we-enter
13:06 / 25 Июнь 2015

Об урбанизме и не только

Об урбанизме и не только

Интервью с главой муниципального образования городского округа города Тюмени Дмитрием Еремеевым

we-enter

Нормотворчество – дело непростое и очень ответственное. Каким должен быть человек, который этим занимается? Председатель Тюменской городской Думы VI созыва, глава муниципального образования городского округа города Тюмени Дмитрий Еремеев рассказал журналу tmn о тонкостях своей работы и значимых моментах биографии. Поделился депутат и своими мыслями о благоустройстве Тюмени.

 

ДОСЬЕ

Еремеев Дмитрий Владимирович,
 
председатель Тюменской городской Думы VI созыва, глава муниципального образования городского округа города Тюмени

Родился 2 января 1976 года в поселке Южный Багратионовского района Калининградской области.

В 1993 году поступил на юридический факультет Тюменского государственного университета.

В 1998 году был принят на работу в «Запсибкомбанк» ОАО, где прошел путь от юрисконсульта до начальника юридического управления.

В 2003 году вошел в состав Тюменской областной избирательной комиссии.

В феврале 2012 года был избран председателем Тюменской городской Думы V созыва высшим должностным лицом муниципального образования – главой муниципального образования городского округа города Тюмени.

Валерий Гут: В ноябре нас признали лучшим городом по качеству жизни в России. Как вы восприняли эту новость? Заслуживает ли Тюмень это звание?
Дмитрий Еремеев: К любым рейтингам я отношусь осторожно. Но, говоря о Тюмени, могу отметить, что критерии были честные, а оценки – объективные. Безусловно, это приятно. Дыма без огня не бывает. Что бы там ни говорили, просто так получить подобное звание невозможно: для этого нужно что-то делать, и делать немало.

 

Если продолжать тему преобразования городского пространства, что нужно сделать, чтобы жить стало лучше?
Считаю, что необходимо заниматься благоустройством существующего городского пространства и грамотно подходить к формированию новых. В Тюмени заложена хорошая основа, многое сделано, реализуется комплексная программа благоустройства дворовых территорий и общественных пространств (парки, скверы). При этом проекты разрабатываются при непосредственном участии самих жителей – они являются соучастниками данного процесса, а не сторонними наблюдателями.

Что касается нового, сегодня в Тюмени, в отличие от многих городов Российской Федерации, существует генеральный план – другими словами, план развития новых городских пространств. Приняты правила землепользования и застройки, утверждены проекты планировочных территорий. И это не просто документы, «дарованные свыше»: они также разрабатывались и принимались при непосредственном участии населения.

 

А когда Тюмень станет миллионником?
«Миллионник» – не самоцель. Хотя при обсуждении генплана, исходя из количественных показателей – нужно понимать, что они прогнозные и зависят от множества факторов: развития экономики, уровня инвестиций, внутренней и внешней миграции, политических событий, – примерно выходили на 2045 год

 

Работая над Генпланом, мы стремились уйти от советского подхода с четким делением на спальные районы и промзоны к отдельным кластерам жизнедеятельности человека. Основная цель – чтобы человек жил, работал, отдыхал, воспитывал детей в рамках одного отдельного пространства

 

Над каким вопросом сегодня вы работаете наиболее активно?
Одно из основных направлений деятельности Тюменской городской Думы – нормотворческая деятельность. Любой депутат всегда выступает в двух ипостасях. Первая – это когда он работает на округе с избирателями и решает проблемы конкретного человека, дома, двора. А вторая – член коллегиального представительного органа – Думы, человек, который занимается именно нормотворчеством. Когда меня избрали на должность Председателя Тюменской городской Думы, я стал развивать именно это направление: на тот момент оно было развито слабо.

 

Можно ли уже сегодня говорить об успехах на этом поприще?
Да, нам есть чем гордиться, учитывая, насколько сложно проходят изменения в федеральном законодательстве. Два законопроекта, инициатором которых была Тюменская городская Дума, сейчас находятся в Государственной Думе РФ. Один из них уже проходит второе чтение.

