15:05 / 30 мая 2017

Технологии объемного звука

1

В Тюмени состоялось открытие первого кинотеатра со звуком Dolby Atmos.

В Торговом центре «Сити Молл» состоялось открытие кинотеатра «Атмос Синема» – первого со звуком Dolby Atmos в Тюмени. Об особенностях звука системы Dolby Atmos и новом восьмизальном кинотеатре корреспондент портала 1tmn.ru поговорил с Алексеем Угриновичем, генеральным директором OOO «Долби Си-Ай-Эс» по России и СНГ.
 

Как вы пришли от записи пластинок «Аквариума» в кинобизнес?

В молодости я очень увлекался рок-музыкой, и так случилось, что Стас Намин создал свою рекорд-компанию и пригласил меня ее возглавить. Это был 1990 год, еще Советский Союз. На студии «Эс-Эн-Си Рекордс» мы записывали практически все ведущие рок-группы: «Бригаду С», «Аквариум», «Коррозию металла» и многие другие. В то время мы получили глоток свободы и первые стали выпускать самостоятельно, помимо фирмы «Мелодия», пластинки, которые пользовались бешеным успехом. Для нас это был мощный драйв, потому что мы пришли из разных областей и ничего не знали о записи. Какое-то время я был вообще единственным сотрудником, приходилось делать всё самому. За короткое время «Эс-Эн-Си Рекордс» стала лидирующей компанией на рынке, и пять лет я отдал звукозаписывающей индустрии. Но потом меня повлекли новые технологии, на смену виниловым пластинкам пришли компакт-диски, позже я занимался выпуском DVD, Blu-rayдисков. А в 2010 году компания Dolby решила открыть представительство в России и СНГ, и они искали человека, который имеет опыт работы, что называется «на земле», и, в то же время, с крупными международными компаниями. А я многие годы сотрудничал с компанией Sony, и мне предложили эту работу. И вот уже больше шести лет я возглавляю представительство компании Dolbyв России и СНГ.
 

В чем особенность технологии Dolby Atmos?

Технология Dolby Atmos – самый современный формат кинотеатрального звука. В настоящее время в России 88 наших залов, в СНГ – 111 залов. Вы, наверное, знаете, что в большинстве кинотеатров окружающий звук 5.1 или 7.1. В вашем кинотеатре «Атмос Синема» – система Dolby Atmos, которая подразумевает, что каналов звука нет, а каждый динамик работает отдельно. Кстати, динамиков здесь намного больше, чем в обычных залах: они по всему залу, на потолке, за экраном. Таким образом, мы получаем не окружающий звук, а звук трехмерный, объемный и возможность свободного перемещения объектов в звуковом пространстве. Например, можно, сидя в зале, слышать, как кто-то ходит по потолку, вокруг вас может летать назойливая муха, идти дождь… Кинопоказ приобрел еще одно звуковое измерение, что очень эффективно, в качестве дополнительного усиления эффекта присутствия для зрителей.

Технология Dolby Atmos – самый современный формат кинотеатрального звука. В настоящее время в России 88 наших залов, в СНГ – 111 залов

Кинокритик Сергей Добротворский писал, что «настоящий киноман всегда садится в первом ряду, он как бы входит в экран».Можно ли сказать, что вы с ним спорите?

Спорить ни с кем не буду. Время меняется, индустрия развлечений тоже меняется. И наши залы со звуком Dolby Atmos позволяют зрителю, сидящему на любом месте получать полную палитру звуковых эффектов. Но есть некие точки настройки наиболее точной передачи – это, обычно, самый центр зала. Эффект присутствия сегодня стал намного сильнее, чем это было раньше.
 

Фильмы в России сегодня сразу снимаются для кинотеатров Dolby?

