we-enter
12:05 / 26 Май 2015

Тюменское «Рококо»

Тюменское «Рококо»

Как «Тюменский бройлер» к 2019 году увеличит выпуск готовой продукции в два раза и что дает сотрудничество с KFC, рассказала Оксана Величко.

we-enter

tmn: Оксана Александровна, «Тюменский бройлер» занимает в регионе лидирующие позиции на рынке мяса птицы. Какие показатели были достигнуты за время вашего руководства предприятием?
Оксана Величко: У «Тюменского бройлера» долгая история. Птицефабрике уже почти 40 лет, а c 2005 года она входит в крупнейший российский агропромышленный холдинг «Продо». Это предприятие, на котором занято третье поколение сотрудников. Безусловно, за то время, что я здесь работаю, произошла масса перемен. Прежде всего, мы навели порядок в производственной технологии, значительно улучшили свои показатели, экономику, начали инвестировать заработанные деньги в производство. Достаточно сказать, что среднесуточный привес птицы за эти годы вырос на 9 граммов. Сегодня наша птица ежедневно прирастает на 57 граммов, в 2010 году этот показатель был меньше 50 граммов. За счет этого стали производить примерно на 20% больше продукции. Все это, конечно, благодаря усилиям высококвалифицированной работоспособной команды.

Сегодня «Тюменский бройлер» выпускает продукцию под несколькими брендами: «Рококо», «Троекурово», «Сила вкуса». Какой из них самый успешный и планируете ли вы выводить на рынок новые?
«Рококо» и «Троекурово» – наши федеральные бренды, под ними по единым стандартам производится мясо птицы на всех наших птицефабриках. «Сила вкуса» – местный бренд, под которым продается замороженная продукция. В перспективе летом появится совершенно уникальный бренд колбасной продукции – «Ясная горка»: будем выпускать различные копчености и колбасы. У нас есть еще несколько месяцев, чтобы подготовиться и не подвести покупателя. Чтобы продукт был достойного качества, мы занимаемся трепетной и кропотливой работой по созданию рецептур, каждый день проходят дегустации. Также немалое значение имеет упаковка: она должна быть не только красивой, но и удобной.

Основные бренды

«Троекурово»
«Рококо»
«Сила вкуса»

В рамках этих брендов
выпускается
170
наименований продукции

— тушка
— субпродукты
— разделанная сырая продукция
— колбасные:
    «Каскаринская»
    «Ветчинная»
    «Закусочная»
    «Тюменская»

— копченые изделия
— гриль
— кулинарные полуфабрикаты
— изделия группы «халяль»

Какие преимущества дает вам то, что вы входите в крупнейший холдинг «Продо»?
Безусловно, в холдинговой системе хорошо выстроены процессы управления. В грамотно управляемом холдинге себестоимость продукции всегда ниже, чем у самостоятельно работающего предприятия, существует определенная политика по закупу ингредиентов, например кормовых, разное ценообразование. Из этих составляющих складывается более низкая себестоимость. Присутствовать на рынке со своей продукцией холдингам выгоднее, чем отдельным фирмам: у них действует единая маркетинговая и коммерческая политика, федеральные бренды. Быть частью холдинга – это, конечно, повышенная ответственность с точки зрения отчетности и контроля. Иногда вопреки здоровому эгоизму приходится тратить заработанное не на развитие «Тюменского бройлера», а на поддержку других предприятий. Если какая-то отрасль находится не в лучшем экономическом состоянии, то заработанная прибыль других отраслей направляется ей в качестве помощи. Здесь как в семье: не всегда просто, но оно того стоит.

