миссия?
Сделать мир лучше! Мир без воин и нелепых смертей. Мир без озлобленности и равнодушия. Мир, в котором любимые не расстаются, есть свобода творчества и право личного высказывания. Мир, в котором править будет не золотой телец, а знание, талант и профессионализм. Мир, в котором любовь к Родине будет измеряться не количеством флажков на автомобилях к разным датам, а личными поступками каждого человека.
 
Что вас больше всего мотивирует?
Любовь и поддержка близких. Семья. Доверие коллектива. Отзывы и общение с теми, ради кого я и моя команда служим искусству. Победы и поражения! Друзья, которым не все равно, что со мной! Все прекрасное, что есть в этом мире!
 
Как привлечь внимание людей к искусству?
Если двигаться к намеченной цели медленно, без суеты, без равнодушия, люди сами придут к Искусству! Это труд. Каждый раз, когда зритель приходит в театр, мы оставляем в нем крупицу искусства, которую он уносит с собой. Так постепенно накапливается любовь к прекрасному. Далее человек передает ее своим детям, внукам из поколения в поколение, и вот лет через триста искусство станет частью жизни каждого. А если серьезно, только сгорев за искусство, можно согреть чью-то душу.
 
Искусство должно развлекать или развивать?
Роль искусства более глобальна чем эти два определения. Искусство — это способ передачи через творчество восприятия и своего видения мира. Показать разнообразие взглядов и форм. Несомненно, первостепенная роль искусства — формирование мировоззрения и эстетического вкуса. Но и в этой цели нет единых средств, априори! Можно через смех вызвать слезы, а через страдания отвращение и усмешку. Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства. Поэтому необходимо чаще сталкиваться с миром искусства. Но только личная оценка влияет на выбор и формирование человека. Задача искусства — под средством разных жанров, приемов и решений, вести человека к совершенству.

 
 
 

_2

Андрей Чувашов
директор Тюменской филармонии
(222 сотрудника)

Что для вас настоящее искусство?
Искусство должно всегда удивлять и заставлять сопереживать! Даже если это Симфония №40 Моцарта, которую слушаешь не в первый раз, но открываешь ее заново и находишь в интерпретации настоящего мастера новые для себя грани!
 
Как руководить творческим коллективом?
Принципы управления везде одинаковые, только в творческом коллективе руководитель должен иметь помимо административных навыков, еще и профессиональные знания в том виде искусства, которое создает организация. В больнице руководитель обязан иметь медицинское образование, чтобы грамотно разговаривать со своими подчиненными. То же самое и в концертной организации! Только еще сложнее — медицина лечит тело, а музыка соприкасается с человеческой душой.
 
Какая у вас и вашего коллектива глобальная цель и миссия?
Главная миссия и цель Тюменской филармонии — создание и распространение высокопрофессионального академического музыкального искусства и поддержание устойчивого интереса жителей Тюменской области к лучшим образам классического, современного и эстрадного музыкального искусства.
 
Что вас больше всего мотивирует?
Для любого руководителя творческой организации главный стимул в работе — это полные залы на концертах и спектаклях и счастливые и одухотворенные лица наших слушателей.
 
Как привлечь внимание людей к искусству?
В своей работе Тюменская филармония использует достаточно широкий спектр маркетинговых инструментов для того чтобы самые широкие слои населения пришли к нам в залы, но главное, на мой взгляд, — необходимо иметь высококачественный продукт, и это оценят абсолютно все, и меломаны, и не искушенный слушатель. Профессионализм — та ценность, которая будет востребована всегда. Именно поэтому, создавая Тюменский филармонический оркестр, была поставлена высокая исполнительская планка.
 
Искусство должно развлекать или развивать?
Искусство однозначно должно воспитывать и развивать духовность. Как сказал Аристотель: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Но и момент интеллектуального развлечения и увлечения тоже может иметь место.

 
 
 

_3

Евгений Пономарев
директор Тобольского драматического театра
(87 сотрудников)

Что для вас настоящее искусство?
Когда смотришь произведение (слушаешь, осязаешь) и оно дает тебе жизненных сил. Будоражит тебя.
 