Кино – это великая иллюзия. Оно сделано таким образом, чтобы человек, который пришел в зал, поверил в то, что происходит на экране. А как это делается – тайна. Применение технологии Dolby – это, так называемый, постпродакшн. Звук для кино – последний этап кинопроизводства: создается звуковая дорожка, саундтрек, накладываются шумы, голос… И всё это собирается в единый звуковой микс, и вот на этом этапе появляются технологии Dolby и фильм, уже в формате звука Dolby Atmos выходит на экран.

Чтобы осуществить это – нужна специальная студия, оборудованная по всем стандартам. Требования к студиям достаточно жесткие, намного более жесткие, чем требования к залам. С помощью специальных инструментов звукорежиссер может создавать звуковые объекты и их параномировать в трехмерном звуковом пространстве. На дисплее у звукорежиссера это выглядит как некие желтые прыгающие теннисные мячики. И он может собирать до 128 независимых объектов, которые могут звучать в одном кадре. Но, конечно, это очень много: увлечение количеством объектов прошло, все поняли, что один тихий звук иногда может быть значительно более эффектным, чем когда всё вокруг шумит и взрывается.
 

Сможет ли зритель увидеть в кинотеатре фестивальное кино, артхаус?

Компания Dolbyславится технологическими инновациями. Мы придумываем технологию и предлагаем ее индустрии. А дальше индустрия либо принимает, либо не принимает ее. Я примерно пять лет потратил на плотное общение с нашими кинематографистами, продюсерами, режиссерами и звукорежиссерами. И я вижу, как меняется отношение: сначала к нам относились очень настороженно. Но после того как появились наши студии записи и некий опыт, на одном из круглых столов известный продюсер сказал: «Я понял, что Dolby Atmos надо учитывать на этапе написания сценария. Потому что появился еще один дополнительный компонент, который раньше был недоступен». То есть технология принята, и могу сказать, что количество отечественных фильмов, использующих ее, удваивается каждый год.

2

Надо сказать спасибо владельцам кинотеатра за то, что они поверили в наши технологии и сделали такой замечательный кинотеатр – первый со звуком Dolby Atmos в Тюмени

Какие технологии Dolby Atmos ждут нас в ближайшем будущем?

Технологии разрабатываются сотрудниками компании Dolby, которые работают во многих странах мира. Поэтому, можно сказать, что это коллективное творчество большой группы людей. Но штаб-квартира нашей компании в Сан-Франциско, США. Поэтому основной мозговой центр расположен там, а мы занимаемся больше продвижением и внедрением технологии Dolby Atmos.

Мы постоянно развиваемся, совершенствуем технологии, идем навстречу нашим бизнес-партнерам, в плане удешевления нашей системы, без потери качества звука, и движемся в ногу со временем. Сегодня Dolby выпускает акустические системы, мы разработали многоканальный усилитель, который может один обслуживать целый зал и многое другое.

Для меня лично, как для жителя России, очень важно, чтобы наши кинематографисты и кинопрокатчики могли использовать самые лучшие мировые достижения в области кинопроизводства и кинопроката. Не только привозить зарубежное кино и показывать его, но делать кино самим. Для этого у нас есть все возможности: шесть студий в России и большое желание со стороны кинокомпаний делать фильмы со звуком Dolby Atmos. Я вижу, что результаты многолетней работы нашего небольшого коллектива дают свои положительные результаты. И сегодняшняя премьера кинотеатра «Атмос Синема» в Тюмени – это как раз один из наглядных примеров сотрудничества с нашими партнерами, которыми мы очень дорожим.
 

Что ждет зрителей в кинотеатре? Чем он уникален?

Надо сказать спасибо владельцам кинотеатра за то, что они поверили в наши технологии и сделали такой замечательный кинотеатр – первый со звуком Dolby Atmos в Тюмени. Этот современный кинотеатр меня впечатлил. В нем очень много воздуха, что важно для комфортного просмотра фильмов. А в целом, лучше один раз услышать, чем много рассказывать о звуке.

Текст: Ольга Долгих
Фото: Geometria.ru, Сергей Дадеев

Loading...