В этом году ваша компания приступает к реализации масштабного проекта по реконструкции всего производства, инвестиции в который составят порядка 4 млрд рублей. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Прежде чем приступить к расчетам этого проекта, мы пришли к выводу, что для нас нет лучшего рынка, чем Тюменская область. ОАО «Тюменский бройлер» – локальный производитель. Это Тюмень и юг Тюменской области, северные округа. Оценив долю своего присутствия, мы поняли: у нас есть все возможности увеличить ее. В том числе благодаря высокой лояльности покупателей к «Тюменскому бройлеру», которая приобретена исторически. К примеру, первая куриная колбаса в стране была произведена именно на нашем предприятии. Теперь же цель увеличить объемы производства до 56 000 тонн в год, то есть более чем на 90%. Это достаточно амбициозная задача! Когда мы стали думать, как это сделать, родилась идея вынести часть цехов с родительским стадом на отдельную площадку. Это решит вопрос по увеличению объема производства на освободившейся площади. Сейчас уже подобран новый участок в 300 га в Борковском муниципальном образовании, практически по соседству, что нас очень устроило. Администрация Тюменского района активно способствует тому, чтобы пройти все необходимые процедуры по оформлению участка.

Мы пришли к выводу, что для нас нет лучшего рынка, чем Тюменская область: мы занимаем примерно 36%. ОАО «Тюменский бройлер» – локальный производитель, который реализует порядка 96% продукции на домашнем рынке

Принимает ли в нем участие правительство Тюменской области?
Мы намерены разрабатывать проектную документацию, проходить строительные экспертизы, чтобы, когда появится возможность, приступить непосредственно к стройке. Если говорить о конкретных строительных задачах, в этом году мы проводим реконструкцию корпусов откорма. Что касается правительства области, то в начале декабря прошлого года состоялась встреча губернатора Владимира Якушева и наших акционеров в этом самом кабинете, где мы сейчас с вами сидим. (Улыбается.) Стороны достигли принципиальной договоренности, что руководство региона будет помогать «Тюменскому бройлеру» в осуществлении его инвестиционной программы. Можно будет рассчитывать примерно на 40% от общего объема инвестиций. Вообще мое мнение такое: господдержка должна идти в пользу высокоэффективных компаний, которые преумножают эти привлеченные деньги в виде налогооблагаемой базы и новых рабочих мест. Если мы говорим об экономике и эффективности, то разумнее помогать тем, кто умеет делать бизнес и демонстрирует положительные результаты. А тот, кто умирает, должен умереть. Это законы рыночной конкуренции. Размазывая господдержку на всех подряд, мы тем самым помогаем им на какой-то период, но в отдельных случаях это всего лишь продолжение агонии. Хотя, конечно, многие тут могут не согласиться со мной.

IMG_8102

Оксана Величко,
директор ОАО «Тюменский бройлер», доктор сельскохозяйственных наук

В чем перспективность бройлерного производства?
В России потребляется примерно 25 кг мяса птицы на человека в год, а во всем мире цивилизованные страны потребляют больше 40 кг на человека. Поэтому надо понимать: вкладывая средства в бройлерное производство сегодня, ты занимаешься стратегическими инвестициями. Мясо птицы дешевле, чем любой другой вид мяса, оно доступно по цене и изумительно по диетическим свойствам. И хотя пока по объемам потребления в мире лидирует свинина, есть официальные данные, что к 2017 году мясо птицы превзойдет ее. Тенденции к этому уже есть. Всего в прошлом году в России было произведено почти 9 млн тонн мяса, и половина из них – мясо птицы.

Только цифры

25 кг мяса птицы в год потребляет среднестатистический россиянин 40 кг среднемировой показатель

9 млн тонн мяса в год производят в России. Половина этого – мясо птицы

23 700 тонн продукции в год реализует «Тюменский бройлер» на тюменском рынке

Цыпленок-бройлер весом в 40 г за 38 дней увеличивает свой вес примерно в 50 раз – до 2 кг

Как удалось добиться такого роста веса бройлеров?
Раньше прирост бройлера был 10 граммов в сутки, а сегодня превышает 50 граммов. Вы представьте: вылупившийся цыпленок весом 40 граммов через 38 дней уже весит около 2 кг, то есть он увеличивает свой вес в 50 раз. И это не потому, что птицу пичкают какими-то химикатами, просто у них в генах такая программа заложена, и ученые это вывели. Я абсолютно серьезно: бройлер – это круто! С ними очень интересно работать, они отзывчивы на условия среды. В то же время работа с бройлером требует высочайшей технологической дисциплины.