 

Расскажите о них подробнее.
Первый законопроект направлен на расширение компетенций советов многоквартирных жилых домов. Проблема заключается вот в чем: имея квартиру в таком доме, управлять своей собственностью в рамках общего собрания люди не всегда могут эффективно и оперативно. Причин масса: отсутствие их в городе, недостаточная правовая грамотность, лень, занятость, незаинтересованность. Тем не менее большинство вопросов управления общим имуществом решаются только на собраниях, которые не проводятся. Потом возникают жалобы, связанные с беспределом управляющих компаний. Но это предсказуемо: если вы не берете власть в свои руки, ее захватят другие. При этом люди желают как можно меньше платить за максимально качественные услуги, а управляющие компании преследуют противоположные интересы. Но в многоквартирном жилом доме всегда найдется шесть-семь активных собственников, готовых брать на себя ответственность и организовать совет. Этот институт уже введен в Жилищный кодекс, но пока не получил развития из-за отсутствия полномочий. Если у тебя нет ресурсов, ты быстро остынешь, поэтому существует угроза, что начинание просто исчезнет. Это подтверждает и статистика: в Тюмени не более 600 реально работающих советов. Одним словом, основная задача – дать возможность собственникам собраться и передать все полномочия тем самым активистам, которые будут «рулить» и отвечать перед собственниками за принимаемые решения.

tmn_2015_2_006_0

 

Если законопроект примут во втором чтении, когда он вступит в силу?
Любой закон проходит «горнило» различного рода обсуждений, а здесь еще накладывается серьезное противодействие со стороны управляющих компаний. У них есть определенное лобби, и это нормально. Сегодня в Госдуме ко второму чтению подготовлены очень большие изменения в Жилищный кодекс, в которых присутствуют и наши предложения. Они совершенствуют процедуру созыва общих собраний, предлагая заочное голосование в электронном виде, вводят штрафы, в том числе для снабжающих организаций, оказавших некачественную коммунальную услугу, и пени для населения за просрочки платежей. Когда этот законопроект вступит в силу, трудно говорить, так как после второго будет третье чтение, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом.

 

И какими ресурсами они будут обладать?
Если собрание собственников передаст совету право заключать договоры на использование общего имущества, то все вопросы пользования общим имуществом будут решаться в рамках договорных отношений с собственниками, а не с управляющими компаниями. Общеизвестно, сегодня у нас в подъездах укладываются «слаботочки» для пользователей интернета, на крышу устанавливаются телевизионные антенны и провода компаний, предоставляющих услуги связи. За все необходимо платить, ведь эти услуги не бесплатны. Вопросы рекламы в лифтах и на внешних стенах тоже должны решаться на возмездной основе с помощью договоров. А полученные деньги пойдут в общую копилку дома и будут расходоваться на его содержание и ремонт, а не на нужды управляющих компаний.

 

Стать Тюмени миллионником – не самоцель. Хотя при обсуждении генплана, исходя из количественных показателей: развития экономики, уровня инвестиций, внутренней и внешней миграции, политических событий, – примерно выходили на 2045 год

 

А в чем суть второго законопроекта?
Он направлен на легализацию выездной регистрации брака. Сегодня у вступающих в брак есть право сделать это в торжественной обстановке, но это выходит за рамки госуслуги, в которую включается лишь подача заявления, выбор даты, постановка печатей в паспорт и выдача свидетельства. Торжественная регистрация не отрегулирована никакими административными регламентами и никак не оплачивается. Установленная законом госпошлина слишком мала, чтобы покрыть необходимые расходы. Поэтому депутаты Тюменской городской Думы выступили с такой инициативой: торжественные и выездные регистрации должны оплачиваться отдельно. А требования к самой процедуре и точную сумму мы предлагаем самостоятельно определить субъектам РФ. Вполне может быть, что процесс будет связан с некими национальными традициями, это тоже можно учесть.