Как руководить творческим коллективом?
Это большая ответственность. Так как, создавая коллективное произведение, а театр — это дело однозначно коллективное, нужно сохранить индивидуальность каждого отдельного сотворца.
 
Какая у вас и вашего коллектива глобальная цель и миссия?
Географически находясь в городе Тобольске, внятно и уверенно присутствовать на театральной карте России и мира.
 
Что вас больше всего мотивирует?
Реакция зала после спектакля. Очень нравится видеть глаза зрителей, выходящих из театра.
 
Как привлечь внимание людей к искусству?
В нашем случае это системная, честная работа. Осуществить постановку и рассказать о ней.
 
Искусство должно развлекать или развивать?
Однозначно развивать, иногда развивать развлекая.

 
 
 

_4

Екатерина Дергачева
заместитель директора по творческим вопросам
Дворца культуры «Нефтяник»

(82 сотрудника)

Что для вас настоящее искусство?
Для меня это — часть духовной культуры, источник познания мира. Образное осмысление действительности, процесс отображения ее и внутреннего мира человека в художественных образах. При этом важным условием является красота. Дополню словами В.Г. Белинского: «Красота — необходимое условие искусства, без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома».
 
Как руководить творческим коллективом?
Творчески.
 
Какая у вас и вашего коллектива глобальная цель и миссия?
Наша цель полностью совпадает с основными функциями культуры: образовательной, воспитательной, регулирующей, которая тесно связана с предыдущей и определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. И, наконец, объединяющей. Благодаря этой функции обеспечивается целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единому народу. При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт. В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление и обогащение культуры, преемственность поколений и культурно-историческое единство общества.
 
Что вас больше всего мотивирует?
Наши цели — это то, что мотивирует к действию для их осуществления. Здесь, как говорит герой фильма «Чародеи»: «Главное — видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!» А дальше, как у Сократа: «Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину». Именно поэтому многие люди искусства находятся в «вечном поиске» истины, возможностей, идеала и так далее, процесс бесконечен, но результат (произведение искусства) заставляет себя ждать.
 
Как привлечь внимание людей к искусству?
Внимание бывает произвольным и непроизвольным, будем говорить о втором. Здесь на помощь приходят все выразительные средства искусства. Обязательным дополнением должны стать популяризация историко-культурного наследия (ажиотаж вокруг выставки Валентина Серова в Третьяковской галереи), гуманитарное развитие и творческое воспитание подрастающего поколения. Получается, что это процесс коллективный, объединяющий всё общество, впрочем, как и само искусство.
 
Искусство должно развлекать или развивать?
Духовно обогащать, пополнять личный багаж каждого зрителя, слушателя, участника. Каждый выбирает сам, что ему взять: авторов, жанры, произведения, исполнителей, танцоров, актеров, художников. Главное — этот багаж постоянно пополнять, чтобы он был значительным и весомым, поскольку без него мир становится пустым и темным. Да будет свет!

 
 
 

_5

Василий Пустыльников
директор Тюменского театра кукол
(72 сотрудника)

Что для вас настоящее искусство?
Это то, что вызывает глубинные светлые чувства. Остальное — имитация искусства.
 
Как руководить творческим коллективом?
Честно, отрыто, терпеливо, а главное любить свое дело и уважать мнение сотрудников.
 
Какая у вас и вашего коллектива глобальная цель и миссия?
Рождение человека — это Божий промысел. Малыш рождается с абсолютной любовью к окружающему его миру. Наша глобальная цель — сохранить в нём Божественное, то, что заложено от рождения.
 
Что вас больше всего мотивирует?
Мотивирует возможность профессиональной и личностной самореализации, а также достаточная степень персональной свободы и возможность влиять на результат.
 
Как привлечь внимание людей к искусству?
Это прививается с детства, чем детский театр и занимаемся в том числе.
 
Искусство должно развлекать или развивать?
И развивать, и развлекать, и просвещать, и образовывать! Всё, только не разрушать психику человека и его как личность!

 
 
 

Текст: Антонина Борисович
Фото: Александр Зубков, Фрол Подлесный

we-enter