В Тюмени много брендов, продающих мясо птицы?
Больше 20, это точно. У нас достаточно жесткая конкурентная среда. Есть челябинские производители, свердловские, алтайские, белгородские. Еще интереснее ситуация в автономных округах. Там присутствует около 50 брендов. Тюменский Север настолько заманчив, что есть птица и из Беларуси, и с Дальнего Востока. Когда мы делали там мониторинг, то нашли на витрине тушку курицы, произведенную год назад! И, к сожалению, люди вынуждены это покупать. Но необходимо менять саму культуру потребления.

Можно сказать, что на территории Тюменской области вы планируете донести до людей идею важности потребления качественного мяса птицы?
Популяризация правильного, здорового питания без мяса птицы и яйца невозможна! Это самый доступный и дешевый вид животного белка, хочется, чтобы потребители обратили на него внимание. И социальная сфера должна ориентироваться на эти продукты. К примеру, в Японии дети на завтрак в школах обязательно едят два перепелиных яйца. А у нас что? Пиццу в лучшем случае.

О компании

tmn-broyler

1976 год основание компании «Тюменский бройлер»

2005 год вхождение в холдинг «Продо»

Свыше 29 000 тонн продукции производят на предприятии в год

36% доля рынка «Тюменского бройлера» в Тюменской области

56 000 голов бройлеров перерабатывается ежедневно

245 тонн копченостей и колбасной продукции производится на предприятии в месяц

1400 человек общая численность работников предприятия сегодня

226 млн рублей общий объем налоговых отчислений предприятия в 2014 году

Вы производите более 29 000 тонн готовой продукции в год. Вы реализуете ее только в Тюменской области?
Сейчас у нас 36% рынка Тюменской области, и к завершению проекта в 2019 году мы планируем увеличить долю до 56%. 96% своей продукции мы реализуем в регионе. Вывозим продукцию исключительно для переработки. Иногда продаем в Москву. Холдинг хорош тем, что охватывает определенную географию. У нас четкое разделение границ. Например, «Тюменский бройлер» не торгует в Челябинской области, и одновременно везде присутствуют наши федеральные торговые марки. Это технология продаж, которая в «Продо» выстраивается очень грамотно.

Сказались ли западные санкции и продуктовое эмбарго на вашей компании?
Здесь палка о двух концах. Плюсы в том, что возникла рыночная ниша, которую надо заполнить продуктами. По каким-то позициям у нас в стране и регионе собственное производство есть, а по каким-то отсутствует. Что касается мяса птицы, объемы его производства в стране сильно выросли – почти в три раза по сравнению с 2000 годом. Серьезного дефицита не было. Программа по импортозамещению абсолютно правильная, но некоторые вещи просто не заменить: мы все завязаны на импортных технологиях и оборудовании. Если ты хочешь сохранять прежнюю эффективность, многое приходится покупать дороже в два раза. Более того, на рынке начались гигантские спекуляции. У нас есть кормовые ингредиенты, цены на которые выросли на 400%! Себестоимость увеличивается гигантскими темпами. По какой цене мы должны продавать птицу, чтобы сохранить свой уровень доходов?!

К чему это приведет? Мы наблюдаем резкий скачок цен даже у местных производителей.
Да, везде космос. У нас, предпринимателей, есть возможность расширить рынки своего присутствия, но, если нас снизу будут давить затраты, мы не сможем развиваться, чтобы эти рынки занять. Должно быть равновесие. Сейчас мы находимся в состоянии дикого роста себестоимости, и отчасти это стимулирует рост цен, который есть сегодня. Но мы настроены оптимистично! Верим, что это временные трудности – на несколько лет. Всю эту ситуацию диктует геополитическая обстановка. Нам как никогда нужно понимать: необходимо терпеть и работать – просто работать над своей эффективностью, какое-то время выживать вместе с нашим покупателем.

Есть ли у вас некая «подушка безопасности»?
Наши гарантии – доверие потребителей и качество нашего продукта. Возможно, дорогую рыбу и говядину покупать меньше будут. Мясо птицы – это социальный продукт.