Так как мы не обладаем правом законодательной инициативы, мы выносим свои идеи на уровень депутатов областной Думы. Если они нас поддерживают, предложение выносится уже в Государственную Думу. Там, к слову, наш проект получил живой отклик, начались споры и обсуждения. Мне звонили из федеральных СМИ, просили прокомментировать... Мы получили поддержку Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, Правительства РФ и Администрации Президента, за что им огромное спасибо.

 

Откуда вы черпаете идеи для нормативных актов?
Информация приходит из разных источников – как правило, из общения с людьми, которые жалуются на конкретные вещи. Начинаешь разбираться, как именно можно помочь. Если это входит в твою компетенцию – никаких проблем. Если нет – нужно узнать, какой орган занимается подобными вещами. Но бывает, что вопрос законом никак не отрегулирован, и возникает потребность в нормотворчестве. Недавно мы проводили заседание рабочей группы по вопросам изменения жилищного законодательства. Обсуждение родилось из обращений граждан, живущих в моем округе – в самом центре Тюмени. Ни для кого не секрет, что по будням здесь наблюдается острый дефицит парковочных мест. Люди забивают своими машинами дворы центра, и жители нередко не могут даже выйти из подъезда. Кроме того, не вывозится мусор, потому что чужой транспорт преграждает путь к контейнеру. По закону, казалось бы, проблема решается легко: оформить дворовую территорию в собственность и поставить шлагбаум. Но не все так просто. В нашей практике есть подобный случай. Земельный участок под одним из таких домов по документам находится в собственности владельца магазина, расположенного на первом этаже. Но для установки шлагбаума необходимо, чтобы земля и во дворе, и под домом имела одного хозяина. Но это невозможно. А по-другому оформить двор в собственность жильцов закон не позволяет, поэтому мы предлагаем урегулировать этот вопрос на уровне внесения изменений в федеральное законодательство.

Еще одна проблема Тюмени связана с особенностями ее архитектуры. У нас есть дома, подъезды которых выходят прямо на проезжую часть – так называемый межквартальный проезд, – а двор с детскими площадками расположен по другую сторону этой дороги. Люди согласны оформить дворы в собственность, но закон вновь этого не позволяет.

Кроме того, в Тюмени, да и по всей стране люди порой не могут легализовать свои дома, так как не имеют прав на земельный участок под ними. Право на земельный участок они получить не могут, потому что не являются собственниками дома. Получается «замкнутый круг», для разрыва которого депутатский корпус разработал концептуальные предложения по внесению изменений в федеральное законодательство для устранения подобного рода ситуаций.

 

Подходя к развитию транспортной системы города, необходимо ответить себе на вопрос: город предназначен для людей или для машин? Не ответив на него, переходить к решению этой проблемы нет смысла

 

Давайте поговорим об урбанизме. Нужно ли Тюмени задумываться, как развиваться во времени, как делают многие большие города, или это пока не для нас?
Безусловно, план развития должен быть. Но нужно смотреть, есть ли для этого ресурсы, и использовать их качественно и эффективно. Работая над генпланом, мы стремились уйти от советского подхода с четким делением на спальные районы и промзоны к отдельным кластерам жизнедеятельности человека. Основная цель – чтобы человек жил, работал, отдыхал, воспитывал детей в рамках одного отдельного пространства, преодолевая при этом как можно меньшие расстояния.

 

Как вы оцениваете транспортную систему города?
Большинство крупных городов уже нормализовали транспортную обстановку, и нам нет смысла идти своим путем. Сегодня там есть четко укоренившееся мнение: сколько ни строй новых дорог и развязок, «пробковую» проблему этим не решишь: количество транспорта будет расти пропорционально росту дорожного полотна. Подходя к развитию транспортной системы города, необходимо ответить себе на вопрос: город предназначен для людей или для машин? Не ответив на него, переходить к решению этой проблемы нет смысла.

tmn_2015_2_IMG_7979_0

 

В Европе на общественный транспорт стараются пересадить как можно больше людей. Придем ли мы к этому?
Безусловно, придем. Иного не дано. Но сначала нужно решить проблему пробок. Чем большее число людей откажется от личных авто, тем быстрее это случится. Как этого добиться, существуют разные рецепты, главное – сделать так, чтобы общественный транспорт двигался быстрее, чем остальной поток автомашин. Введение выделенных полос для автобусов оценивается положительно, это важный факт. Многие жители спальных районов, по моим сведениям, уже пересели на общественный транспорт. А вообще у нас в городе действуют, пожалуй, самые широкие в стране льготы на проезд. Большинство пассажиров общественного транспорта – пенсионеры, школьники и студенты – за него либо не платят вообще, либо платят немного.