Каждый день мы поставляем для сети ресторанов быстрого питания KFC свежее, приготовленное специально для них куриное мясо. Так что можно сказать, что посетители тюменских KFC так или иначе едят местный продукт

Поговорим о стратегических партнерах. Недавно вы начали сотрудничать с международной сетью ресторанов KFC. Почему эта компания выбрала именно вас?
KFC развивает сеть ресторанов быстрого обслуживания по всей России, им нужны надежные поставщики. Они специализируются только на мясе птицы. И им требуется именно охлажденное мясо, не замороженное! А охлажденное может дать только местный производитель: из Бразилии и Новой Зеландии оно, естественно, не приедет. Мы долго готовились к работе с ними, построили целый цех по приготовлению куриных полуфабрикатов. У KFC очень высокие стандарты, которые подойдут и любой другой международной компании. Это фактически условия операционной. Производственная мощность этого объекта – 100 тонн в месяц. Такой объем им нужен для их ресторанов в Тюменской области. Наше партнерство хорошо тем, что мы выстраиваем долгосрочные программы по объемам и ценам. Мы знаем, какой объем гарантированно уйдет по определенной цене. Каждый день мы поставляем им свежее, приготовленное специально для них куриное мясо. Так что можно сказать, что посетители KFC так или иначе едят местный продукт. (Улыбается.)

Занимается ли «Тюменский бройлер» развитием сети фирменных магазинов?
Последние два года у нас был проект развития фирменно-розничных магазинов. Объем продаж через них в целом небольшой – это 10 магазинов в Тюмени и по югу области. Сейчас мы собираемся вместе с тюменскими товаропроизводителями, подыскиваем место, чтобы создать совместный магазин для реализации в Ноябрьске, есть предложение по Сургуту. В общем, наша задача – идти с фирменной торговлей на Север. А пока самый удачный магазин у нас, как ни удивительно, в Ялуторовске.

IMG_7809

Оксана Александровна, помимо бизнеса вы занимаетесь депутатской деятельностью. Почему решили пойти во власть?
Я считаю, что, если человек как-то себя реализовал, у него появляется обязанность перед обществом. Чтобы получать, надо отдавать. В моем случае это здорово работает. Депутатство – это и личное развитие, и имидж предприятия, а также помощь в решении каких-то административных вопросов. Личных интересов, измеряемых в деньгах, у меня нет совершенно. Но мне интересно лоббировать интересы отрасли и тюменских товаропроизводителей. Я как человек от производства, который изнутри понимает всю ситуацию, могу квалифицированно выдвигать какие-то идеи для применения их на государственном уровне.

Женщин – директоров сельхозпредприятий в Тюменской области не так много. Как относятся к вашему лидерству мужчины?
В моем коллективе в основном мужчины, но дискриминации я не чувствую, это точно. Считаю, что умею выстраивать отношения с ними в деловом ракурсе. Они всегда готовы мне помочь, и я думаю, что им приятно находиться в моем обществе. Чтобы женщина умела руководить, необходимо, чтобы ее уважали – как специалиста, управленца и как женщину. Тогда мужчины будут добровольно сотрудничать с ней.

Как считаете, женский стиль управления отличается от мужского?
Думаю, отличается. У женщин сильнее развита интуиция, они очень предусмотрительны, внимательны к деталям. Например, я четко знаю, чем именно в этот самый момент занимаются мои 12 заместителей. Если я не буду этого знать, то буду чувствовать себя неуверенно. Если сравнить, какая я была лет десять назад и какая сейчас, – разница большая. Работать над собой надо постоянно. При этом в управлении очень важно, чтобы система ценностей ключевых сотрудников была одинаковой. Если это не так, возникнет дисбаланс. Так и в семье. Если у мужа и жены разные ценности, будут разногласия. Если на одну и ту же ситуацию мы реагируем одинаково, это хорошо.

На что вы делаете ставку в кризис, в это непростое время?
Конечно же, это коллектив, работоспособные кадры и тюменский патриотизм!
 

беседовала Вероника Мелконян
текст Михаил Захваткин
фото Владимир Семёнов
на правах рекламы

we-enter