Есть и другой путь: сделать ежедневную езду на личном авто слишком дорогой. Но он гораздо более социально конфликтный.

 

Интересно ваше мнение о реализации программы «Безопасный город».
Это направление обязательно будет развиваться. Определенная система визуального контроля непременно должна быть, особенно там, где отмечается криминогенная обстановка или большие скопления людей. Нужно окутать эти районы максимальным числом камер, несмотря на то что видеонаблюдение часто вызывает дискомфорт. Конечно, без вложений не обойтись, но здесь большую помощь нам оказывают застройщики. Во многих девелоперских проектах дворы и подъезды оборудованы камерами, подключенными к домофону. Не выходя из квартиры, человек может наблюдать за тем, как гуляет его ребенок.

 

У вас есть любимый район в Тюмени?
Центр. Да, днем сюда приезжает множество людей, но ведь и сам ты в это время находишься на работе и не видишь заставленных машинами дворов. А вечером и в выходные здесь практически никого нет.

 

Почему вы решили стать юристом?
Я никогда не стремился к этому. После школы четкого плана не было, но я решил выбрать нечто гуманитарное: я не особенно любил точные науки, хотя учился всегда хорошо. Я поступил и на юридический, и на экономический факультеты. Но, пообщавшись с теми, кто учился на экономике, и узнав, что меня ждет много статистики и математических формул, я передумал. Я с большим удивлением и восхищением отношусь к людям, которые после 11-го класса поступают в вуз, имея план и желание связать свою жизнь с конкретной профессией. Не факт, что у них все получится, но целеустремленность – это всегда хорошо.
 

Почему вы переехали в Тюмень, а не остались в Салехарде?
Во-первых, потому что мне предложили работу в Тюмени. Во-вторых, на пятом курсе я женился, а моя жена – тюменка.

 

Необходимо заниматься благоустройством существующего городского пространства и грамотно подходить к формированию новых. В Тюмени заложена хорошая основа, многое сделано, реализуется комплексная программа благоустройства дворовых территорий и общественных пространств

 

А что вас заставило заняться политикой?
После того как мне предложили заняться депутатской деятельностью, я какое-то время совмещал ее с основной работой в банке. Затем, сравнивая и анализируя все факторы, я сознательно сделал выбор в пользу нового пути. Я понимал, что потеряю в квалификации в области гражданского права и процесса: когда что-то поменяется в Гражданском процессуальном или Арбитражном процессуальном кодексе, я уже буду в этой области дилетантом. Зато я стану специалистом в других отраслях права. У меня больше не будет практики выступления в судах, но будут другие выступления – публичные, перед людьми на собраниях. К тому, что будет больше интриг, давления и предательств, я тоже был готов.

 

Что лично для вас означает должность председателя Тюменской городской Думы?
Я оцениваю это как новые возможности для развития в разных сферах – в том числе в юриспруденции. Прежняя деятельность была связана с гражданским правом, а теперешняя – с административным, жилищным и земельным. Расширение кругозора, совершенствование в области коммуникации, постоянное общение со СМИ – важный жизненный опыт. На какой еще работе вы перестанете бояться телевизионных камер?

 

Должность председателя Думы очень сложная. Многие с ней просто не справились бы. Что вас побудило ее занять?
Конечно, я долго все обдумывал и взвешивал. Но глаза боятся, а руки делают. Все, что меняет наше обычное состояние, неизбежно заставляет беспокоиться: что будет, как будет, смогу ли я справиться? Но ведь это – новые возможности, из которых, по большому счету, и состоит вся жизнь.

 

беседовал Валерий Гут
текст Ксения Юркина
фото Александр Зубков, Владимир Семёнов

we-enter